Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния промышленной безопасности - часть 5

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору

Производство, хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения и средств инициирования.

В 2013 году была продолжена работа по надзору за обеспечением промышленной безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения и средств инициирования, а также при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, связанных с получением, использованием, переработкой, хранением, транспортированием и уничтожением взрывчатых веществ на опасных производственных объектах подконтрольных предприятий.

 Надзорная деятельность за опасными производственными объектами, связанными со взрывчатыми материалами, осуществлялась на основании Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.1997 № 116-ФЗ, Федерального закона “О техническом регулировании” от 27.12.2002 № 184-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 401, Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 № 723, в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 280, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функций по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утверждённого приказом Ростехнадзора от 22.11.2011 № 653 и в соответствии с планом проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год.

Работа проводилась с учётом Распоряжения Ростехнадзора от 24.12.2008    № 85-рп «Об учёте в деятельности  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору основных положений Концепции долгосрочно социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», приказа от 30 апреля 2009 года № 141 Министерства экономического развития Российской Федерации «О реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",  указаний Ростехнадзора по реализации Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 15.05.2008 г., Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона Российской Федерации от 06.03 2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и других законодательных, нормативных актов, приказов и указаний Ростехнадзора.

Все запланированные мероприятия по контрольным (надзорным) проверкам состояния промышленной безопасности на поднадзорных объектах выполнены.

Выполнение мероприятий организационного и технического характера, среди которых, прежде всего мероприятия по повышению эффективности производственного контроля за безопасным выполнением взрывных работ, производством, перевозками, хранением и утилизацией взрывчатых материалов (ВМ), ограничению числа лиц, допущенных к обращению с ВМ, исключению случаев использования немаркированных изделий с ВМ, а также недопустимости ведения взрывных работ по документации,  не отражающей фактической потребности во взрывчатых материалах, и условий их проведения способствует в поднадзорных предприятиях (организациях) повышению безопасности работ, обеспечению сохранности ВМ, совершенствованию учёта и контроля при применении (использовании) ВМ.

На отчётный период на территориях Московской и Тверской областей на контроле Центрального управления Ростехнадзора находятся предприятия (организации) разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом с ведением взрывных работ хозяйственным способом (филиал ОАО «Лафарж Цемент» г. Воскресенск), специализированные организации по ведению взрывных работ подрядным способом на открытых горных работах (Коломенский филиал ОАО «Союзвзрывпром», Ржевский филиал ООО «НТФ «Взрывтехнология»).

Производственный филиал «Мосгазгеофизика» ООО «ГЕОРЕСУРС» проводит прострелочно-взрывные работы (ПВР) в скважинах на территории Щёлковского хранилища газа (ПХГ) и других сважинах.     

Предприятия Минпромторга, ГК «Ростехнологии», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», Российской академии наук эксплуатируют  ОПО, связанные со взрывчатыми веществами, в целях выполнения целевых программ, гособоронзаказа и других.

Ряд предприятий эксплуатируют ОПО, связанные в том числе с уничтожением взрывоопасных предметов (боеприпасов и т.д.) – ФКП «НИИ «Геодезия»            г. Красноармейск, ФКП «ГкНИПАС» п. Белоозёрский, ЗАО «Форпост Балтики Плюс».

Взрывчатые вещества, изготовляемые вблизи мест их применения производятся на филиале ОАО «Лафарж Цемент» г. Воскресенск (гранулит-игданит), Ржевском филиале ООО «НТФ «Взрывтехнология» - гранулиты.

Доля потребления ВВ, изготовляемых вблизи мест их применения, составляет от общего объёма потребляемых ВВ 45-50%.

Широкое внедрение получило применение при взрывных работах на карьерах строительных материалов неэлектрических систем инициирования типа «Эдилин», «Коршун» (филиал ОАО «Лафарж Цемент» г. Воскресенск, Ржевский филиал ООО «НТФ «Взрывтехнология», ОАО «Союзвзрывпром).

Численность взрывников и работников поднадзорных предприятий (организаций), имеющих доступ к обращению взрывчатых материалов промышленного назначения на текущий период сложилась относительно оптимальной в соответствии со штатными расписаниями подразделений, ведущих взрывные работы, и остаётся на том уровне аналогичного отчётного периода 2012 года.

