Профилактика грибка

Микозы вызываются патогенными или условно патогенными грибами и могут поражать кожу, ногти, волосы, слизистые внутренних органов.

Источником инфекции чаще всего служит больной человек или животное, в редких случаях - почва. Заболевание может передаваться при непосредственном контакте с больным человеком или животным, но значительно чаще наблюдается непрямое заражение при контакте с предметами обихода, загрязненными заразным материалом (патогенные грибы отличает длительная выживаемость во внешней среде).

Это могут быть кожные чешуйки, обломки волос, ногти, содержащие в изобилии элементы жизнеспособного гриба. Последние, отпадая с очагов поражения, инфицируют вещи, предметы обихода - игрушки, ковры, мягкую мебель, уборочный инвентарь и т.д.

Возникновению патологического процесса способствует ряд факторов: снижение иммунитета, соматические заболевания, длительный прием антибиотиков, гормональных препаратов, цитостатиков, иммунодефицит; глубокие поражения кожи и слизистых, микротравмы (потертости), укусы насекомых. Предрасполагающими факторами служат травмы кожи стоп (ношение узкой неудобной обуви, повышенная влажность кожи стоп, плоскостопие).

Заражение микозом может произойти при посещении детских дошкольных учреждений, школ, спортивно-оздоровительных учреждений, учреждений по оказанию медицинской помощи человеку и животным, объектов коммунально-бытового назначения (бань, прачечных, саун, аквапарков, бассейнов, парикмахерских, салонов красоты).

Факторы передачи инфекции имеют свои особенности в разных учреждениях и окружающей среде. В парикмахерских и салонах красоты передача грибковой инфекции возможна через машинки для стрижки волос, расчески, бигуди, сеточки для волос, белье и спецодежду персонала, инструменты для маникюра и педикюра, волосы и другие отходы. Кроме того, инструменты, используемые при проведении маникюра и педикюра, представляют определенную опасность в плане передачи таких опасных заболеваний, как вирусные гепатиты,ВИЧ, сифилис и т.д. В спортивных комплексах, фитнес-клубах, бассейнах, саунах, банях, спортзалах объектами передачи инфекции могут служить технологическое оборудование, спортивные снаряды, гимнастические маты, борцовские ковры, душевые кабины, деревянные решетки, дорожки бассейна, ступеньки, поручни, полы; в банях, саунах -санитарно-техническое оборудование, тазы, резиновые коврики.

В детских дошкольных образовательных учреждениях микозы могут передаваться через игрушки, книги, тетради, постельное белье, предметы обихода (ковры, мебель, песок в песочницах), предметы гигиены (расчески, мочалки, полотенца и т.п.), уборочный инвентарь.

Профилактические мероприятия основной фактор в предотвращении распространения грибковых заболеваний. Главное при этом - соблюдение санитарных норм и правил, методических указаний и других государственных нормативных документов по видам деятельности и вредным факторам на объектах по оказанию услуг населению.

Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11 и 32) обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль (в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний) за

соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Они должны иметь специальную подготовку. В противном случае не будет обеспечена безопасность населения и обслуживающего персонала.

Программа (план) производственного контроля без ограничения срока действия составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, утверждается руководителем организации.

В программе (плане) производственного контроля имеются общие для всех видов деятельности вопросы (перечень санитарных норм и правил и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с видом деятельности; ответственные за проведение производственного контроля; вредные факторы; перечень должностей работников, подлежащих медосмотрам; перечень аварийных ситуаций и т.п.).

По каждому виду деятельности имеются свои особенности и производственные факторы, которые могут оказывать вредное воздействие на человека, в том числе - увеличивать распространение инфекционных заболеваний.

В организациях и учреждениях, виды деятельности которых представляют потенциальную опасность в распространении инфекционных, в том числе грибковых заболеваний, необходимо планировать мероприятия по профилактике их передачи населению и персоналу, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды. К таковым относятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Они специфичны для каждого вида деятельности и планируются в соответствии с санитарными нормами и правилами.

В целях профилактики распространения инфекционных заболеваний, в том числе грибковых, на объектах коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо:

  • проводить профилактическую дезинфекцию (обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе);
  • все манипуляции, представляющие потенциальную опасность повреждения кожных покровов и слизистых, осуществлять с применением стерильных инструментов и материалов;
  • проводить влажную уборку помещений (протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) в основных и подсобных помещениях.

Уборка должна осуществляться не менее двух раз в день с использованием моющих средств (в том числе после окончания работы). Для уборки помещений необходимо выделить уборочный инвентарь (ведра, тазы, швабры и т. п.), закрепить его за каждым помещением; промаркировать его по видам и объему помещений; после использования промыть и продезинфицировать, хранить в сухом состоянии в специально выделенном месте.

Один раз в неделю необходимо проводить генеральную уборку (в соответствии с графиком, утвержденным администрацией). Во время генеральной уборки моют дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель, вентиляционные решетки.

После каждого клиента необходимо проводить сбор остриженных волос в специальный закрывающийся совок (можно рекомендовать уборку волос с пола и белья специальным пылесосом с герметичными мешками). Остриженные волосы ссыпают в герметичные емкости (мешки или пакеты), перевязывают и сдают на утилизацию (по договору с соответствующей организацией).

Для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Запас белья (полотенец, салфеток, простыней) необходимо иметь в количестве, обеспечивающем индивидуальное применение для каждого клиента. Хранение чистого и использованного белья, парфюмерно-косметических, моющих и дезинфицирующих средств должно быть раздельным. Разрешается использование одноразового белья - шапочек, накидок, полотенец, простыней, которые после использования подлежат утилизации.

