Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния промышленной безопасности - часть 2

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору 

Объекты нефтегазодобывающей промышленности и геолого-разведочных работ.

В 2013 году контрольная (надзорная) деятельность за состоянием безопасности геологоразведки осуществлялась в соответствии с утвержденным сводным планом контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности Центрального управления Ростехнадзора, межрегионального отдела по надзору за производством горных и взрывных работ, металлургическому надзору и за объектами специального подземного строительства и была направлена на реализацию требований Федерального законодательства, норм и правил в области промышленной безопасности.

 Надзорная деятельность осуществлялась на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.06.2009 № 543.

Деятельность по контролю за состоянием промышленной безопасности на геологоразведочных предприятиях была направлена на реализацию требований, предусмотренных федеральным законодательством в области промышленной безопасности  производственных объектов и нормативных актов Ростехнадзора. В ходе работы особое внимание уделялось защищённости опасных производственных объектов, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера. В ходе работы особое внимание уделялось уровню организации и функциональности систем управления промышленной безопасности на предприятиях, оценке профессиональной подготовленности персонала.

  В отчетном периоде на подконтрольных предприятиях и в организациях аварийности и производственного травматизма не зарегистрировано.

Состояние промышленной безопасности и эффективность производственного контроля рассматривались в коллективах предприятий по итогам проведённых обследований, а также на совещаниях в отделе. Среди прочих на совещаниях рассматривались вопросы, связанные с созданием безопасных условий труда, улучшением профессиональной подготовки рабочих, повышения ответственности руководителей за состояние промышленной безопасности (ОАО «Агровод», ОАО «Трест Гидромонтаж»).

Одной из основных задач при проведении контрольно-профилактической работы являлась  помощь руководителям предприятий в правильной организации работы по профилактике нарушений, повышение эффективности работы в этом направлении всех служб предприятия, включая руководителей и специалистов.

По требованию инспекторского состава Центрального управления Ростехнадзора, на предприятиях осуществлены меры организационного и технического характера, направленные на повышение уровня промышленной безопасности.  В соответствии с планом работы отдела проводились проверки по соблюдению сроков эксплуатации производственного оборудования на геологоразведочных работах и своевременного проведения его технического диагностирования.

Анализ положения в работе учебных пунктов и комбинатов по подготовке рабочих основных профессий для ведения буровых и геологоразведочных работ показывает, что на протяжении последних лет  сократилось количество учебных комбинатов. Прекратили свою работу учебные пункты, организованные при ряде производственных объединений (ОАО «Центргеология», ОП «Спецгеофизика» и др.). Состояние материально-технической базы учебно-производственных комбинатов не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебным заведениям (Стандарт отрасли ОСТ 41-16-301-2000 «Система профессионального обучения на производстве»).

При проверках подконтрольных предприятий, ведущих буровые и геологоразведочные работы остаются приоритетными вопросы наличия и соответствия проектной документации, правилам и нормам, организации и эффективности ведомственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Проведенные проверки отдельных проектов по вопросам обеспечения безопасного ведения работ и сохранности недр в «Гидрогеологической экспедиции     № 30» филиале ФУГП «Гидроспецгеология» выявили ряд недостатков в проработке проектных решений.

Так, в проекте производства работ по ремонту эксплуатационной скважины Р-5, расположенной в г. Москве на территории ТЭЦ-21 филиал ОАО «Мосэнерго», монтаж буровой установки УРБ-3АМ планировалось выполнить без учета необходимых специальных мероприятий, обеспечивающих безопасность работ, а также безопасность населения. По требованию отдела были проведены дополнительные мероприятия по приведению проектов в соответствии с требованиями «Правил безопасности при геологоразведочных работах» и других нормативных документов, регламентирующих безопасное ведение буровых работ. 

Всего за отчетный период было проведено 38 проверок подконтрольных предприятий, в ходе которых выявлено 163 нарушения нормативно-технических документов. По всем выявленным нарушениям на имя руководителей предприятий (организаций) были выданы предписания и представления, установлены сроки для  устранения нарушений, а так же  причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 В ходе проведенных проверок по предписаниям государственного инспектора  было привлечено к административной ответственности  20 предприятий и организаций. Административные взыскания наложены на 20 юридических лиц и на 26 должностных лиц.  Общая  сумма наложенных административных штрафов –

119 тыс. рублей.

