Санитарные нормы перевозки детей по железной дороге
Новый СанПиН СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей", вступивший в силу в апреле 2014 года, носит почти революционный характер. Он сильно упрощает жизнь "детским" туроператорам и родителям.
Прежние правила, принятые еще в 2003 году, содержали множество весьма жестких требований, которые буквально тормозили развитие детского туризма внутри России. Например, вагоны для перевозки детей должны были обязательно иметь кондиционеры и быть оборудованы биотуалетом (для примера: в парке РЖД таких вагонов всего 21%), кормить детей можно было исключительно в вагоне-ресторане.
- Роспотребнадзор также настаивал на медицинском сопровождении каждой группы детей от восьми человек. Это действительно надо делать, но только при массовых перевозках, иначе получается, что в поезде едет 20 групп, а с ними 20 врачей, - замечает глава Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.
Или другое требование: при посадке в поезд каждый ребенок должен иметь медицинскую справку о состоянии здоровья. Но формы такой справки в Минздраве нет, есть формы N 076 "Санаторно-курортная карта для детей и подростков" и N 079 "Медицинская справка школьника, отъезжающего в пионерский лагерь", которые требуют прохождения многих врачей, чуть ли не полной диспансеризации. Эти и другие нормативы, по мнению Сергея Минделевича, часто делали перевозку детей невозможной. В противном случае организаторы поездки должны идти на заведомое нарушение, рискуя ни за что заплатить значительные штрафы. Туристические объединения неоднократно обращались по этому поводу в Роспотребнадзор, но понадобилось десять лет, чтобы добиться изменений.
Одно из ключевых изменений нового СанПиНа касается отмены требования об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей от восьми человек. Ранее, согласно документу, сопровождающий должен был быть действующим медицинским работником. Нанимать студентов медицинских вузов или медиков-пенсионеров не разрешалось. На текущий момент, по данным Минздрава, в России не хватает около 40 тысяч врачей. В такой ситуации найти сопровождающего для каждой группы из восьми человек было крайне затруднительно. Кроме этого, нет ни одного нормативного документа, обязывающего медицинские учреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп. Как правило, все решалось путем личных договоренностей. Организаторы поездки должны были оплатить сопровождающему билеты на поезд, проживание и питание в пункте назначения, а также предоставить соответствующую оплату его труда. В конечном счете эти траты ложились на плечи родителей, поскольку закладывались в стоимость детских путевок. Теперь эти расходы удастся сократить.
По новым правилам сопровождение медработника вообще не требуется в коротких поездках не более 12 часов для групп не более 30 человек. Для более продолжительных поездок или групп, численность которых превышает 30 человек, медицинское сопровождение по-прежнему необходимо. Но теперь, по словам Сергея Минделевича, это может быть не только действующий сотрудник медицинского учреждения. Достаточно, чтобы человек прошел обучение по оказанию первой помощи. Такое обучение проходят, например, сотрудники МЧС и т.д. То есть появляется гораздо больше возможностей найти человека для сопровождения группы.
Эксперты уверены, что упразднение старой нормы вовсе не повышает опасность путешествия для детей. Все поезда оборудованы связью с диспетчером, а остановки и узловые станции есть примерно каждые два часа следования поезда. То есть, при необходимости, детям всегда будет оказана вся необходимая помощь. Кроме этого, в каждом составе должна быть аптечка, а проводники обязаны уметь оказать пассажирам первую помощь. Как полагают в Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Рос- туризма, при массовых перевозках детей СанПиН не лишним было бы даже усилить в части медицинского сопровождения: в поезде должен быть квалифицированный врач профильной специализации, для которого должно быть оборудовано медицинское купе. Только тогда медработник может реально повлиять на ситуацию при заболевании или травме ребенка.
Были внесены изменения и в процедуру предоставления детям питания. В частности, раздачу сухих пайков больше не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, а горячее питание не обязательно покупать только в вагоне-ресторане. Как замечает Сергей Минделевич, раньше вагоны-рестораны были монополистами и могли назначать любую цену за питание, а руководители групп вынуждены были на нее соглашаться. В новых правилах нет обязательного требования кормить детей пищей только из вагона-ресторана, поэтому группы могут сами выбирать, чем питаться. Например, горячее питание может быть заказано на комбинате, поставляющем питание в школы одного из городов на пути следования поезда, и доставлено к вагону на узловой станции. Это питание может быть оплачено по безналичному расчету заранее при организации поездки. Таким образом, появляется конкуренция, которая неизменно приведет к улучшению качества питания и снижению его стоимости, уверены эксперты.
Удалось добиться и отмены части медицинских справок. Детям больше не нужно брать с собой справку о состоянии здоровья, а вот справка о контакте с инфекционными больными по-прежнему требуется. На сохранении этой нормы настояли Минздрав и Роспотребнадзор. Такая справка действует только три дня, и поэтому при возвращении домой она теперь не нужна. Также отменено дискриминационное требование о том, что детей-инвалидов надо перевозить только в отдельном купе.
Ну, и, наконец, определена область применения самого документа. Дело в том, что размытая формулировка предыдущего СанПиНа распространяла его действие даже на пригородные электропоезда. То есть группе детей, следующих из Подмосковья в Москву на экскурсию или для участия в концертах, соревнованиях, нужно было искать сопровождающего медика, электричку с биотуалетом и кондиционером и т.д. В новом документе указывается, что соблюдение СанПиНа обязательно при поездках длительностью более 10 часов. Правда, в это время включили время нахождения на вокзалах в пунктах отправления и прибытия.
При этом при Ростуризме продолжается работа над другими документами. Во-первых, готовится проект нового СанПиНа к организациям дополнительного образования детей (все станции и центры детского туризма страны имеют статус таких организаций). Во-вторых, предстоит пересмотреть правила перевозки детей автобусами, утвержденные в декабре прошлого года поправками к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Эти нормы фактически уничтожают длительные походы и экспедиции.
Ранее уже удалось добиться отмены СанПиНа к организации палаточных лагерей для детей. Согласно указаниям Роспотребнадзора, чтобы школьная группа могла отправиться в поход, ей нужно было около 50 различных согласований. Доходило до смешного. Например, продолжительность смены определялась наличием условий для проведения банных дней, требовалось скашивать траву и бороться с грызунами в местах стоянок передвижных лагерей. Или требование к ночной температуре, которая в месте разбивки лагеря не должна опускаться ниже 15 градусов, а вес рюкзака не должен превышать 2,5 кг. И многое другое. За нарушение этих требований организаторам лагеря грозили серьезные санкции. Не удивительно, что после введения три года назад в действие этого СанПиНа значительная часть палаточных лагерей была закрыта. Дети остались без отдыха, а сотни педагогов-организаторов и инструкторов-походников потеряли работу. Только в 2013 году требования были отменены