Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния промышленной безопасности - часть 1
- Объекты угольной промышленности.
- Объекты горнорудной и нерудной промышленности.
- Сравнительный анализ распределения аварий по видам за 2013 год
- Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за 2013 год
- Сравнительный анализ распределения аварий и несчастных случаев со смертельным исходом за 2013 год в сравнении с 2012года по субъектам Российской Федерации
- Сравнительный анализ распределения тяжелых несчастных случаев по травмирующим факторам за 2013 год
Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Объекты угольной промышленности.
На территории, поднадзорной Управлению, действующих объектов угольной промышленности не зарегистрировано.
Объекты горнорудной и нерудной промышленности.
В 2013 году надзорная деятельность межрегионального отдела по надзору за производством горных и взрывных работ, металлургическому надзору и за объектами специального подземного строительства осуществлялась на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 № 723, Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ , связанных с пользованием недрами от 12.12.2012 № 712.
Деятельность по контролю за состоянием промышленной безопасности на горных предприятиях, перерабатывающих производствах, объектах специального подземного строительства была направлена на реализацию требований, предусмотренных федеральным законодательством в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и нормативных актов Ростехнадзора. В ходе работы особое внимание уделялось защищённости опасных производственных объектов, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера, а также уровню организации и функциональности на предприятиях систем управления промышленной безопасности, соблюдению установленного порядка регистрации, страхования, декларирования опасных производственных объектов, проведению установленных экспертиз промышленной безопасности, укомплектованности штатов работников опасных производственных объектов и их соответствие квалификационным требованиям.
Постановления, приказы, распоряжения и методические указания Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере промышленной безопасности выполняются.
В соответствии с ФЗ-22 от 04.03.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утративших силу подпункта 114 пункта 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», значительная часть поднадзорных отделу объектов, утратили признаки опасности относящих их к опасным производственным объектам. Предприятия, эксплуатирующие такие объекты, ведут работу по исключению их из государственного реестра опасных производственных объектов, отделом рассмотрены и согласованы заявления об исключении из реестра по 488 объектам.
Центральное управление Ростехнадзора осуществляет надзор за предприятиями в Московской, Смоленской, Тверской, Калининградской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Владимирской области, под контролем находится 461 карьер, 162 обогатительных, дробильно-сортировочных фабрик, а также 56 объектов специального подземного строительства. Все работы по разработке полезных ископаемых на подконтрольной территории ведутся открытым способом.
На объектах специального подземного строительства сотрудники Управления осуществляют надзор по многим видам деятельности:
- надзор за работами по строительству подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- надзор за наладкой оборудования:
- надзор за объектами котлонадзора, взрывопожароопаснами объектами, объектами газового хозяйства и подъемными сооружениями;
- энергонадзор.
Сравнительный анализ распределения аварий по видам за 2013 год
(в сравнении с 2012 годом)
Вид аварий | Количество аварий | |
2012 |
2013 | |
Неконтролируемый взрыв | - | - |
Выброс опасных веществ | - | - |
Разрушение сооружений | - | - |
Повреждение, разрушение технических устройств | - | - |
Нарушение режима работ | - | - |
Аварийное отключение | - | - |
Работа энергосистемы или ее части с частотой 49,2 Гц и ниже | - | - |
ИТОГО | 0 | 0 |
В отчётном периоде на горных предприятиях, перерабатывающих производствах, объектах специального подземного строительства аварий, групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом не зафиксировано, что свидетельствует о высоком уровне аварийной защищенности поднадзорных предприятий.
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за 2013 год
(в сравнении с 2012 годом)
Травмирующие факторы | Количество случаев | |
2012 |
2013 | |
Термический ожог | - | - |
Химический ожог | - | - |
Отравление | - | - |
Механическое воздействие частями оборудования, предметами | - | 1 |
Попадание в глаза инородного тела | - | - |
Падение (скольжение) на поверхности | - | - |
Хулиганские действия посторонних | - | - |
Автотранспортные происшествия | - | - |
Падение с высоты | - | - |
Наезд подвижного состава | - | - |
Воздействие вредных химических веществ | - | - |
Поражение электротоком | - | - |
Укус животного | - | - |
ИТОГО | 0 | 1 |
Количество несчастных случаев со смертельным исходом на подконтрольных объектах возросло, так за аналогичный период 2012 года несчастные случай со смертельным исходом не зафиксированы, а в 2013 году произошёл 1 несчастный случай со смертельным исходом.
30.04.2013 года на предприятии ЗАО «Богаевский карьер», произошел смертельный несчастный случай с главным маркшейдером предприятия Яновой Н.И. По итогам расследования несчастного случая установлены основные причины:
- неудовлетворительная организация выполнения работ, со стороны заместителя технического директора по организации производства ЗАО «Богаевский карьер», выразившаяся в несоблюдении им предусмотренного порядка при производстве работ сторонней организацией на территории горного отвода. Работы по формированию рабочей площадки осуществлялись сторонней организацией ЗАО «Объём» без Акта-допуска на участок для производства работ и письменного наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных факторов;
- отсутствие своевременного информирования начальника горного цеха о проведении маркшейдерских работ в его подразделении;
- неудовлетворительная организация работ, со стороны главного маркшейдера предприятия по контролю за состоянием устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов, склонности их к оползням.