Работа Управления осуществляется во взаимодействии с органами МВД РФ, органами Прокуратуры, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", в Можайский муниципальный районный отдел судебных приставов было направлено  постановление о назначении административного наказания неисполненное в добровольном порядке. Инспекторы Управления, являющиеся членами Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых (КСТП), активно сотрудничают с Департаментом по недропользованию (Центрнедра). Кроме участия в заседаниях КСТП, в Центрнедра предоставляются заключения на проектную документацию по вопросам недропользования.

В соответствии с планом технической учебы проводилась работа по повышению инспекторским составом знаний законодательных актов и нормативной документации. Так же, сотрудники Центрального управления прошли аттестацию, организованную Центральным управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В результате проведенного обучения, были получены  знания, позволяющие решать поставленные задачи надзорной и контрольной деятельности в соответствии с современными требованиями.

В  настоящее время  на  территории   подконтрольной  Центральному  управлению Ростехнадзора, осуществляют деятельность по бурению скважин различного назначения большое количество предприятий и частных лиц (в том числе не зарегистрированных), выполняющих работы без необходимой проектно-технической документации, при отсутствии обученного технического персонала, а так же использующих буровое оборудование с истекшим сроком эксплуатации.

Калининградская область.

Характеристика поднадзорных предприятий, объектов и фонда скважин.

Поднадзорными являются 15 предприятий: в том числе:

- 3 организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

- 1 организация по проектированию опасных производственных объектов;

- 2 экспертные организации;

- 3 организации по подготовке (переподготовке) работников опасных производственных объектов;

- 1 организация по изготовлению технических устройств;

- 1 организация по строительству опасных производственных объектов;

- 2 организации по консервации, ликвидации опасных производственных объектов.

Основными видами деятельности предприятий в части эксплуатации нефтегазодобывающих производств являются:

- бурение, ликвидация и консервация нефтегазодобывающих скважин, ликвидация и консервация других объектов нефтегазодобычи;

-  эксплуатация нефтегазодобывающих скважин, в том числе деятельность по их техническому обслуживанию, повышению нефтеотдачи пластов, ликвидации открытых нефтегазовых фонтанов;

 - эксплуатация систем сбора нефти и попутного газа, подготовка этого сырья до товарных кондиций;

- эксплуатация систем поддержания пластового давления и воздействия на пласты;

- эксплуатация производств по вскрытию нефтегазоносных пластов с применением прострелочно-взрывной аппаратуры, освоение нефтегазодобывающих скважин, проведение геофизических и геодинамических исследований.

Опасными производственными объектами являются: фонды скважин; пункты сбора и подготовки нефти; площадки дожимных насосных станций; системы промысловых и межпромысловых трубопроводов, участок ведения буровых работ.

Общий фонд скважин составляет 600 единиц, из них эксплуатационных – 308, контрольных – 100, поглощающих – 17. Доля механизированной добычи нефти растет в связи с выработанностью месторождений и прогрессирующим обводнением добывающей продукции.

Большинство месторождений области относится к категории мелких с действующим фондом добывающих скважин до 15 единиц.

Управлением осуществляется надзор за состоянием промышленной безопасности при разработке Кравцовского месторождения, расположенного в акватории Балтийского моря в пределах Куршского участка шельфа. Эксплуатация месторождения ведется с морской ледостойкой платформы (МЛСП Д-6) горизонтальными и разветвлено-горизонтальными скважинами.

В эксплуатации находятся 1 буровая  установка.

 

 

Объекты магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа.

План работы межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Управления, разработан на основании и в соответствии с Комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год и годовым планом работы на 2013 год Центрального управления Ростехнадзора выполнен и подтверждается отчётными документами. 

В целом состояние промышленной безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, подконтрольного Управлению находится на удовлетворительном уровне.

В отчётном периоде особое внимание уделялось совершенствованию  и поиску новых приёмов и методов работы, позволяющих повысить эффективность государственного надзора  по обеспечению промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах (ОПО) и объектах государственного строительного надзора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» от 05.05. 2012 № 455 был применён  режим постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта. Надзорные и контрольные функции были направлены на реализацию требований, предусмотренных Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  от 19.12.2008 № 294-ФЗ. 

В соответствии с Приказом Ростехнадзора «О распределении полномочий по организации надзорной деятельности за объектами магистрального трубопроводного транспорта» от 22 октября 2009 № 883, Управление осуществляет надзор за организациями, осуществляющими проектирование, строительство, ремонт, эксплуатацию опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, имеющими юридический адрес на территории, подконтрольной Управлению в 17 субъектах Российской Федерации: Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Владимирской, Ярославской, Ивановской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Курской, Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Калининградской областей  и  г. Москвы. 