Случаев утрат и хищений взрывчатых материалов и средств инициирования на предприятиях, подконтрольных Центральному управлению Ростехнадзора, за 2013 год не было. Сведений о случаях поставки некачественных ВМ от поднадзорных предприятий не поступало.

Производственный контроль на опасных производственных объектах проводится в соответствии с положениями о производственном контроле, согласованными в соответствующем порядке с Центральным управлением Ростехнадзора. На предприятиях составляются графики работ комиссий по производственному контролю. На основании выявленных нарушений требований промышленной безопасности составляются мероприятия по их устранению и пресечению причин их возникновения.

Во исполнении приказа Врио руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова от 22.06.2012 № 360дсп осуществляется постоянный государственный надзор на опасном производственном объекте экспериментальных исследований комплексных наземных испытаний и отработки авиационной, ракетно-космической техники, систем элементов авиационного вооружения, проведения утилизации вооружений и военной техники ФКП «ГкНИПАС», постоянном поверхностном расходном складе взрывчатых материалов Афанасьевского карьера филиала ОАО «Лафарж Цемент» г. Воскресенск.

Осуществляется контроль за своевременным  внесением  сведений об эксплуатируемых опасных производственных объектах (ОПО)  в Государственный реестр ОПО, страхованием ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей природной среде при возникновении аварийных ситуаций при эксплуатации ОПО, наличием договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами на обслуживание в целях локализации и ликвидации аварийных ситуаций, готовности персонала к таким действиям.

Было принято участие и осуществлён контроль за соблюдением регламентированных условий испытаний и требований безопасности при проведении приёмочных испытаний «Комплексной технологической линии по разборке артиллерийских выстрелов» ЗАО «Базис», бронированной комнаты и бронированной ванны «КБ Салют».

   К проблемным вопросам надзорной деятельности в области обеспечения безопасности ведения взрывных работ, сохранности ВМ по прежнему можно отнести отсутствие возможности контроля за производством массовых взрывов на горных работах, специальных взрывных работ по причине отсутствия оснований для проведения внеплановых проверок в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 «Организация и проведение внеплановой проверки» Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Продолжалась работа по усилению контроля за соблюдением на поднадзорных предприятиях установленных требований безопасности при перевозках взрывчатых веществ и средств инициирования автомобильным транспортом. Предприятиями (организациями), ведущими взрывные работы на горных объектах, ежегодно принимаются меры по ограничению межобластных и межрайонных перевозок и использования ВМ в праздничные дни.

На Афанасьевском карьере филиала ОАО «Лафарж Цемент» ежегодно около 60% применяемых ВВ изготавливается на месте производства взрывных работ с применением смесительно-зарядной машины МЗ-3Б.

С участием работников Центрального управления Ростехназора проводится работа на обучающих курсах (ФГУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса», НОУ «Взрывиспытания», НОУ РОНУПК «ПЕРСОНАЛ-КОСМОС», ООО НТФ «Взрывтехнология»), направленная на обучение и повышение квалификационных требований взрывперсонала.

В соответствии с указаниями Ростехнадзора в течение года проводится техническая учёба инспекторского состава по вопросам надзора за взрывными работами.

Анализ состояния надзорной деятельности за 2013 год показал, что по сравнению с 2012 годом основные показатели надзорной деятельности в части использования предоставленных прав по применению административного законодательства выполняются.

Вместе с тем, несмотря на ужесточение требований к руководителям предприятий по обеспечению сохранности и безопасному использованию ВМ, положение дел в этом вопросе требует дополнительных усилий по решению задач, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической устойчивости объектов взрывных работ.

Анализ контрольной работы показывает, что руководителями отдельных предприятий (ОАО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии», ЗАО «Калининградгеофизика», ООО «Азот», ЗАО «Форпост Балтики Плюс» и др.) не всегда в полной мере обеспечивается выполнение установленных Положениями о производственном контроле требований по обеспечению профилактики нарушений норм и правил безопасности, что отражается в целом на состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В 2013 году было проведено 73 обследования поднадзорных организаций.

За допущенные нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, связанных со взрывчатыми материалами, наложено 12 административных взысканий на юридические лица на общую сумму 2700 тыс. рублей и 13 административных взысканий на должностные лица на общую сумму 290 тыс. рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила 1920 тыс. рублей.

На предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО), связанные с получением, использованием, хранением, переработкой, транспортированием и уничтожением взрывчатых веществ, а также с производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения, созданы и работают: пожарно-технические комиссии под председательством первых руководителей и их заместителей и добровольные пожарные формирования.

На все взрывопожароопасные объекты разработаны и утверждены планы ликвидации пожаров и аварий, определены способы и технические средства противопожарной защиты, исполнители и порядок их действия при тушении пожаров и ликвидации аварий, которые отрабатываются согласно графикам. На все объекты повышенной опасности, с круглосуточным пребыванием людей и массовым пребыванием людей для руководства при практической организации тушения возможных пожаров разработаны оперативные планы и карточки пожаротушения. 

На случай пожаров, аварий стихийных бедствий разработаны "Инструкции по взаимодействию специализированных пожарных частей со службами предприятий в случае пожара, аварий, стихийных бедствий и т.п.". На ряде предприятий для организации качественного тушения возможных пожаров приказами созданы "Внештатные штабы пожаротушения."            

Взрывопожароопасные производства оснащены системами пожаротушения и сигнализации.

Продолжается работа по уточнению достаточности мер по обеспечению антитеррористической защищённости опасных производственных объектов подконтрольных предприятий в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №35-ФЗ и Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ.

В соответствии с «Общими требованиями по обеспечению антитеррористической защищённости опасных производственных объектов», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 186 от 31 марта 2008 года в отчётном периоде была продолжена работа по контролю за наличием и своевременной реализацией мер поднадзорными предприятиями и организациями, направленных на повышение противоаварийной и антитеррористической устойчивости опасных производственных объектов, связанных с производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного и иного назначения.

Проверки показали, что мероприятия, разработанные на предприятиях, по организации ведения учета и хранения взрывчатых материалов, а также режимно-охранных мероприятий по физической и технической защите используемых помещений (сооружений) и складских объектов, организации их вооруженной охраны выполняются.

Утверждены порядки взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти, территориальными органами ФСБ, МВД, МЧС России по вопросам обмена информацией и реагирования на сообщения об угрозе террористических актов.

Ужесточен пропускной режим. Организация охраны ОПО осуществляется в соответствии с требованиями законодательства. На отдельных предприятиях для усиления охраны объектов в выходные и праздничные дни по согласованию с органами МВД привлекаются сотрудники милиции с автоматическим оружием. Оборудуются дополнительные рубежи на въездах на объекты (противотаранные устройства). Наиболее важные объекты, связанные с хранением взрывчатых материалов оборудованы системами видеонаблюдения, периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации в караульные помещения, кнопками тревожной сигнализации.

 

Транспортирование опасных веществ.

За отчетный период аварийности и травматизма на поднадзорных опасных производственных объектах не зарегистрировано.

При  проведении проверок поднадзорных организаций проверялось наличие и эффективность охранных мер от проникновения посторонних лиц на территорию опасных производственных объектов.Нарушений за отчетный период не выявлено.

За отчетный период проведено 245 проверки  поднадзорных  организаций, осуществляющих транспортирование опасных веществ в границах опасных производственных объектов:

- 83 выездные плановые проверки (ОАО «Подольское ППЖТ» ООО «Басф Восток», ОАО «Жуковское ППЖТ» и др.);

- 39 выездных внеплановых проверок по соблюдению соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий (ОАО «Красногорский завод им. Зверева», ОАО «Ожерельевский комбикормовый завод» и др.);

- 109 выездных внеплановых проверок по ранее выданному предписанию, срок исполнения которого истек (ООО «Ликинский автобус», ООО «Скоропусковский синтез», ОАО «Истра-хлебопродукт» и др.);

- 1 внеплановая проверка по запросу ФСБ (ООО «Ресурс-Трейдинг»);

- 1 внеплановая проверка по требованию Московской областной прокуратуры (ОАО «РЖД»).

По результатам плановых проверок выявлено и предписано к устранению 607 нарушений требований промышленной безопасности.

За нарушение требований промышленной безопасности и другой нормативной документации наложено 87 административных наказаний на юридические и должностные лица в виде и в том числе 5 - приостановок эксплуатации объектов.

Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила 3889 тыс. рублей.

