Ростехнадзор, итоги 2013 г - выполнение поднадзорными организациями мероприятий по антитеррористической устойчивости объектов

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», Управление в отчетном периоде продолжило работу по контролю выполнения мероприятий по обеспечению защищенности опасных производственных объектов поднадзорных предприятий от возможных террористических актов.

Проверка выполнения указанных мероприятий осуществляется при проведении обследований организаций и предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

В ходе проведения проверок инспекторами Управления, в том числе, проверялось выполнение «Общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186.

За 2013 год инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на поднадзорных предприятиях, не зарегистрировано.

Большинство проверок показало, что мероприятия по обеспечению физической защиты опасных производственных объектов от террористических актов, в том числе, ревизия и оснащение систем охраны на предприятиях, в целом, выполняются.

На поднадзорных предприятиях уточнены приказы о назначении ответственных по защите опасных производственных объектов от возможных террористических актов, разработаны мероприятия, направленные на предотвращение террористических актов: уточнены графики, периодичность и маршруты обхода территорий предприятий. Проводятся работы по осмотру состояния ограждений территории в период снеготаяния, составлены планы ремонтных работ поврежденных ограждений.

На предприятиях (в диспетчерских, дежурных службах и т.д.) имеются в наличии соответствующие инструкции, разработанные органами ФСБ и МВД, о порядке действий при угрозе по телефону.

Особое внимание уделяется  предприятиям энергетики и социальной сферы (котельные, системы газоснабжения и др.), а также опасным производственным объектам, при эксплуатации которых могут произойти аварии техногенного характера.

На крупных промышленных предприятиях и предприятиях энергетики разработаны планы и графики проведения учебно-тренировочных занятий с персоналом по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, а также графики проверки опасных производственных объектов в вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни, опасные производственные объекты оснащены системами видеонаблюдения.

Наряду с этим, в целях повышения защищенности объекта, на предприятиях внедряются и действуют инженерно-технические средства охраны (ИТСО): системы периметральной сигнализации, системы телевизионного наблюдения с выводом сигнала в дежурные помещения охраны и системы контроля управлением доступа (СКУД). Периметры территорий предприятий выполняются из железобетонных и металлических конструкций с установленной спиралью «Егоза».

Общая оценка состояния защищенности опасных производственных объектов от возможных террористических проявлений – удовлетворительная.

Фактором, снижающим уровень защищенности опасных производственных объектов, является частая смена формы собственности, банкротства, сокращения персонала подконтрольных предприятий и  их руководителей.

По результатам проведенных в 2013 году контрольных (надзорных) мероприятий отмечаем следующие основные недостатки эксплуатации оборудования, являющихся предпосылками потенциальной опасности:

- недостаточная ширина просек воздушных линий электропередачи. Лесной массив Московской области относится к лесам 1 группы, по которому проходит свыше 9800 км ВЛ 6-220 кВ. Высота основного лесного массива в Московской области превышает 25 метров, что при существующей ширине просек  приводит к отключению и повреждению линий электропередачи при падении деревьев при возникновении в Московском регионе  кризисных техногенных ситуаций природного характера (гололеда, шквалистых ветров, лесных пожаров).  Проверкой, проведенной в отношении филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Московское ПМЭС зафиксировано не приведение в соответствие ширины просек более 2000га или более 60 ЛЭП 220-750кВ;

- низкая динамика выполнения мероприятий по опережающему обновлению основных производственных фондов путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации оборудования.

Согласно результатам последних проверок крупных электросетевых предприятий региона, процент износа основных фондов за последние 3 года уменьшился на 2-3%, но на отчетный период  составляет 54-59% (трансформаторы, коммутационные аппараты, линии электропередачи).      Немногим ниже средний процент износа электрических сетей муниципальных образований Московской области (около 52%), а также оборудования электрических станций региона (51%).

В результате проверок выявлены следующие нарушения, имеющие отношение к антитеррористической устойчивости, устранение которых направлено прежде всего на уменьшение риска возникновения аварий и скорейшей локализации их последствий при эксплуатации электроустановок, а также на исключение доступа посторонних лиц на территорию энергообъекта. К примеру:

Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Московское ПМЭС»:

- не обеспечена согласно установленным требованиям освещенность кабельного тоннеля на ПС №504 «Ногинск»;

- не проведено в установленные сроки опробование устройства резервирования отказа выключателя шин 110кВ 2 сек. на ПС №504 «Ногинск»;

- не проведен в установленные сроки профилактический контроль устройств МТЗ и земляной сигнализации ф.6кВ №31 на ПС №504 «Ногинск»;

- неисправен АВР собственных нужд переменного тока ПС-450 «Пески» с понижением требуемой категории надежности  схемы электроснабжения  РЗА и СДТУ;

