Эффективный контракт для спортивных учреждений
В целях совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, включая организации физкультурно-спортивной направленности, продолжается переход на эффективный контракт. Окончательно переход должен быть закончен в 2018 году. Однако до того как внести изменения в трудовые договоры с работниками, работодатели должны разработать критерии оценки и показатели эффективности труда работников и установить соответствующие стимулирующие выплаты. О том, какие показатели рекомендуется учитывать при разработке критериев эффективности, какие стимулирующие выплаты устанавливать и какие условия включать в новый трудовой договор с учетом эффективного контракта, расскажем в этой статье.
Программа совершенствования системы оплаты труда
Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012-2018 годы (далее - Программа). Программа носит обязательный для исполнения характер при установлении системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и рекомендательный для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
Программой установлен план мероприятий совершенствования системы оплаты труда, который реализуется в три этапа. На I этапе (2012-2013 годы) выполнены мероприятия по повышению оплаты труда определенным категориям работников и формированию нормативной правовой базы для реализации Программы: например, созданы методические рекомендации по разработке показателей эффективности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников, а также утверждены рекомендации по оформлению трудовых отношений при введении эффективного контракта.
На II этапе (2014-2015 годы) на основании рекомендаций должны быть разработаны показатели эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). В целях совершенствования квалификационных требований к работникам должны быть разработаны и профессиональные стандарты с учетом современных требований к качеству услуг, а также установлены базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. На этом же этапе уже должна проводиться работа по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта, которая должна быть закончена на III этапе (2016-2018 годы).
Обратите внимание! Работа по организации мероприятий по заключению новых трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам в связи с введением эффективного контракта должна проводиться работодателями ежегодно.
Что же такое эффективный контракт? Он характеризуется как трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные на:
- наличии у учреждения задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
- системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
- системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
- системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
- подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
При этом трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.
Показатели эффективности
На сегодняшний день на федеральном уровне утверждены рекомендации по разработке показателей эффективности для учреждений:
- социального обслуживания (Приказ Минтруда РФ от 01.07.2013 N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" (далее - Приказ N 287);
- культуры ;
- здравоохранения .
Рекомендации по разработке показателей эффективности конкретно в физкультурно-спортивных организациях на федеральном уровне не разработаны. Но поскольку согласно Приказу Минспорта РФ от 19.03.2013 N 121 государственные (муниципальные) образовательные учреждения физкультуры и спорта оказывают населению социальные услуги в сфере физкультуры и спорта, в данной сфере следует руководствоваться Приказом N 287.
К сведению. К организациям, оказывающим социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, относятся детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, училища олимпийского резерва.
Приказом N 287 установлены показатели эффективности деятельности учреждений и их руководителей и работников. К показателям эффективности деятельности работников относятся:
- соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;
- соблюдение положений Кодекса профессиональной этики;
- участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения (участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, в подготовке выступлений на конференциях и семинарах);
- участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах;
- освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
- использование новых эффективных технологий в процессе социального обслуживания граждан;
- удовлетворенность граждан качеством и количеством предоставленных социальных услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления).
Показатели эффективности работы работников учреждений рекомендуется использовать при премировании, аттестации, включении в кадровый резерв, а также в качестве морального фактора стимулирования к повышению профессионального уровня и деловой активности.
Рекомендуемые показатели оценки эффективности деятельности работников учреждений при необходимости могут быть дополнены показателями, определяемыми органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом специфики деятельности учреждений и приоритетов в развитии системы социального обслуживания населения.
Отметим, что еще до принятия Программы Приказом Минспорта РФ от 24.10.2012 N 325 (далее - Приказ N 325) были утверждены Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, которыми рекомендовалось определить перечень необходимых критериев оценки эффективности деятельности тренеров и тренеров-преподавателей по результатам анализа видов, условий и размеров стимулирующих выплат, применяемых в соответствии с законодательством. При этом Приказом N 325 были установлены только критерии оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, среди которых:
- стабильность состава занимающихся (контингента);
- регулярность посещения ими тренировочных занятий;
- результаты участия в спортивных соревнованиях;
- стабильность успешных результатов выступления в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составах спортивных сборных команд РФ, субъектов РФ;
- качество выполнения спортсменами объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта и индивидуальным планом подготовки;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных всероссийских соревнованиях; и т.д.
Обратите внимание! Конкретные размеры и условия выплат стимулирующего характера рекомендуется определять организациям, осуществляющим спортивную подготовку, самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также средств от приносящей доход деятельности, и устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными актами этих учреждений.
Работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, Приказом N 325 рекомендуется устанавливать следующие виды выплат стимулирующего характера:
- за участие в подготовке спортсмена высокого класса;
- за качество выполняемых работ;
- молодым специалистам;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- за интенсивность и высокие результаты работ;
- премиальные выплаты.