Стирка белья и рабочей одежды должна быть централизованной (не допускается стирка на дому).

Зажимы, .бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования волос моют под проточной водой с моющими средствами после каждого клиента. Расчески, щетки, ножницы для стрлжки волос моют под проточной водой после каждого клиента, помещают в стерилизаторы или в растворы дезсредств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях; съемные ножи электробритв дважды протирают раствором дезинфицирующих средств с интервалом в 15 мин.

Подушки, подкладываемые под ноги при проведении педикюра, должны иметь клеенчатый чехол. После каждого клиента их следует протирать дезинфицирующим раствором в концентрации и с экспозицией, рассчитанными для режима обработки от грибковых заболеваний.

Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов (маникюр, педикюр, татуаж, пирсинг, пилинг, косметические услуги), после каждого клиента помещают без предварительного промывания водой в специальные промаркированные емкости с раствором дезинфицирующих средств, а после окончания дезинфекции моют проточной водой и стерилизуют.

Для проведения дезинфекции и стерилизации инструментов выделяют специально обученный персонал, отдельное помещение, запас дезинфицирующих средств с инструкциями по их применению, стерилизующую аппаратуру и трехразовый запас типовых инструментов (для оказания услуг по уходу за волосами; косметических; для маникюра и педикюра).

Дезинфицирующие средства, инструменты, оборудование должны иметь документ о безопасности их использования и инструкцию по применению.

Администрация организации обязана обеспечить работников рабочей одеждой и организовать ее централизованную стирку. Необходимо выделить бытовые помещения для раздельного хранения домашней и рабочей одежды; помещения для приема пищи; для умывания.

В организациях необходимо иметь медицинскую аптечку: 70 %-ный спирт, 5 %-ный спиртовой раствор йода, лейкопластырь, перевязочный материал, латексные перчатки, емкость для разведения воды, навески марганцевркислого калия.

В банях, саунах, санитарных пропускниках, бассейнах, спортивных комплексах проводятся специальные мероприятия для профилактики микозов. Помещения ванн и душевых кабин должны быть оборудованы крючками и полками для одежды и банных принадлежностей. Бани, сауны, санпропускники, бассейны и спорткомплексы должны быть обеспечены достаточным количеством уборочного промаркированного инвентаря, раздельного для всех категорий помещений (использование - строго в соответствии с маркировкой, хранение - в отдельном помещении или в шкафах). Для уборки мыльных и парильных должны применяться резиновые шланги. В течение рабочего дня в перерывах между сеансами проводят уборку помещений и оборудования с использованием моющих и дезинфицирующих средств; ежедневно после закрытия - тщательную уборку всех помещений также с использованием моюще-дезинфицирующих средств. При этом особое внимание уделяют полу, душевым, скамьям, тазам, поручням и т.д.

В банях на одно место в мыльной должно быть два таза (для тела и ног), отличающихся цветом или формой, в душевых на полу - резиновые коврики.

Посещение бассейна не допускается без предъявления медицинской справки лечебной организации и по предложению Роспотребнадзора при неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

Большое значение имеет соблюдение индивидуальных мер профилактики микозов стоп. Рекомендуется пользоваться резиновыми тапочками, а после посещения бани или бассейна обрабатывать ступни кожным антисептиком. При посещении бассейна необходимо пользоваться только индивидуальными купально-плавательными принадлежностями и предметами личного туалета,, одежду и обувь оставлять в шкафах, входить в помещение ванны бассейна через проходную душевую по обходной дорожке.

Особое внимание уделяют помещению бассейна. Мойке и дезинфекции подлежат чаша бассейна после спуска воды, обходные дорожки, трапы, поручни, спортивные тумбы, скамьи, ножные ванны; в гардеробных, душевых, санузлах - пол, стены, двери, ручки дверей, шкафчики, резиновые коврики, краны, санитарно-техническое оборудование.

В спортивных залах после каждого занятия группы и в конце рабочего дня проводят обработку поверхностей

растворами моющих средств с последующим проветриванием. Тренажеры ежедневно обрабатывают дезинфицирующими средствами.

Генеральную уборку проводят не реже одного раза в месяц с использованием дезинфицирующих растворов с фунгицидным (противогрибковым) действием. График генеральных уборок утверждается руководителем организации.

Уборочный инвентарь по завершении уборки погружают в дезинфицирующий раствор на время, указанное в инструкции по использованию дезинфицирующего средства, после чего прополаскивают и сушат; хранят в сухом виде.

С целью профилактики грибковых заболеваний во всех помещениях прачечных, в общежитиях, гостиницах проводят ежедневную влажную уборку помещений, оборудования, мебели, стеллажей с использованием моющих средств. Уборка в помещениях стиральных и сушильных цехов проводится резиновым шлангом, присоединенным к поливочному крану. Один раз в месяц в гостиницах и общежитиях проводится генеральная уборка с использованием дезинфицирующих растворов по режиму, обеспечивающему гибель всех видов бактерий и грибов.

Обработку номеров и санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующих средств необходимо проводить после убытия каждого проживающего, уборку с применением моющих средств - ежедневно. Камерная дезинсрекция постельных принадлежностей проводится не реже одного раза в год. Санитарные узлы, места общего

пользования ежедневно подвергают уборке с использованием моющих и дезинфицирующих средств.