- неисправны лампы контроля цепи постоянного тока на панелях №17, 19 ПС-450 «Пески»;

- имеется возможность ручного деблокирования электромагнитной блокировки ШР ВЛ-220кВ «Радищево-Луч» на ПС-220кВ «Луч»;

- не проведена в апреле 2013г., в соответствии с утвержденным «Графиком эксплуатационных работ, выполняемых оперативным персоналом ПС-220кВ «Кедрово», проверка работоспособности пожарного гидранта №1 на ПС-220кВ «Кедрово»;

- в «Местной инструкции по предотвращению развития и ликвидации технологических нарушений ПС-220кВ «Луч», в разделе «Действия дежурного персонала при авариях в схемах собственных нужд» отсутствуют указания о порядке действий при необходимости включения дизельного генератора, подключенного к шинам 0,4кВ СН;

- не обработаны негорючими антикоррозионными покрытиями кабельные линии, проложенные в кабельном  подвале ЗРУ-6кВ ПС №183 «Дальняя» 4;

- нарушена периодичность проведения технического обслуживания устройства АПВ ОМВ-2 220 кВ на ПС № 485 «Радуга»;

- нарушена периодичность проведения технического обслуживания устройства РЗА -  земляной защиты ВЛ-110 кВ Заря-Смолино  АТ-1 ПС № 720 «Заря»;

- отсутствуют сведения о ежемесячном осмотре оросителей системы автоматического пожаротушения АТ-1 и АТ- 2 ПС № 720 «Заря»;

- не выполнена проверка электрической прочности  подвесных фарфоровых изоляторов   ОРУ-110 кВ 48 гирлянд по 17 шт., ОРУ 220 кВ 40 гирлянд по 19 шт. на ПС №590 «Федино»;

- не работоспособны в ГРЩ 220 кВ ПС «Пахра» лампы аварийного освещения;

- отсутствуют сигнальные знаки на опорах №24, №25 ВЛ-220кВ «Голутвин – Осетр»  в месте пересечения с судоходной рекой  Ока, согласованные с бассейновым управлением водного пути;

- отсутствует устройство светоограждения   в месте высотных препятствий на опоре №25  марки ПС-58  высотой 58м  ВЛ-220кВ «Голутвин – Осетр» в месте пересечения с судоходной рекой Ока;

- не содержится в пожаробезопасном состоянии просека, не убраны порубочные остатки  в пролетах опор №281, 282,283 ВЛ-220кВ «Пески-Федино».

ОАО «Московская объединенная электросетевая компания»:

- не проведены периодические измерения напряжения прикосновения на ПС №62, ПС №16, пс №456;

- на ПС №456 «Маслово» отсутствует ограждение ОРУ-110 Кв;

- территория ОРУ-35 кВ ПС №298 Третьяково не обеспечена в полном объеме электрическим освещением;

- дверцы ячеек и щитов РУ-10кВ ЦРП-6, ЦРП-3, ЗТП-63 не заперты на замки;

- не доукомплектована замками для запирания приводов МВ в соответствии с утверждённым перечнем ПС-357 «Елохово» и ПС-385 «Ефремово»;

- запасная дверь ЗРУ-6 кВ ПС-567 «Полиграф» не оборудована самозапирающимся замком, открываемым без ключа со стороны РУ, дверь открывается внутрь;

- не работоспособна блокировка приводов ЛР и ШР РУ-10кВ ЦРП-3.

При осуществлении надзорной деятельности в  части обеспечения антитеррористической защищенности объектов электроэнергетики Управления сталкивается с такими серьезнейшими проблемами, как:

- недостаточность существующей нормативно-правовой и методической базы для повышения безопасности и антитеррористической защищенности объектов электроэнергетики на этапах проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации;

- не  систематизированы  обязательные требования  к объектам электроэнергетики по  повышению  безопасности  и  антитеррористической защищенности,    определяющие необходимый   состав   и  характеристики  инженерно-технических систем (средств) обеспечения безопасности.

В связи с нерешенностью перечисленных проблем дать полную и объективную оценку террористической уязвимости поднадзорных объектов электроэнергетики не представляется возможным, так как квалифицированную оценку достаточности и работоспособности технических устройств для защищенности опасных производственных объектов  могут дать представители силовых структур ФСБ и МВД. Оценка работы  охранных предприятий также входит в компетенцию этих структур.

Общая протяженность поднадзорных Управлению систем магистральных трубопроводов  составляет – 22909,1 км на территории 18 субъектов Российской Федерации, в том числе в г. Москве.