Управление осуществляет надзор за 50 эксплуатирующими предприятиями на 1016 опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта, в том числе 22 предприятия имеют ОПО 1 и 2 класса опасности.

Штатная численность межрегионального отдела составляет 11 человек: начальник отдела, заместитель начальника отдела, три главных государственных инспектора, пять государственных инспекторов и один специалист 1 разряда.

Общая протяженность поднадзорных Управлению систем магистральных трубопроводов  составляет – 22909,1 км.

По назначению магистральные трубопроводы распределяются:

- магистральные газопроводы -  21539,7 км;

- магистральные нефтепродуктопроводы - 1369,4  км.

В состав поднадзорных объектов магистрального трубопроводного транспорта  входят следующие станционные (площадочные) объекты:

- 4 резервуарных парка для нефтепродуктов объемом хранения                    (382,2 тыс.куб.м);

- 1 технологический комплекс наливных станций для нефтепродуктов;

- 4 технологических комплекса магистральных насосных станций нефтепродуктопроводов;

- 24 технологических комплексов магистральных газокомпрессорных станций с 278 газоперекачивающими агрегатами;

- 750 технологических комплексов газораспределительных станций;

- 48 автомобильных газонаполнительных станций;

- 5 технологических комплекса подземного  хранения природного  газа;

-  3285 крановые площадки с 17454 единицами  запорной арматурой;

-  148 узлов  запуска - приема внутритрубных средств.

В соответствии с Распоряжением Госгортехнадзора России от 19 апреля 2001 года № Р10 и приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области  от 15.08.2005 г. № 195-к  контрольно-профилактическая деятельность в ООО «Газпром трансгаз Москва» осуществляется на комплексной основе. 

Комплексность надзора заключается в том, что один инспектор осуществляет  функции надзора за объектами магистрального трубопроводного транспорта, грузоподъёмными машинами и механизмами, сосудами, работающими под давлением, объектами газового хозяйства и перевозкой опасных грузов, эксплуатируемых в структурных подразделениях ООО «Газпром трансгаз Москва».

Под надзором Управления находятся также 278 единиц грузоподъёмных машин и механизмов, 1583 сосудов, работающих под давлением, 9 паровых котлов.

Данный подход к организации надзорной деятельности является новаторским  в системе Ростехнадзора. Положительная сторона организации комплексного надзора заключается в снижении нагрузки на поднадзорные предприятия  тем, что один  инспектор решает вопросы пяти сфер надзора. При этом обеспечивается существенная экономия средств Ростехнадзора на содержание инспекторов и оплаты командировочных расходов, так как все объекты магистрального трубопроводного транспорта, грузоподъёмные машины и механизмы, сосуды, работающие под давлением, перевозка опасных грузов, объекты газового хозяйства и др. контролируются инспекторами одного отдела.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от     5 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», межрегиональный отдел по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Управления осуществляет постоянный государственный надзор за 28 опасным производственным объектом в составе: 16 магистральных газопроводов, 1 магистральный нефтепродуктопровод, 6 компрессорных станций, 4 подземных хранилища газа и 1 линейная перекачивающая диспетчерская станция. Постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах осуществляется согласно Плана проведения мероприятий по контролю с периодичностью: ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода и раз в год.

За отчётный период 2013 года аварий на объектах магистрального трубопроводного транспорта не зафиксировано.

Случаев производственного травматизма со смертельным исходом в отчётный период 2013 года не произошло, групповых несчастных случаев допущено не было.

Произошел тяжелый несчастный случай 23 июля 2013 года в 14 час. 50 мин. с помощником бурильщика капитального ремонта скважин 4 разряда В.С. Дягилевым на рабочей площадке, установленной на устье эксплуатационной скважины № 91 Касимовского УПХГ при проведении работ по капитальному ремонту. По результатам расследования установлены причин несчастного случая, связанные с нарушением трудового распорядка и дисциплины труда.

Все подконтрольные эксплуатирующие предприятия имеют лицензии на эксплуатации взрывоопасных производственных объектов в соответствии с действующим законодательством, разработаны декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов  в установленном порядке.

 На всех подконтрольных предприятиях проведено обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО страховыми компаниями ОАО «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Страховая группа «УралСиб», ООО «СК «Промбезопасность», ЗАО «СК «Военно-страховая компания», ЗАО «СК «Транснефть», ООО «Росгосстрах» в установленном порядке  и в соответствии с правилами проведения страхования.