Сравнительный анализ распределения аварий и несчастных случаев со смертельным исходом за 2013 год в сравнении с 2012года по субъектам Российской Федерации
Аварии, Несчастные случаи | Субъекты Российской Федерации | |||||||||||||||
Московская обл. | Смоленская обл. | Тверская обл. | Калининградская обл. | Ярославская обл. | Ивановская обл.
| Костромская обл.
| Владимирская обл.
| |||||||||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |
Аварии | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Несчастные случаи со смертельным исходом | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
ИТОГО | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сравнительный анализ распределения тяжелых несчастных случаев по травмирующим факторам за 2013 год
(в сравнении с 2012 годом)
Травмирующие факторы | Количество случаев | |
2012 | 2013 | |
Термический ожог | - | - |
Химический ожог | - | - |
Отравление | - | - |
Механическое воздействие частями оборудования, предметами | - | 1 |
Попадание в глаза инородного тела | - | - |
Падение (скольжение) на поверхности | - | - |
Хулиганские действия посторонних | - | - |
Автотранспортные происшествия | - | - |
Падение с высоты | - | 1 |
Наезд подвижного состава | - | - |
Воздействие вредных химических веществ | - | - |
Поражение электротоком | - | - |
Укус животного | - | - |
ИТОГО | - | 2 |
Сравнительный анализ тяжелых несчастных случаев за 2013 год (в сравнении с 2012 годом) показал рост количества тяжелых несчастных случаев, так за аналогичный период 2012 года тяжелые несчастные случаи не зафиксированы, а в 2013 году произошло два тяжелых несчастных случая. 24.03.2013 года на предприятии СМУ-162 ОАО «Трансинжстрой», произошел тяжелый несчастный случай с горнорабочим И.Б. Галиным. По итогам расследования несчастного случая установлена основная причина:
- некачественно проведенная оборка свода забоя, повлекшая отслоение куска породы и его падение на возводимые строительные леса, с последующим отскоком в работника.
Второй тяжелый несчастный случай произошёл на СМУ-154 ОАО «Трансинжстрой» 22.05.2013 года с электрогазосварщиком подземных работ В.Ц. Наминовым. По итогам расследования несчастного случая установлена основная причина:
- не применение пострадавшим, при нахождении в зоне опасного производственного фактора, монтажного пояса.
С целью недопущения повторения случаев смертельного травматизма и тяжелых несчастных случаев в дальнейшем, в Центральном управлении Ростехнадзора организована профилактическая работа в части:
- оперативного информирования подконтрольных предприятий об авариях и случаях смертельного травматизма, путем рассылки информационных писем и размещения соответствующей информации на сайте Центрального управления Ростехнадзора;
- анализа аварий и случаев смертельного травматизма не только за текущий и предыдущий года, а за более широкий период, с целью выявления общих тенденций, схожести основных причин и травмирующих факторов для использования данной информации в профилактической работе;
- рассмотрения Планов развития горных работ, доведения до сведения руководителей организаций результатов анализа причин возникновения аварий и случаев смертельного травматизма, предприятиям предлагается проводить профилактические мероприятия для исключения их возникновения;
- организации совещаний с заслушиванием отчетов руководителей предприятий, на которых зафиксированы случаи аварий или смертельного травматизма, о принятых мерах и проводимой работе по обеспечению дальнейшей безопасности эксплуатации опасных производственных объектов.
В 2013 году работниками межрегионального отдела по надзору за производством горных и взрывных работ, металлургическому надзору и за объектами специального подземного строительства Центрального управления Ростехнадзора проведено 170 обследований поднадзорных предприятий. Проверками выявлено 647 нарушений норм и правил безопасности и выдано 50 предписаний об устранении выявленных нарушений. В отделе проводится работа по проведению проверок контроля всех ранее выданных предписаний.
Реализуя положения Кодекса РФ об административных нарушениях за нарушения в области промышленной безопасности, безопасности связанной с пользованием недр, привлечены к административной ответственности 44 лица, наложено штрафов на сумму 5689 тыс. руб., при выявлении случаев эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии, составлялись протоколы об административных правонарушениях и направлялись в судебные инстанции.
Сотрудниками Центрального управления Ростехнадзора в отчетном периоде было проведено 7 проверок возможности выполнения соискателями лицензий (лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Проверки с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в 2013 году не проводились.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 04.03.2013 №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утративших силу подпункта 114 пункта 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», значительное количество предприятий не относится к категории опасных, поэтому подлежит исключению из государственного реестра опасных производственных объектов (при поступлении заявлений от предприятий об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов). Проверки в отношении этих предприятий приказом по Управлению отменяются.