Рекомендации по заключению трудового договора
Согласно плану мероприятий Программы Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н были утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее - Рекомендации).
Прежде всего в Рекомендациях говорится, что в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлены размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. При этом условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
Трудовой договор с работников заключается в соответствии с Трудовым кодексом. При этом используется примерная форма трудового договора с работником учреждения, приведенная в приложении 3 к Программе.
При заключении трудового договора рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими:
- систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
- систему нормирования труда;
- условия труда работников по результатам специальной оценки рабочих мест, а также иные особые условия труда работников;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- штатное расписание учреждения;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Обратите внимание! Если с работниками уже заключены трудовые договоры, рекомендуется оформлять дополнительное соглашение об изменении определенных условий сторонами трудового договора. Соглашение заключается в порядке ст. 74 ТК РФ с предупреждением работника за два месяца или в порядке ст. 72 ТК РФ по соглашению сторон в любое время. Дополнительное соглашение рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения.
В отличие от обычного трудового договора, когда обязанности работника могут быть указаны в нем, а могут устанавливаться другим документом (должностной инструкцией), с учетом эффективного контракта должностные обязанности работника рекомендуется отражать непосредственно в тексте трудового договора.
При этом если трудовые обязанности работников полностью или частично совпадают с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными справочниками или соответствующими положениями профессиональных стандартов, то в трудовом договоре рекомендуется применять наименования должностей служащих (профессий рабочих), предусмотренные соответствующими документами.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении рекомендуется указывать размер доплаты за совмещение профессий (должностей), если работнику поручена такая работа.
Если в отдельных случаях возникает необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике работы, определить особенности режима рабочего времени в отдельные периоды деятельности учреждения (например, в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника), данные особенности тоже рекомендуется указывать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору могут предусматриваться дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон трудового договора, не ухудшающие положение работника учреждения по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, установленные ст. 57 ТК РФ.
Дополнительное соглашение
Если в трудовом договоре отсутствует информация о работодателе или работнике, предусмотренная примерной формой трудового договора, эту информацию рекомендуется указывать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
При отсутствии условий, установленных ст. 57 ТК РФ, в ранее заключенном трудовом договоре их рекомендуется включить в дополнительное соглашение. Это условия о:
- месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении учреждения, расположенном в другой местности, - месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы);
- сроке действия срочного договора и обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для его заключения в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;
- условиях оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Обратите внимание: в условии об оплате труда рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты), стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты);
- режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника учреждения он отличается от общих правил, действующих в учреждении);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Примечание. При заключении трудовых договоров со спортсменом и тренером необходимо дополнительно включить условия, предусмотренные ст. 348.2 ТК РФ.
Кроме того, в дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется включить условие о продолжительности ежегодного основного (удлиненного) оплачиваемого отпуска, дополнительных отпусков в связи с особыми условиями труда, профессиональной спецификой. Также следует включить условие о мерах социальной поддержки, а в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, - другие условия (например, особенности установления учебной нагрузки преподавателям образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, исчисления заработной платы учителей, других педагогических работников с учетом установленного объема учебной нагрузки и другие особенности).
Условие трудового договора об оплате труда
Особое внимание в Рекомендациях уделено условию об оплате труда. Прежде всего перечисляются выплаты стимулирующего и компенсационного характера, которые следует использовать в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним. Это выплаты:
- за интенсивность и высокие результаты работы (надбавка за интенсивность труда, премия за высокие результаты работы, премия за выполнение особо важных и ответственных работ);
- за качество выполняемых работ (надбавка за наличие квалификационной категории, премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания);
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет (надбавка за выслугу лет, надбавка за стаж непрерывной работы);
- премиальные по итогам работы (премия по итогам работы за месяц, премия по итогам работы за квартал, премия по итогам работы за год);
- работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициент за работу в высокогорных районах, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за выполнение работ различной квалификации, за работу в ночное время);
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
- другие, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условия осуществления выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения. Кроме того, их рекомендуется излагать в понятной работнику и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий форме. Причем не следует ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера.
Если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется прописывать данный размер, а если размер выплат устанавливается в процентах, баллах и других единицах измерения, - в названных единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.
* * *
Несмотря на то что реформирование системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений находится в стадии становления, работодатели должны быть готовы к переходу к эффективному контракту. Как рекомендовано Программой, уже необходимо осуществлять необходимые действия для заключения новых трудовых договоров и дополнительных соглашений с учетом Рекомендаций. Первым делом нужно проанализировать существующую в спортивной организации форму трудового договора, определить, каких условий в ней не хватает, что придется изменить, а затем разработать новую форму договора и дополнительного соглашения. Надеемся, что наша статья вам в этом поможет.