В межрегиональном отделе Управления на постоянной основе осуществляется контроль за безопасным состоянием опасных производственных объектов, информация о состоянии безопасности поднадзорных объектов поступает по трем каналам:

-    в соответствии порядком оповещения об авариях и инцидентах;

-    от инспекторов в ходе и по результатам инспекционных обследований различного назначения;

-    в плановом порядке в виде ежеквартальных и годовых отчетов поднадзорных предприятий.

Поднадзорные организации немедленно оповещают начальника межрегионального отдела Управления о случаях аварий и инцидентов, ежеквартально представляются сведения об инцидентах в отдел.

В межрегиональном отделе Управления организован контроль за  выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных  по результатам  расследования причин  ранее происшедших аварий и несчастных случаев.

Одним из показателей контрольной работы межрегионального отдела Управления является применение Кодекса об административных правонарушениях            (КоАП), штрафные санкции являются основным инструментом контрольно-профилактического воздействия на должностные и юридические лица. Межрегиональный отдел применял штрафные санкции к юридическим и должностным лицам  при выявлении нарушений Правил безопасности и Федерального законодательства, а также нарушений, угрожающих развитием  аварийных ситуаций  на опасных производственных объектах.

Межрегиональным отделом в 2013 году применялись следующие виды штрафных санкций: в соответствии с ст. 9.1. КоАП РФ наложение штрафа в размере от 20 тыс. рублей на должностных лиц, от 200000 рублей на юридических лиц,  ст. 9.4. КоАП РФ наложение штрафа в размере от 30000 рублей до 100000 рублей на юридических лиц в размере от 2000 рублей до 5000 рублей на должностных лиц, в рамках осуществления государственного строительного надзора, ст. 11.20. КоАП РФ наложение штрафа на должностных лиц в размере 500 рублей, на юридических лиц в размере 5000 рублей.

В 2013 году инспекторами межрегионального отдела Управления было наложено 122 административного штрафа, в том числе оштрафовано 70 должностных и 52 юридических лица. Общая сумма штрафных санкций составила 4665,6 тыс. рублей (оплачено 5295,6 тыс. руб.) . 

Наложение штрафов относительно количества выявленных нарушений позволяет оценить критический уровень нарушений и их всестороннюю оценку инспектором. В среднем по отделу в 2013 году инспекторами на 10 нарушений оформлялся один штраф, что приблизительно соответствует уровню 2012 года.

Случаев неправомерного применения штрафных санкций не имеется.

Для предотвращения возникновения опасных факторов, руководствуясь Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45 – ФЗ «О внесении изменений в КоАП об административном правонарушениях» выдавались предписания о выводе людей из опасной зоны. Постановления, протоколы об административных правонарушениях оформлялись в установленном порядке.   

Инспекторы межрегионального отдела  Управления в ходе проверок выявляли и отражали в своих предписаниях  нарушения, отступления от нормативных требований и организовывали контроль за исполнением предписаний. Информация от инспекторов в виде отчётов о проведённой работе и состоянии объектов направлялась в межрегиональный отдел для внесения в компьютерную базу данных, проведения анализа состояния технологического оборудования, технических устройств и обеспечения условий безопасной эксплуатации подконтрольных объектов.

Поднадзорные  предприятия в соответствии с согласованными с Управлением «Положениями по организации и осуществлению производственного контроля» направляли в отдел информацию о состоянии промышленной безопасности на эксплуатируемых объектах и проведении мероприятий по осуществлению производственного контроля в целом.

В отделе проводится работа по прогнозной оценке безопасной эксплуатации объектов, проводится систематический сбор информации по текущему состоянию подконтрольных ОПО.

Реализация данной процедуры направлена на оперативность сбора информации, позволяющей провести эффективно анализ состояния  поднадзорных объектов и своевременно принять меры профилактического характера по обеспечению промышленной безопасности ОПО, в целях предотвращения аварийности и травматизма. 

Межрегиональный  отдел Управления при проведении  обследований на подконтрольных предприятиях и объектах осуществлял  проверку соблюдения требований законодательства по промышленной безопасности, в том числе:

- состояние безопасности на опасных производственных   объектах и техническое состояние  оборудования;

-  соблюдение требований по лицензированию;

- соблюдение требований по оформлению  деклараций промышленной безопасности;

-    соблюдение требований по регистрации ОПО  в Госреестре;

-    соответствие  договоров  страхования ответственности,

-    правильность ведения  паспортов на объекты, оборудование и технические устройства, особое внимание уделялось техническим устройствам, отработавшим нормативный срок;

-    диагностирования объектов и технических устройств, правильности оформления заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, с целью продления их срока службы;

-    правильность оформления протоколов проверки знаний специалистов и персонала;

-    наличие и соответствие должностных и производственных инструкций;

-    своевременность и качество проведения  экспертиз промышленной безопасности и др.

