Пожарная безопасность рабочих мест

Дата публикации: 
22.07.2014

В 2008 г. в России был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определил, что: «пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

Хотя всеми признается, что пожарная безопасность — это составная часть системы безопасности труда, но методологической базы, обеспечивающей формирование комплекса мер по предотвращению пожара на рабочих местах (и вблизи от них), в современной России нет. Пожар возникает, когда одновременно «взаимодействуют» три фактора: горючий материал, кислород воздуха и источник зажигания. Указанный выше регламент фиксирует технические параметры пожарной профилактики, но он никак не учитывает социальные причины возникновения пожара. По результатам различных исследований именно эти причины приводят к пожарам в 90 % случаев. К сожалению, действующий отечественный порядок аттестации и сертификации рабочих мест предусматривает их критериальную оценку только по показателям вредности и общей опасности. Дело в том, что даже при оптимальной организации трудового процесса могут возникнуть опасные факторы пожара, которые способны угрожать жизни и здоровью работников. Анализ экспертных оценок, на основе общедоступной информации МЧС России, показывает, что основная причина появления опасные факторы пожара - непредвиденные действия работников по отношению к технике (человеческий фактор), технологическим процессам, друг к другу, окружающей среде и др.

Более 20 лет назад нами предложена методика оценки пожарной безопасности рабочих мест, которая была одобрена Главным управлением пожарной охраны МВД СССР и затем опубликована в журнале «Безопасность труда в промышленности». Но до настоящего времени ситуация практически не изменилась:

  • в СНиП, регламентирующие пожарную безопасность, не включены требования пожарной безопасности рабочих мест на производственных предприятиях;
  • правила пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденные МЧС России, не регламентируют пожарно-профилактические мероприятия в границах зоны отдельного рабочего места;
  • внутрифирменные правила пожарной безопасности, также, как правило, не содержат требований противопожарного режима рабочих мест.

Вместе с тем анализ причин возникновения и развития пожаров на промышленных предприятиях показывает, что они в большинстве случаев начинаются именно на рабочих местах, а затем распространяются на участок, цех и предприятие в целом. От умелых и своевременных действий работников в первые минуты возникновения пожара зависит жизнь и здоровье их самих и других членов коллектива.

Навыки и определенные кодексы поведения в стрессовых ситуациях (например, при пожарах) формируются эволюционно, постепенно и в течение длительного периода времени. При этом имеют значение типы отношений и связей внутри трудового коллектива. Кроме того, важна мотивация на пожаробезопасный труд каждого работника. Имеют значение настроение, психологический климат, этические принципы и неформальные правила поведения внутри коллективов. Мотивацию людей сложно измерить и дать ей количественную характеристику, так как нет шкалы для ее оценки. Тем не менее, мотивация имеет существенное значение в системе пожарной безопасности. В рабочих коллективах необходим набор правил безопасного поведения персонала, предусматривающих нормы морального и этического поведения каждого в интересах предупреждения пожаров в подразделениях предприятия.

Пожарная безопасность в современной России становится важной социальной проблемой. В этой связи, безусловно, важно и своевременное сосредоточение всех профессиональных вопросов безопасности в МЧС России, где на достаточно высоком уровне проводится научно-исследовательская работа с получением конкретных результатов и в первую очередь формирование системы отечественного законодательства в области пожарной безопасности. С другой стороны,есть опасность повторения ошибок, которые были в системе пожарной безопасности бывш. СССР, когда эта важная социальная проблема решалась только в одном ведомстве (НКВД — МВД) и, кроме того, имела гриф секретности, т.е. была недоступной для широкого обсуждения в обществе. В новейшей истории России приняты три важных федеральных закона по пожарной безопасности:

В частности, Федеральный закон № 247-ФЗ определил понятие «противопожарный режим»: «противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности». Вместе с тем пожарная безопасность рабочих мест, как отдельная методологическая проблема, ни в одном из перечисленных законов не определена.

В контексте рассматриваемой проблемы важно отметить, что с начала 90-х годов в России во всех учебных заведениях стал обязательным образовательный курс под названием: «Основы безопасности жизнедеятельности». Безусловно, этот курс уже вносит определенные положительные плоды в общую систему безопасности общества: средства массовой информации все чаще сообщают об имеющихся случаях правильного поведения людей в аварийных стрессовых ситуациях, спасают себя и других, но это происходит преимущественно в социальной сфере — на бытовых или общественных объектах.