Калининградская область.

Поднадзорными являются 32 предприятий: 31 эксплуатирующих ОПО, 1 учебный центр.

На 31 предприятии эксплуатирующими ОПО находится 34 зарегистрированных участка транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом и 1 участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом.

Общая протяженность путей необщего пользования по которым осуществляется транспортирование опасных веществ составляет 120,2 км.

Объем погрузки и выгрузки опасных веществ составляет 956 тыс. тонн. Из них объем погрузки и выгрузки опасных веществе ж/д транспортом 820 тыс. тонн, автомобильным транспортом  136  тыс. тонн.

Всего за 12 месяцев 2013 года проведено 45 обследований поднадзорных организаций (19 плановых, 26 внеплановых обследований, в том числе 4 лицензионных, 5 связанные с возникновением угрозы жизни), выявлено и предписано к устранению 85 нарушений требований промышленной безопасности.

За выявленные нарушения привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц по ч. 1 ст. 9.1, 19.5, 19.4.1 КоАП РФ, 9 юридических лиц по ч. 2 ст. 9.1, 14.1, 19.5, 19.4.1 КоАП РФ.

 

Предложения по совершенствованию надзорной деятельности.

В настоящий момент активно регистрируются участки транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом, из-за отсутствия нормативной базы не предоставляется возможным наладить контрольную (надзорную) деятельность в этом направлении, проводить обучение и аттестацию персонала предприятий, проводить экспертизу промышленной безопасности в области автомобильного транспорта.

«Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» (далее Правила…) выпускались в 1994 году и предназначались для магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. С выходом Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 «Правила….» потеряли свою актуальность, в которых не в полной мере отражены требования промышленной безопасности.

При  проведении проверок поднадзорных организаций проверялось наличие и эффективность охранных мер от проникновения посторонних лиц на территорию опасных производственных объектов.Нарушений за отчетный период не выявлено.

На всех предприятиях созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации последствий аварий. Анализ практических действий персонала при возникновении и развитии аварии проводится на основании учебно-тренировочных занятий, проводимых на поднадзорных предприятиях регулярно по ежегодно составляемым графикам. Аварий в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде прошлого года на поднадзорных предприятиях не происходило. В процессе тренировок проверяются теоретические знания, а также отрабатываются практические навыки действий в аварийных ситуациях.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты имеют договора с профессиональными аварийно – спасательными формированиями на обслуживание объектов. Часть организаций имеет собственные нештатные аварийно-спасательные службы.

Анализ практических действий персонала при возникновении и развитии аварии проводится на основании учебно-тренировочных занятий, проводимых на поднадзорных предприятиях регулярно по ежегодно составляемым графикам. Аварий в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде прошлого года на поднадзорных предприятиях не происходило. В процессе тренировок проверяются теоретические знания, а также отрабатываются практические навыки действий в аварийных ситуациях.

 

Взрывопожароопасные объекты хранения и переработки растительного сырья

В отчетном периоде взаимодействия и  проверок с представителями полномочного представителя Президента Российской Федерации не осуществлялось.

Аварий и производственного травматизма за 6 месяцев 2013  не зарегистрировано.

На основании постановления правительства 09.09.1999 № 1025 и от 15.09.1999 г № 1040 и в соответствии с постановлением Коллегии Госгортехнадзора от 14.02.2000 г № 1 приказами по предприятиям назначаются ответственные за проведение проверок защищенности объектов от возможных терактов:

- определены оперативные группы по проверке пропускного режима территории;

- определены сроки проведения учебно-тренировочных занятий с работниками предприятия;

- определены лица ответственные за организацию и проведение проверок защищенности объектов;

 - определен порядок взаимодействия с органами администрации, ФСБ, МВД, ГОЧС;

- защищенность опасных производственных объектов обусловлена наличием   охранно-защитных мер от проникновения на территорию посторонних лиц. Организации имеют собственную охрану или заключают договора с частными охранными предприятиями. (ЧОП). Территории опасных производственных объектов огорожены, охранную сигнализацию,  видеонаблюдение.