В 2013 году проведено 183 проверок поднадзорных предприятий по вопросам промышленной безопасности, в том числе 48 проверок выполнения ранее выданных предписаний, 5 внеплановых проверок соискателей лицензий.

В соответствии с Письмом руководителя Ростехнадзора от 08.04.2009 № НК-24/274 и во исполнение Приказа руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 01.07.2009 № 1291 межрегиональным отделом Управления осуществляется государственный строительный надзор 20 объектов капитального строительства. 

В 2013 году отделом проведены 48 проверок объектов капитального строительства, в том числе 17 проверок выполнения ранее выданных предписаний, выявлено и предписано к устранению 285 нарушений, наложено 30 административных наказания в виде штрафа в соответствие со ст. 9.4. КоАП РФ из которых 15 на должностных и 15 на юридических лиц, 10 штрафов по ст. 11.20. КоАП РФ из которых 5 на должностное лицо и 5 на юридическое лицо на общую сумму 1826900 рублей (оплачено 2096900 рублей).

Руководителям предприятий, в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ, выданы представления об устранении причин и условий, способствовавших  совершению административных правонарушений, основным из которых является ненадлежащее исполнение ответственными лицами контроля соответствия выполняемых строительных работ на объектах капитального строительства обязательным требованиям технических регламентов.

В отделе проводится анализ сопоставимых показателей, характеризующих уровень эффективности надзорной деятельности и требовательности при проведении мероприятий по контролю.

Анализ основных показателей надзорной деятельности за отчетный период в сравнении с аналогичным периодом 2012 года свидетельствует о значительном повышении количества выявленных нарушений и наложенных штрафов.

Контроль выполнения предписаний свидетельствует о полном исполнении предписаний и должном уровне производственного контроля. Все плановые проверки результативные в части выдачи предписаний и применения КоАП РФ к нарушителям нормативных требований. 

Нарушений лицензионных условий и требований, которые бы могли привести к приостановке действия лицензии нет.   

В соответствии с годовым планом работы отдела инспекторы отдела разрабатывали индивидуальные планы работ на месяц, ежемесячно до 20 числа месяца, предшествующего планируемому, начальник отдела утверждает у руководителя надзора (заместителя Руководителя Управления) индивидуальный план работы на следующий месяц.

Эффективность проводимых проверок оценивается по критериям, характеризующим уровень промышленной безопасности на предприятии. К положительным результатам относятся: снижение аварийности; снижение количества инцидентов; уменьшение количества случаев, требующих принятия решения по приостановке работы объектов и т.д.

Акты проверок и предписания, оформляемые инспекторами межрегионального отдела по результатам проведённых оперативных обследований, содержат описания  нарушений со ссылкой на пункты и статьи нормативных документов, предлагаемые меры и сроки исполнения.

Инспекторы проводят текущий мониторинг и оценку динамики количества выявляемых нарушений на каждом объекте, анализировали выполнение ранее выданных предписаний, тенденции изменения состояния промышленной безопасности и своевременность принятия необходимых мер воздействия с указанием  в выдаваемых предписаниях.

Предписания выдаются руководителям предприятия (юридическим лицам) в распечатанном виде, с подписью и отметкой  личным штампом инспектора, что соответствует порядку, установленному в Ростехнадзоре. 

Информация о выполнении предписания направляется инспекторами в межрегиональный отдел, где она регистрируется, анализируется и используется при составлении отчетов и справок, принятии  решений. Межрегиональным  отделом в плановом порядке  проводится анализ эффективности устранения выявленных нарушений. Результаты анализа  используются  при составлении планов целевых и комплексных проверок, принятии решений об участии представителей  отдела на совещаниях  по вопросам обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях.

В соответствии с действующим «Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утверждённым Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37, сотрудники межрегионального отдела участвовали в работе комиссий по проверке знаний Правил и норм безопасности специалистов и персонала подконтрольных предприятий с оформлением протоколов проверки.

