Как избежать обмана в автосервисе
Автосервис – это одна из сфер услуг где обманывает чаще всего. Особенно впечатляет размеры мошенничества, клиенты не редко теряют десятки и сотни тысяч.
Условно способы обмана можно разделить на следующие группы:
- Навязывание ненужных платных услуг. Чаще всего, автосервисы автоматически вписывают в заказ-наряд платную диагностику или аналогичные услуги. Что является незаконным;
- Замена работоспособных запчастей на новые. Запчасти мастер в этом случае мастер пытается забрать себе для перепродажи или установки на машину другого клиента;
- Проведение отдельных ремонтных работ «лишь на бумаге». В счет нередко вписывают работы, которые по факту не проводились;
- Установка дешевых аналогов запчастей или расходных материалов. Нередко клиенту устанавливают дешевые китайские (или турецкие) аналоги под видом оригинальных запчастей. Тоже обычно касается и замены масла;
- Подмена «дешевого» ремонт «дорогим». Известно много случаев, когда сервисы вместо «копеечного» ремонта (в пределах 500-1000 руб.) клиенту навязывали замену дорогих агрегатов (за 50-100 тыс. и более);
- Установка б/y запчастей под видом новых.
Как правила стоимость ремонта сильно зависит от знаний водителя в этой области. При отсутствие таковых – желательно обзавестись знакомым, который таковыми обладает и может проконтролировать качество ремонта.
Так же рекомендуется пользоваться услугами официальным автодилеров. Качество ремонта в этом случае повышается, а риск обмана снижается. Кроме того, это упрощает взыскание ущерба.
Рассмотрим требования законодательства к автосервисам.
Информация о оказываемых автосервисом услугах или выполняемых работах, должна находится в удобном для обозрения месте и содержать следующие сведения:
- Перечень оказываемых услуг или выполняемых работ, а также форма их оказания;
- Цены на оказываемые услуги и выполняемые работы;
- Цены на используемые при ремонте запасные части и материалы;
- Сведения о сроках выполнения заказов;
- Сведение о лицах, ответственных за оказание конкретных услуг или выполнение работ;
- Гарантийные сроки;
- Сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (eсли такое требование предусмотрено законодательством).
Договор на выполнение работ по ремонту и обслуживанию автомобиля должен заключаться в письменной форме (заказ-наряд, квитанция, кассовый чек и т.п.).
Приемо-сдаточный акт
Акт приемо-сдаточный акт составляется в том случае если ремонт и обслуживание автомобиля производится без присутствия заказчика (помимо договора).
В акте отражаются все видимые повреждения, комплектность автомобиля, сведения о представленных заказчиком запасных частей и материалов.
Так же в акте указывается марка и модель автомобиля, год выпуска, VIN, государственный регистрационный номер, пробег, а также причина обращения в автосервис
Экземпляры договора и приемо-сдаточного акта выдаются владельцу автомобиля на руки.
Согласование стоимости работ
Владелец автомобиля имеет право присутствовать при его диагностике.
По результатам диагностики владельцу автомобиля следует уточнить объем и стоимость ремонта, а также представить предварительный заказ-наряд. Увеличение стоимости услуг без согласования с заказчиком – незаконно.
Кроме того, автосервис не вправе оказывать дополнительные услуги или выполнять работы без согласования с владельцем автомобиля.
От несогласованных платных услуг заказчик имеет право отказаться.
Запасные части и материалы
После проведения ремонта, связанного с заменой узлов или деталей, автосервис обязан вернуть владельцу автомобиля замененные (неисправные) узлы и детали.
Получение автомобиля
При получении автомобиля из автосервиса заказчику необходимо проверьте качество выполнения ремонта. При наличие каких-либо претензий их необходимо указать акте приема-передачи или в заказ-наряде (перед их подписанием). В противном случае, владелец автомобиля не сможет получить какие-либо компенсации и штрафы.
Претензии относительно выполненных ремонтных работ заказчик имеет право предъявить в течение гарантийного срока, установленного автосервисом.
При обнаружении недостатков в выполненной работе или оказанной услуге, владелец автомобиля имеет право потребовать:
- Безвозмездно устранить обнаруженные недостатки;
- Уменьшить цену оказанной услуги или выполненной работы;
- Повторно выполнить работу;
- Возместить расходы по устранению недостатков выполненной работы или оказанной услуги;
- Полностью возместить убытки, причиненные владельцу автомобиля в связи с недостатками выполненной работы или оказанной услуги.
Срок устранения недостатков устанавливается заказчиком самостоятельно.
Обращение в суд
При отказе автосервиса от добровольного удовлетворения требований владелец автомобиля имеет право обратится в суд.
При удовлетворении исковых требований в пользу истца так же взыскивает штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1).
Нормативные документы по теме:
- Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 "Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств";
- Федеральный закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".