За 12 месяцев 2013 года  проведено 189 проверки (95 плановых выездных проверок и 94 внеплановых проверок), из них 80 проверок выполнения ранее выданных предписаний (ОАО «Подольскхлеб», ЗАО «Хлеб», ЗАО «Ассортимент-Агро, ЗАО «Элинар-Бройлер», ООО «Маревен Фуд Сентрал, ОАО «Волоколамскхлеб», ОАО «Геркулес») и 12 проверок возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом)  лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (ОАО «Зарайскхлебопродукт, ОАО «ОКЗ»).

По результатам проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 748 нарушения требований промышленной безопасности. Наложено 100 административных наказания на сумму 8441 тыс. рублей, из них на юридические лица – 7395 тыс. руб.

Калининградская область.

Общее количество проверок, проведенных в 2013 году, в отношении юридических лиц составило 34, в том числе:

плановых проверок – 23;

внеплановых проверок- 11;

из них:

- 7 проверок выполнения предприятиями ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований,

- 3 проверка с целью принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 147 нарушений требований промышленной безопасности, основная  доля которых приходится на нарушения в части отсутствия табур-шлюзов, площадей легкосбрасываемых конструкций, технической документации на оборудование, неправильной компоновки аспирационных сетей в элеваторах, отсутствие ограждений на оконных проемах и площадках.

За выявленные нарушения возбуждено 22 дела об административных правонарушениях, в том числе:

- по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ – 7 дел;

- по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ – 11 дел;

         - по ст. 19.7 КоАП РФ – 4 дела.

 Административные штрафы наложены на 5 должностных и 11 юридических лиц, сумма которых составила 1239 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов в 2013 году составила 479 тыс. руб.

При проведении обследований предприятий инспектором проверяется наличие проектной документации на объекты. В основном предприятия имеют проектную документацию. Однако в связи с тем, что часть зерноперерабатывающих предприятий находятся в зданиях довоенной постройки и монтаж оборудования проводился в 50-60-х годах прошлого века, проектная документация не сохранилась.

Модернизация, строительство, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение опасных производственных объектов на поднадзорных предприятиях в отчетном периоде не проводились.

         По причинам, связанными с отсутствием сырья и реализацией продукции, администрацией ОАО «Мукомольный завод «Советский», ОАО «Калининградский мукомольный завод», ЗАО «Балтийский мукомол» проведена консервация опасных производственных объектов в соответствии с Типовым положением о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов РД 09-390-00.

Большинство поднадзорных предприятий оснащены системами автоматической и ручной пожарной сигнализации, системой оповещения, системой пожаротушения (пожарный водопровод, гидранты), первичными средствами пожаротушения (огнетушители). Все производственные здания оборудованы системами молниезащиты.

ЗАО «Содружество-Соя» имеет собственные пожарные машины. В ЗАО «Залесское молоко» для пожаротушения силосов установлен пеносмеситель ПС-1. Производственные помещения цехов по изготовлению мебели ООО «Футура» и ООО «Запмебель плюс» оборудованы автоматическими установками пожаротушения.

На всех предприятиях разработаны планы ликвидации аварий и защиты персонала.

 

Анализ соблюдения законодательно установленных процедур регулирования промышленной безопасности показывает, что поднадзорными организациями хранения, переработки и использования растительного сырья  реализуются требования Федерального  Закона  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116 – ФЗ. 

На каждом предприятии имеется «План ликвидации аварий и защиты производственного персонала». Один раз в три года производится корректировка данных планов, пересмотр и согласование с Центральным управлением Ростехнадзора. Ежегодно проводятся учебно-тренировочные занятия по отработке действий по ликвидации последствий аварий и спасению пострадавших.

Защищенность опасных производственных объектов обеспечивается наличием   и эффективностью охранно-защитных мер от проникновения на территорию посторонних лиц, определены оперативные группы по проверке пропускного режима территории, территории крупных предприятий оборудованы камерами видео наблюдения по территории предприятия, в цехах и ближайшей территории у въездных ворот.

 

Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С.

За отчётный период случаев аварий и производственного травматизма со смертельным исходом, групповых несчастных случаев на поднадзорных предприятиях и организациях не зарегистрировано.

При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности, в целях не допущения аварий и несчастных случаев на подконтрольных отделу объектах, ведется постоянная работа, направленная на устранение и предупреждение наиболее часто встречающихся нарушений требований промышленной и энергетической безопасности, которые могут привести к авариям и случаям производственного травматизма.