В производственной же сфере эта сторона жизнедеятельности по-прежнему функционирует неудовлетворительно: становясь работниками, люди забывают об имеющихся навыках безопасного поведения и зачастую не могут в считанные минуты найти оптимальный выход из аварийной ситуации. Наиболее известный случай, подтверждающий этот тезис, - катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г., где погибли 75 человек. Хотя на ГЭС были общие системы извещения об аварийной ситуации, но безопасность людей на конкретных рабочих местах, как показывает предварительный анализ, не была обеспечена в полной мере.

Условия рыночных отношений диктуют и особенности производственной безопасности и, в частности, пожарной безопасности. Собственник материальных средств производства может игнорировать нормы и правила пожарной безопасности и рискует при этом потерей своего имущества, которое может быть уничтожено или повреждено опасными факторами пожара. Но поскольку на всех предприятиях работают люди, то помимо работодателя за их жизнь и здоровье отвечают государство и общество. Поэтому пожарная безопасность наемных работников на их рабочих местах становится проблемой общественно значимой. Представляется, что в этом контексте пожарная безопасность рабочих мест приобретает институциональные черты. Другими словами, на промышленных предприятиях необходимо создавать особый институт пожарной безопасности рабочих мест, который и позволит выстроить в дальнейшем всю институциональную основу пожарно-предупредительной деятельности этих предприятий.

Безусловно, в современной России предпринимаются значительные усилия по переводу всей экономической системы в русло рыночных механизмов, в общественно-политическую жизнь внедряются принципы демократии, но, как отмечают многие специалисты, в стране пока недостаточно развиты базовые рыночные институты, без которых невозможно свободное предпринимательство.

В новых условиях предприниматели сами принимают решение об устройстве необходимой системы пожарной безопасности на своих предприятиях и несут за это правовую ответственность. При этом в поисках дополнительных источников прибыли они идут на различные компромиссы. В том числе экономят на устройстве технических систем обнаружения и извещения о пожарах, приобретении пожарной техники и пожарного оборудования. Но зачастую печальным результатом таких действий оказываются гибель и травмирование работников ОФП. Например, поданным МЧС России, в 2008 г. в стране при пожарах погибли более 15 тыс. человек . Из них около 5 % — на различных предприятиях и в фирмах.

Нужно отметить, что отсутствие институциональных преобразований в системе пожарной безопасности рабочих мест создает предпосылки для ухудшения ситуации в дальнейшем. Институт — это сложившиеся традиции и правила в обществе, которые затем оформляются законодательно. Нужна кропотливая работа по изменению всей культуры пожарной безопасности, в частности культуры пожарной безопасности труда. Необходимо формирование института государственно-частного партнерства в области пожарной безопасности, создание специальной организационно-производственной государственной программы, которая концентрировала бы в себе все уже принятые законодательные акты в этом направлении в совокупности с

социально-культурной сферой. Такая программа позволит проникать институциональным основам пожарной безопасности в бизнес-структуры и становиться неотъемлемой частью всей экономической системы жизнеобеспечения общества.

Любые системы имеют свое «слабое звено», которое, при определенных условиях, приводит к потере устойчивости всей системы. Рабочее место на предприятии является центром сосредоточения активности отдельного работника, а система рабочих мест, следовательно, — совокупность всех активностей.

Усиление пожарной безопасности отдельных рабочих мест создаст дополнительную социальную прочность в системе предотвращения и тушения пожаров на предприятии.

Основная задача производственного менеджмента предприятия — это эффективное распоряжение производственными ресурсами. В сферу основных направлений производственного менеджмента входят:

  • разработка организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, технологического оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции;
  • контроль за повышением качества и надежности технологического оборудования, его безопасная эксплуатация (пожаробезопасная) и защита персонала от воздействия опасных факторов пожаров;
  • обеспечение четкой организации и согласованности всех производственных звеньев (рабочие места, участки).

В современной России требуется диверсификация всей системы пожарной безопасности: постепенный ее перевод на индивидуальную институциональную основу защиты людей от опасных факторов пожара. Начинать нужно с создания института пожарной безопасности рабочих мест. Основная задача, которая поставлена Президентом России перед отечественным обществом, — это модернизация экономики, т.е. перевод ее от ресурсодобывающей к перерабатывающей, инновационно-креативной; стремление с меньшими издержками достичь больших результатов в экономических отношениях. Укрепление, в первую очередь, пожарной безопасности рабочих мест на предприятиях — это путь к модернизации экономической системы, ее интенсификации за счет достижения соответствующих законодательных требований по созданию системы пожарной безопасности с меньшими затратами.