По назначению магистральные трубопроводы распределяются:

- магистральные газопроводы                      -                 21539,7 км;

- магистральные нефтепродуктопроводы    -                 1369,4  км.

В состав поднадзорных объектов магистрального трубопроводного транспорта  входят следующие станционные (площадочные) объекты:

-    4 резервуарных парка для нефтепродуктов объемом хранения - 382,2 тыс. куб. м;

-  1 технологический комплекс наливных станций для нефтепродуктов;

- 5 технологических комплекса магистральных насосных станций нефтепродуктопроводов;

- 24 технологических комплексов магистральных газокомпрессорных станций с 278 газоперекачивающими агрегатами;

-   749 технологических комплексов газораспределительных станций;

-    48 автомобильных газонаполнительных станций;

- 4 технологических комплекса подземного  хранения природного  газа;

- 3285 крановые площадки с 17454 единицами  запорной арматурой;

- 148 узлов  запуска- приема внутритрубных средств.

-   все предприятия имеют паспорта антитеррористической защищенности и комплект типовых документов по антитеррористической защищенности;

 - все 24 газокомпрессорные станции и четыре подземных хранилища газа оборудованы системами охранного телевидения и периметральной охранной сигнализацией, а также противотаранными устройствами на въездных и выездных воротах;

- все компрессорные станции оборудованы кнопкой тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт оперативного дежурного при ОВД районов по месту дислокации станций;

- 80%  ГРС оснащены ограждениями типа «Кобра» или «Егоза»;

- 35% ГРС оснащены периметральной охранной сигнализацией;

- все контрольные пункты телемеханики, крановые узлы имеют ограждения из сетки рабицы, оснащены устройством «Егоза», закрываются на замки, имеют технологическую сигнализацию с выводом на диспетчера эксплуатирующей организации.

На предприятиях ОАО «Газпром», эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта, один раз в  6 месяцев проводятся совместные антитеррористические учения с ГУВД по Московской области и УВД по субъектам Российской Федерации. Главным управлением МЧС России по г. Москве, Управлением ФСБ России по  г. Москве и Московской области по отработке действий руководства и персонала.

Проводится ежегодное  обучение сотрудников занимающих должности руководящего состава филиалов и службы безопасности  ЗАО «Трансгазохрана»               ОАО «Газпром».

В тоже время,  необходимо организовать дополнительное обучение сотрудников, занимающих руководящие должности на объектах Единой системы газоснабжения и газотранспортной системы, по вопросам антитеррористической защищенности объектов в специализированных обучающих центрах с разработкой программ и билетов по данному вопросу.

         На поднадзорных предприятиях имеются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)  и планы ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов (ПЛАРН), в которых предусмотрены:

 -  порядок  эвакуации персонала и действий руководителя объекта при
возникновении угрозы совершения диверсионно-террористических актов;
      - расчет сил и средств, необходимых для минимизации и ликвидации последствий террористического акта.

         Имеются планы взаимодействия при проведении контртеррористических мероприятий в районах, по которым проходят магистральные газопроводы, организовано незамедлительное информирование территориальных подразделений УВД и МЧС о фактах нарушения общественного порядка вблизи объектов для принятия своевременных и эффективных мер реагирования по их пресечению.

В целом антитеррористическая защищённость объектов магистрального трубопроводного транспорта находится на удовлетворительном уровне.

В тоже время, не построены вдоль трассовые проезды на участках магистральных газопроводов «Ногинск-Воскресенск», «Касимов-Воскресенск», «Грязовец-КГМО», «Серпухов-Ленинград», «Белоусово-Ленинград», «Тула-Торжок» и других, проходящих по территории Московской области, персонал линейных обходчиков в соответствии с существующими нормами укомплектован, но норма в 100 км на одного обходчика очень высока – физически не осуществима, что сказывается на качестве работы.

Имеются нарушения зон минимальных расстояний магистральных газопроводов на территории Подольского, Щелковского и Наро-Фоминского районов Московской области. Зачастую в этих зонах выделяются земельные участки Администрациями муниципальных образований для ведения различного вида хозяйственной деятельности без обременений, связанных с эксплуатацией существующих сетей газораспределения.

По имеющимся фактам  нарушений зон минимальных расстояний магистральных газопроводов Управлением направлялись  письма в Администрации муниципальных образований, данные  споры рассматриваются в судебном порядке между двумя хозяйствующими субъектами (эксплуатирующая организация и застройщик).

Для совершенствования антитеррористической защищённости  объектов магистрального трубопроводного, входящих в единую систему ТЭК необходимо обеспечить обязательную страховую ответственность за причинение вреда третьим лицам в случае террористического акта на ОПО.