За отчетный период инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на подконтрольных предприятиях, не зарегистрировано.

На поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отделом контролируется проведение организационных мероприятий, определяющих порядок действий работников в случае угрозы совершения террористических актов. В частности, издаются приказы, содержащие обязанности должностных лиц на случай возникновения чрезвычайной ситуации, номера телефонов органов ФСБ, МВД, ГО и ЧС, аварийных служб, по которым необходимо срочно сообщать в случае возникновения угрозы теракта.

На предприятиях (в диспетчерских, котельных, дежурных службах) имеются соответствующие инструкции, разработанные и согласованные органами ФСБ и МВД, о порядке действий при угрозе по телефону.

Большинство поднадзорных опасных производственных объектов имеет ограждения, препятствующие проникновению на территорию объекта посторонних лиц. Мероприятия по антитеррористической деятельности разработаны в большинстве организаций и предприятий, а именно:

- издаются приказы о назначении ответственных лиц по выполнению антитеррористических мероприятий;

- усилен контроль за пропускным режимом и охраной территорий предприятий и организаций, вход на территорию  разрешается только по пропускам предприятия или с сопровождающими от предприятия лицами, допуск посторонних в ночное время и выходные дни запрещен;

- в котельных и на компрессорных станциях предприятий проводятся противоаварийные тренировки с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО;

- организованы взаимоотношения с силовыми структурами;

- на режимных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены видеокамеры по периметру ограждения, работают службы безопасности. С персоналом предприятий проводятся инструктажи по усилению бдительности, ограничен въезд на территорию предприятий личного транспорта, личным составом служб безопасности проводятся плановые занятия по предотвращению террористических актов, доступ к эксплуатационной документации, содержащей техническую характеристику производств и оборудования, ограничен.

В целом на подконтрольных предприятиях обеспечивается антитеррористическая устойчивость эксплуатируемых объектов, соответствующая уровню возможных и ожидаемых угроз террористической направленности.

Отдел по котлонадзору, телоэнергетическому надзору, энергосбережения и энергоэффективности, изготовлению технических устройств  Центрального управления Ростехнадзора осуществляет контроль за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями на 3163 предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, 33300 технических устройства, из них: котлов – 9205 ед., сосудов – 21251 ед., трубопроводов – 3492 ед., газонаполнительных станций и испытательных пунктов баллонов, имеющих шифры для клеймения баллонов – 144 ед.

За отчетный период по объектам котлонадзора было проведено 1011 обследования предприятий, из них 415 - плановые проверки, 258 - по контролю выполнения ранее выданных предписаний, 274 – проверки инициированных обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля надзора. При этом выявлено 3949 нарушений обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Одним из главных факторов, негативно влияющих на безопасность опасных производственных объектов, является продолжающееся старение применяемых на них технических устройств, непринятие собственниками оборудования мер по модернизации или замене.

При проведении проверок инспекторы уделяют особое внимание своевременности проведения мероприятий по техническому обслуживанию и  ремонту оборудования, зданий и сооружений, своевременному проведению экспертиз промышленной безопасности, замене морально и физически устаревшего оборудования.

С руководителями поднадзорных организаций ведется постоянная работа, направленная на обновление парка оборудования.

В настоящее время 65% (2649 из 4092) котлов, 47% (4067 из 8605) сосудов, работающих под давлением, и 50% (978 из 1942) трубопроводов пара и горячей воды отработали нормативный срок службы. Модернизация, реконструкция, замена изношенного оборудования производится низкими темпами.

На теплоснабжающих предприятиях замена оборудования, отработавшего нормативный срок службы осуществляется также недостаточно. Оборудование тепловых сетей Московской области изношено на 57%. Собственниками тепловых сетей допускается частичная модернизация тепловых сетей без проведения соответствующих расчетов и принятия проектных решений.

Контроль за своевременным проведением технических освидетельствований и диагностирования оборудования ведется инспекторским составом отдела при проведении плановых и внеплановых проверок поднадзорных предприятий, а также в режиме мониторинга при анализе отчетной информации о состоянии промышленной безопасности, представляемой эксплуатирующими организациями и рассмотрении заключений экспертиз промышленной безопасности, проводимых специализированными организациями.