В настоящее время все эксплуатируемые опасные производственные объекты на горных предприятиях, перерабатывающих производствах, а также объекты специального подземного строительства зарегистрированы в Государственном реестре. Произведено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии Федеральным законом Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте" № 225 от 27.07.2010 года.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 10.03.99 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» Центральным управлением Ростехнадзора уделялось особое внимание вопросам повышения эффективности производственного контроля с учетом условий, характерных для каждого конкретного предприятия, соответствия кадрового состава технических руководителей и специалистов занимаемым должностям по профессиональному образованию, аттестации в области промышленной безопасности ИТР и обученности производственного персонала. На всех подконтрольных предприятиях организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке положениями о производственном контроле.
Работы по диагностированию оборудования, зданий и сооружений на опасных производственных объектах выполняются экспертными организациями, имеющими соответствующие лицензии и аккредитацию. Экспертизы проводились с применением методов неразрушающего контроля и диагностики.
Во исполнение письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от № 00-03-10/712 от 04.05.2010 года по вопросу представления сведений о деятельности функциональных подсистем РСЧС 2013 году, представить необходимую информацию не возможно в связи с отсутствием зарегистрированных подсистем РСЧС.
В целях реализации мероприятий по защищенности поднадзорных предприятий при возникновении аварийных ситуаций ими заключаются договора с подразделениями МЧС России.
Совместных мероприятий с органами МЧС России за отчетный период не проводилось.
Взаимодействие с региональными Комиссиями по чрезвычайным ситуациям отделом не осуществлялось.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ поднадзорные отделу предприятия имеют необходимые резервы материальных и финансовых ресурсов.
За истекший период чрезвычайных ситуаций на подконтрольных предприятиях не зарегистрировано и практических действий по локализации и ликвидации не принималось.
Все подконтрольные отделу объекты специального подземного строительства имеют высокую степень антитеррористической устойчивости и в круглосуточном режиме охраняются специализированными подразделениями Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ЧОП.
Все предприятия ведущие работы по строительству объектов специального подземного строительства обслуживаются профессиональными горноспасательными частями ФГУ «УВГСЧ в строительстве», входящими в состав МЧС России, за исключением ФГУП «Экспедиция № 2», где создана ВГК.
Каждое предприятие, ведущее подземное строительство имеет планы ликвидации аварий (ПЛА), согласованные командирами военизированных горноспасательных отрядов (ВГСО). В ПЛА предусмотрены позиции по всем возможным видам аварий на предприятии, способы оповещения людей об аварии, маршруты их выхода в безопасную зону, способы ликвидации аварийных ситуаций.
Профилактическая работа на обслуживаемых объектах выполняется командным составом ВГСО в полном объеме в соответствии с планом профилактической работы, утвержденным ФГУ «УВГСЧ в строительстве», графиками профилактических обследований, планами проведения контрольных тактических учений, а также графиком проведения учебной тревоги, согласованных с ЦУ Ростехнадзора.
Отделом не осуществляется проверка наличия и выполнения графиков проведения учебных занятий и учебных тревог с персоналом, а также наличие тренажеров, учебно-тренировочных полигонов, программно-технических комплексов по моделированию развития аварийных ситуаций и методик.
Поднадзорные предприятия обеспечены всеми необходимыми средствами связи для сообщения об авариях.
За 2013 год чрезвычайных ситуаций на подконтрольных предприятиях не зарегистрировано. Профессиональные аварийно-спасательные формирования участия в локализации и ликвидации аварий не принимали, в связи с их отсутствием.
Состояние безопасности и противоаварийной устойчивости на горных предприятиях, перерабатывающих производствах, объектах специального подземного строительства можно оценить, как хорошее.
При осуществлении своих государственных функций Управлением особое внимание уделялось выполнению директивных указаний, распоряжений, приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центрального управления Ростехнадзора, а также обращениям и запросам органов власти.
Предоставлялась необходимая информация на обращения Центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письма: № 00-01-35/368 от 28.05.2013 года, № 00-04-05/142 от 17.05.2013 года, № 00-04-05/773 от 13.05.2013 года, № 01-12/9961 от 22.04.2013 года, № 01-12/9646 от 17.04.2013 года, №00-04-05/1480 от 20.12.2012 года).
Сотрудниками Управления в полной мере выполняется приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 141 от 30.04.2009 года о реализации положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Работа Управления осуществляется во взаимодействии с органами МВД РФ, органами Прокуратуры, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями.
В соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.10.2008 года, в Управлении организовано ведение:
- журнала учета поднадзорных организаций, в отношении которых осуществляется контроль и надзор;
- контрольно-наблюдательных дел на каждое юридическое лицо;
- журнала учета мероприятий по контролю и надзору;
- журнала учета дел об административных правонарушениях;
- журнала входящей документации;
- журнала исходящей документации;
- журнала учета консультаций.
Все мероприятия по контролю и надзору за 2013 год, предусмотренные Планом проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год, выполнены. Внеплановые мероприятия проводились, оформлялись в установленном законодательством порядке.