На подконтрольных организациях, эксплуатирующих сети газораспределения и сети газопотребления, обеспечивается антитеррористическая устойчивость эксплуатируемых взрывопожароопасных производственных объектов, соответствующая уровню возможных и ожидаемых угроз террористической направленности. За отчетный период инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на сети газораспределения и сети газопотребления поднадзорных организаций, не зарегистрировано.

В связи с усилившимися угрозами терактов руководством ГУП МО «Мособлгаз» даны указания об усилении охраны объектов газоснабжения на местах, а также:

- разработаны и утверждены директорами филиалов паспорта антитеррористической защищенности, противодиверсионные паспорта опасного производственного объекта, планы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на газовых сетях в условиях угрозы совершения террористических актов, планы основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов и служб;

- 89 % зданий ГГРП и ГРП оборудованы телеметрией «Аксон» с выводом на компьютеры АДУ районных эксплуатационных служб, на всех отключающих устройствах имеются замки. Оборудование системами пожарно-охранной сигнализации и видеонаблюдения на 93%, к концу 2013 года планируется 100% оснащение.

На проверенных за 2013 год предприятиях:

- изданы приказы «о защите потенциально опасных производств от возможных террористических актов», разработаны соответствующие мероприятия (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, МУП «КСХ», ООО «АШАН», ООО «ТЭК», ОАО «ЗМУ», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ООО «Энергоресурс», ТСЖ «Московский-27», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С»,  и др.).

- разработаны паспорта антитеррористической защищённости, согласованные с Управлением региональной безопасности Администраций городских округов, с территориальным Управлением МЧС, ФСБ (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, ООО «АШАН», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «Деловой партнер», ООО «Энергоресурс», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С»,  и др.);

- заключены договора на охрану территории со специализированными охранными организациями или созданы собственные службы охраны (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, ООО «АШАН, ОАО «ЗМУ», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ТСЖ «Московский-27», ООО «УНК», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С»,  и др.);

- осуществляется контроль за территорией сотрудниками охраны и с помощью систем видео наблюдения (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ФГБОУ ВПО МГУЛ, МУП «КСХ», ООО «АШАН», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ТСЖ «Московский-27», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С»,  и др.);

Вместе с тем, ссылаясь на свою неосведомленность, руководители некоторых организаций (ООО «Терма Плюс», ООО «Агрофирма Пирогово», МУП «КСХ» и др.) не в полной мере выполняют «Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186 и протокол заседания Антитеррористической комиссии Московской области от 23.06.2010, на что им были сделаны соответствующие указания. В связи со спецификой деятельности ООО «ОСВ-ОЙЛ», ЗАО «МНК-Газозаправка» не принимаются максимально возможные меры по предотвращению возможных терактов на АГЗС. 

Вместе с тем, ссылаясь на свою неосведомленность, руководители некоторых организаций (ООО «Терма Плюс», ООО «Агрофирма Пирогово», МУП «КСХ» и др.) не в полной мере выполняют «Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186 и протокол заседания Антитеррористической комиссии Московской области от 23.06.2010, на что им были сделаны соответствующие указания. В связи со спецификой деятельности ООО «ОСВ-ОЙЛ», ЗАО «МНК-Газозаправка» не принимаются максимально возможные меры по предотвращению возможных терактов на АГЗС. 

Организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные производственные объекты, принимаются меры по предотвращению проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц.

С целью предотвращения проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц установлены ограждения по периметру территорий организаций, имеются контрольно-пропускные пункты, ведётся видеонаблюдение, котельные теплоснабжающих организаций оснащены кнопками тревожной сигнализации, выведенными на пульты охраны отделов вневедомственной охраны при УВД муниципальных районов и городских поселений, установлены системы охранно-пожарной сигнализации, пропускной и внутриобъектовый режимы в организациях обеспечиваются силами ведомственной охраны организаций, силами сотрудников полиции, а также ЧОП.

Организациями составлены, утверждены и согласованы с силовыми структурами паспорта антитеррористической защищенности, разработаны мероприятия, изданы приказы, определяющие порядок действий сотрудников в случае угроз совершения террористических актов. Аварийно-диспетчерские службы и аварийно-диспетчерских участки, котельные и цеха поднадзорных организаций укомплектованы инструкциями о порядке действий при угрозе террористических актов. Разработаны планы локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций, планы взаимодействия служб различных ведомств. С обслуживающим персоналом, занятым эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов, проводятся противоаварийные и противопожарные тренировочные занятия, инструктажи по усилению бдительности по предотвращению террористических актов.

За 2013 год из крупных предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты на территории Костромской области, проверялись МУП «Коммунсервис» костромского района Костромской области, МУП «Газовые котельные», ООО «Стромнефтемаш», ЗАО «Шувалово».