На объектах электроэнергетики допускаются случаи проведения реконструкции технических устройств без проведения необходимых согласований и экспертиз. Допускается снижение объема эксплуатационного контроля состояния металла на электростанциях, планируемые объемы не выполняются в связи со сжатыми сроками остановки оборудования. При проведении экспертизы, ремонта, реконструкции технических устройств на опасных производственных объектах выявляется применение материалов не соответствующих обязательным требованиям, что может негативно отразиться на возможности возникновения технологических нарушений и повлечь за собой техногенные катастрофы.

Замена технических устройств, устаревших морально и отработавших нормативный срок службы, идет низкими темпами. Связано это как с финансовым положением предприятий, так и невозможностью заменить парк оборудования на аналогичное. Продление срока эксплуатации оборудования несет определенный риск, но является более экономически выгодным даже в случае технологической аварии. Решение проблемы представляется в создании государственной программы, стимулирующей предприятия энергетического комплекса в обновлении теплоэнергетического оборудования.

При рассмотрении заключений экспертиз промышленной безопасности установлено, что представляемые на рассмотрение заключения экспертизы промышленной безопасности не всегда соответствуют требованиям «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности». Применяется предусмотренная Правилами проведения экспертизы практика запроса документов от экспертной организации или заказчика экспертизы. В случае выявления несоответствия заключений экспертизы промышленной безопасности нормативным документам, дается мотивированный отказ в утверждении заключений.

Правовое положение экспертных организаций остается таким, что фактически невозможным является привлечение экспертной организации и конкретного эксперта к ответственности за выдачу заведомо ложного заключения (ООО «Внедрение-Строй»). Отсутствие в планах работы целевых мероприятий по контролю за соблюдением экспертными организациями требований промышленной безопасности и лицензионных требований и условий представляется предпосылкой к снижению качества проведения экспертной работы.

Службы производственного контроля созданы на 34 предприятиях, эксплуатирующих объекты котлонадзора, в остальных случаях обязанности ответственного за осуществление производственного контроля возлагаются на не освобожденного работника, который отвечает одновременно и за производственный процесс.

При плановом обследовании предприятий государственными инспекторами проводится проверка выполнения мероприятий, разработанных службой производственного контроля или лицами, ответственными за осуществление производственного контроля, утвержденными руководителями предприятий.

На отдельных предприятиях, производственный контроль недостаточно эффективен, что является предпосылкой к большому количеству нарушений требований промышленной безопасности на предприятиях (ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление).

 

Наиболее характерными нарушениями являются:

- некачественное оформление и ведение технической документации, сменных журналов операторами котельных, журналов по химводоподготовке котлов, ремонтных журналов и др.

- нарушение сроков проведения осмотров и освидетельствования строительных конструкций зданий и сооружений;

- выполнение не в полном объеме планов капитального ремонта котельного оборудования;

- несоблюдение водно-химического режима работы котлов;

- несоблюдение рекомендаций экспертных организаций по устранению дефектов по результатам экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных;

- отсутствие наблюдения за состоянием дымовых труб владельцами оборудования.

Причинами указанных нарушений, в основном, являются: недостаточная компетентность собственников, руководителей и специалистов; недостаточный уровень подготовки обслуживающего персонала; низкий уровень производственной дисциплины и формальное осуществление производственного  контроля со стороны инженерно-технических работников и руководства предприятий.

Смоленская область.

На территории Смоленской области эксплуатируется 1728 технических устройств работающих под давлением более 0,07 МПа или температуре нагрева воды более 115 С, в том числе 363 котла, 1198 сосудов, 160 трубопроводов пара и горячей воды и 7 газонаполнительных станций и испытательных пунктов баллонов, имеющих шифры для клеймения баллонов. Эксплуатацию опасных производственных объектов котлонадзора осуществляют 172 организации.

Ярославская область.

Характеристика поднадзорных производств и объектов.

Под надзором группы инспекторов котлонадзора (3 человека) находятся       348 опасных производственных объектов,  эксплуатирующихся в 204 организациях, в том числе:

-  2227 технических устройств, работающих под давлением более 0,07 МПа и температуре более 115 град.С,

- 861 паровых и водогрейных котлов,

- 1211 сосудов, работающих под давлением;

- 133 трубопровода пара и горячей воды, в том числе 17,8 км. трубопроводов пара и горячей воды.