При проведении контрольных обследований предприятий инспекторы на рабочих местах выборочно проверяют знания работников, и при необходимости отражают нарушения в предписаниях. Данные по количеству проверенных работников вносятся в компьютерную базу данных межрегионального отдела для дальнейшего учёта и анализа.

Предаттестационная подготовка проводится в специализированных центрах, имеющих опытных преподаватедей с соответствующей профессиональной подготовкой по согласованным учебным программам, в соответствии с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утвержденному приказом  Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37 в следующих специализированных аттестационных центрах: ИМЦ «САНГ» г. Москва, АНО «Столичный центр научно-технического обеспечения промышленной безопасности» г. Москва, АНО «Промбезопасность и технический аудит» г. Москва,  АНО «Центр дистанционного обучения» г. Брянск, государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Базовый учебно-методический центр по охране труда при управлении труда администрации Брянской области»     г. Брянск.

В соответствии с письмом заместителя руководителя Ростехнадзора              Б.А. Красных от 04.05.2010 № 00-03-10/712 «О выполнении задач подсистем РСЧС»,  приказом Центрального управления Ростехнадзора от 09.06.2010 № 162 «О порядке представления отчетных данных», в отчетный период 2013 года проведена профилактическая работа по осуществлению готовности  организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по предупреждению и локализации аварийных ситуаций в рамках подсистем РСЧС.

На поднадзорных предприятиях организована работа по:

- реализации мероприятий, обеспечивающих защищенность поднадзорных объектов при возникновении стихийных бедствий (землетрясений, оползней, наводнений, паводков, ураганов и т.д.) и готовность к локализации и ликвидации их последствий –   в ОАО «Мостранснефтепродукт», ДПУЭ «Мосавтогаз»  налажено взаимодействие с региональными комиссиями по ЧС в части подготовки объектов к устойчивой и бесперебойной работе в период  подготовки к весеннему паводку и весеннее-летний пожароопасный период;

-  проведению совместных мероприятий с органами МЧС России, в том числе региональных семинаров, конференций, технических совещаний по вопросам обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, учебно-тренировочных занятий, учений, действий в реальных аварийных ситуациях;

- проведению совместных пожарно-тактические учений с силами МЧС и привлекаемыми силами и средствами УГПС Московской области;

- организации взаимодействия с региональными Комиссиями по чрезвычайным ситуациям по вопросам организационных и технических мероприятий по предотвращению аварийности, повышению надежности инженерно-технических систем и сооружений на опасных производственных объектах, обеспечению устойчивости и безопасности функционирований поднадзорных объектов в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечению предприятий  резервами финансовых средств  и материальных ресурсов, для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

На предприятии ОАО «Мостранснефтепродукт»  созданы 4 ед. аварийно-спасательных формирований, укомплектованных  штатным составом сотрудников численностью 51 чел. в соответствии с табельным оснащением; имеются свидетельства МЧС России на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

На магистральных нефтепродуктопроводах установлены система обнаружения утечек по волне давления (СОУ) для обнаружения утечек в трубопроводах, а также параметрическая система обнаружения утечек, действующая совместно с системой диспетчерского контроля и управления (СДКУ) фиксирующая параметры работы действующих трубопроводах.

Внедрение современных технологий осуществляется в целях реализации  требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 (далее ГОСТ на СМИС) с изменениями от 01.06.2011 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС): построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозах и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕДДС муниципального образования, ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области). СМИС подлежит обязательной установке на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах, на которых разработка СМИС в короткие сроки не осуществима.

Целью настоящего плана является поэтапная разработка и внедрение СМИС на объектах ОАО «Мостранснефтепродукт», а также на сопряжение с органами повседневного управления РСЧС (ЕДДС муниципального образования, ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области) в период до 2016 года.

СМИС обеспечивает выполнение следующих функций:

- непрерывный сбор, обработку и отображение на АРМ СМИС информации от СДКУ, обеспечивающей мониторинг дестабилизирующих факторов на технологическом объекте;

- световая, звуковая сигнализация на АРМ СМИС в случае возникновения аварийных ситуаций;

- документирование и регистрация аварийных ситуаций;

- передачу информации об аварийных ситуациях в ЕДДС (ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области).

Графики проведения учебных занятий и учебных тревог имеются и выполняются персоналом смен, цехов, филиалов. Анализ и оценка действий,  степени подготовленности проводится и документируется в соответствии с планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛА, ПЛАС, ПЛАРН) ежемесячно.

Объекты оснащены средствами и способами оповещения, противоаварийной защиты, сигнализации и связи для действий при чрезвычайных ситуациях