Наиболее крупные и потенциально опасные производственные объекты- Компании – ОАО «ТГК-2», «Группа ГАЗ» (ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», г. Ярославль ОАО «Ярославский моторный завод», г. Ярославль, ОАО «Тутаевский моторный завод», г. Тутаев), а также  ОАО «Ярославский техуглерод», г.Ярославль,  ОАО "Славнефть-ЯНПЗ им. Менделеева, Тутаевский район, ОАО «Славнефть-ЯНОС», г. Ярославль, ОАО «Ярославская генерирующая компания», г. Ярославль, ОАО НПО «Сатурн», г. Рыбинск, ОАО «Сатурн-Газовые турбины», г. Рыбинск, ОАО «Яргортеплорэнерго», г. Ярославль, ОАО «ТЭСС»,      г. Ярославль, МУП «Теплоэнерго», г. Рыбинск, ЗАО «РОМЗ», г. Ростов-Великий.

Костромская область

В 2013 году под надзором находилось 1465 технических устройств, работающих под давлением (446 котлов, 869 сосудов, 140 трубопроводов пара и горячей воды, 10 газонаполнительных и испытательных пунктов). Одним из крупных объектов является Костромская ГРЭС, на которой эксплуатируются котлы с давлением пара выше 24 МПа и температурой перегрева пара 560ºС.

За 2013 год аварий, несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых и групповых несчастных случаев на опасных производственных объектах, на которых используется оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа или температуре нагрева воды выше 1150С, не было.

На большинстве поднадзорных предприятиях состояние промышленной безопасности удовлетворительное: все опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре, опасные производственные объекты застрахованы, оформлены лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, имеется прошедший обучение и проверку знаний персонал, разработаны положения о производственном контроле, назначены лица, ответственные за осуществление производственного контроля, разработаны и выполняются мероприятия по осуществлению производственного контроля и промышленной безопасности.

Неудовлетворительное состояние промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, в ходе проверок установлено в следующих организациях: ООО «Краснополянская картонная фабрика», ООО «Хлебозавод № 4», ООО «Мантуровский сыродельный комбинат».

На всех предприятиях выполняются мероприятия по противоаварийной устойчивости.

В 2013 году проводился контроль за выполнением лицензионных требований при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на поднадзорных предприятиях. За отчетный период проведено 5 проверок готовности соискателей лицензий. Также проведено 7 плановых проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований. По результатам данных проверок выявлено 15 нарушений и применено 3 административных наказания.

Большое внимание в 2013 году уделялось проведению экспертизы промышленной безопасности при проведении работ по продлению срока эксплуатации технических устройств, работающих под давлением, обследованию зданий и сооружений опасных производственных объектов. За 2013 год проведено 285 экспертиз промышленной безопасности технических устройств, 20 экспертиз зданий и сооружений, 1 экспертиза проектной документации. По результатам рассмотрения отказано в утверждении 7 заключений экспертизы промышленной безопасности.

За 2013 год проведено 81 обследование опасных производственных объектов, в том числе 37 внеплановых проверок. В результате проведённых обследований выявлено 319 нарушения требований промышленной безопасности. По результатам проверок наложено 43 административных наказания, из них: наложены административные штрафы на 20 должностных и 5 юридических лиц на общую сумму 1626,3 тыс. руб. Приостановлена эксплуатация 16 опасных производственных объектов.

Ивановская область.

На территории Ивановской области эксплуатируется 1219 паровых и водогрейных котлов,1147 сосудов, работающего под давлением, (50 сосудов с быстросъемными крышками) и 186 трубопроводов пара и горячей воды протяженностью 41,98 км.

За 12 месяцев 2013 года  было проведено 62 проверки подконтрольных предприятий и организаций, в том числе 36 плановых и 26 внеплановых, по результатам которых было выявлено и предписано к устранению 390 нарушений правил и норм промышленной безопасности. При осуществлении контрольной и надзорной деятельности за нарушение требований промышленной безопасности было привлечено к административной ответственности  в виде штрафа 16 должностных лиц, 1 индивидуальный предприниматель и  10  юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 2520  тыс. рублей. Процессуальный порядок наложения административных взысканий соблюдается.

Общее состояние промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях оценивается как удовлетворительное.