Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния промышленной безопасности - часть 6

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору

Анализ состояния аварийности и травматизма на поднадзорных объектах.

За отчетный период на поднадзорных объектах аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.

Произошло 9 инцидентов, все — на ГУП ЛПЗ г. Москвы.

14.01.2013  произошло заклинивание бадьи негабаритом в ЭСПЦ, время простоя оборудования — 2 часа 12 минут.

15.01.2013 обнаружена течь воды на электронной панели в ЭСПЦ, время простоя составило 2 часа 12 минут.

22.02.2013 произошел отказ бункерной эстакады в ЭСПЦ, время простоя составило 1 час 3 минуты.

01.03.2013 произошел пробой изоляции на электродержателе в ЭСПЦ, время простоя оборудования — 14 часов 35 минут.

27.05.2013 произошел отказ работы ножниц НХР в ЭСПЦ, время простоя — 7 часов 55 минут.

27.05.2013 произошел отказ работы ножниц НХР в СПЦ, время простоя — 7 часов 55 минут.

02.06.2013 сработала система теплового контроля в ЭСПЦ, время простоя — 1 час 36 минут.

19.06.2013 произошла поломка электрода с заклиниванием бадьи в ЭСПЦ, время простоя — 46 минут.

22.06.2013 вследствие устранения последствий выброса шлака из печи в ЭСПЦ простой оборудования составил 8 часов 25 минут.

Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий.

По прежнему основной проблемой по обеспечению противоаварийной устойчивости поднадзорных ОПО является износ оборудования, сроки замены оборудования на новое явно недостаточны и являются следствием подхода так называемого эффективного управления, при котором минимизация затрат производится за счет минимизации расходов, направленных на модернизацию производства, а также за счет массовых сокращений работников, осуществляющих эксплуатацию ТУ на ОПО. Подобный подход приводит также к необоснованному сокращению объемов и несоблюдению сроков планово-предупредительных ремонтов оборудования.

Следует также отметить, что в связи с вступлением в силу изменений в законодательство Российской Федерации в части промышленной безопасности опасных производственных объектов значительная часть объектов котлонадзора не будет подлежать плановым проверкам, что может негативно отразиться на состоянии безопасности опасных производственных объектов.

 

Надзор за изготовлением технических устройств.

 

Основными формами надзорной и разрешительной деятельности отдела в течение 12 месяцев 2013 года были участие в 167 испытаниях (приемочные - 127, периодические – 32, предварительные - 8) технических устройств. Количество испытаний технических устройств в 12 месяцев 2013 года снизилось по сравнению с таким же периодом 2012 года (246: 208,  30, 8 соответственно). Снижение количественных показателей испытаний носит объективный характер, так как оценка соответствия технических устройств требованиям нормативным документам в области промышленной безопасности сместилась в сторону технического регулирования, на соответствие требованиям технических регламентов. В соответствии с приказами Ростехнадзора от 17.10.2012 № 588 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Федерального горного и промышленного надзора России» и от 17.10.2012 № 589 «О признании не подлежащими применению Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 «Об утверждении Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов» должностные лица  отдела не осуществляли надзорные функции в течение 12 месяцев 2013 года за аттестацией сварщиков и специалистов сварочного производства, специалистов неразрушающего контроля, сварочных технологий и оборудования.

          Надзорная деятельность за организациями, подконтрольными управлению, осуществлялась на основе Положения о Центральном управлении Ростехнадзора, Положения об отделе. Работники отдела провели 103 проверок, в том числе, 39 плановых проверок и 64 внеплановых проверок поднадзорных предприятий, при этом в 33 плановых проверках и в 63 внеплановых работники отдела являлись ответственными за проведение мероприятий по контролю. Основаниями для проведения 26 внеплановых проверок явились истечение срока исполнения юридическими лицами ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Указанными внеплановыми проверками установлено, что выявленные нарушения устранены в указанные сроки. Число проведенных обследований поднадзорных организаций в течение 12 месяцев 2013 года ниже аналогичных показателей 12 месяцев 2012 года. За  11 месяцев 2012 года проведено 124(111) проверок, из них, 62(52) плановых и 62(59) внеплановых.

        За 12 месяцев 2013 года снизились общие «качественные» показатели, число выявленных нарушений требований  правил и норм составило 141 против 412 выявленных нарушений за 12 месяцев  2012 года. Число выявленных нарушений на 1 проверку составило 3,7 за 12 месяцев 2012 и 1,46 за 12 месяцев  2013 года. Снижение указанных показателей,  и, следовательно, снижение количества привлеченных к ответственности юридических и должностных лиц за 12 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обусловлено ростом безрезультативных проверок. Рост безрезультативных проверок непосредственно связан с прекращением осуществления деятельности поднадзорными организациями в области промышленной безопасности (сдача разрешений на применение технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и переход на другие методы оценки технических устройств).     За 12 месяцев  2013 года проведены 5 внеплановых проверок, согласованных с прокуратурами Московской и Ивановской областей, во всех случаях обстоятельства угрозы жизни не подтвердились.

       Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом проведения плановых проверок Центрального управления Ростехнадзора на 2013 год.

       В план внесены  изменения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, а именно, ООО «Автоклавы высокого давления и температуры» исключено из плана проверок, так как проведена реорганизация указанного предприятия путем слияния, и прекращение деятельности ФГУ «Институт обогащения твердых и горючих материалов».

       За 12 месяцев 2013 года проведены 13 плановых проверок экспертных организаций, выявлено 10 нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, наложено 4 административных взыскания.

       Внеплановые проверки по контролю за исполнением предписания проводятся отделом КТНЭиЭ(ИТУ) на ОПО не позднее 15 рабочих дней по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

       Одной из форм разрешительной деятельности в течение  месяцев 2013 года было рассмотрение сопроводительной документации на выдачу разрешений на применение технических устройств. Рассмотрено 21 комплектов заявительной документации, при этом отказано в рассмотрении в  10 случаях по некомплектной сопроводительной документации, в 7 случаях отказано по причинам несоответствия технических устройств (технической документации) установленным требованиям. Выдано 11 разрешений  на применение технических устройств конкретных видов (типов). В 2 случаях заявителями отозваны заявления и сопроводительная документация без исполнения, в 1 случае возврат в соответствии с распоряжением Ростехнадзора от 02.12.2013 № 162-рп «О возврате заявительных документов, представленных для оказания государственной услуги по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах». Снижение обращений на получение разрешений на применение технических устройств 12 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года объясняется изменениями в законодательной базе, введением в действие Технических регламентов и иных форм оценки технических устройств.

Деятельность по выдаче разрешений на применение технических устройств осуществлялась в рамках приказа Службы от 29 февраля 2008 г. № 112.

 

Характеристика состояния безопасности  тепловых установок и сетей.

Число поднадзорных организаций – 1963, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок

За отчетный период несчастных случаев на тепловых энергоустановках и сетях не было.

В течение 12 месяцев 2013 года отделом проведены 794 обследования  организаций, из них 126 плановых, 93 - по контролю выполнения ранее выданных предписаний,  575 - по иным основаниям.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий отделом выявлено 2594 нарушений обязательных требований нормативных документов.

Допущено в эксплуатацию 746 новых и реконструированных тепловых энергоустановок.

Основные нарушения, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий это:

- эксплуатация оборудования с истекшим нормативным сроком службы без проведения необходимых освидетельствований, диагностик и экспертных обследований;

- cамовольный пуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок без оформления допуска в эксплуатацию органами Ростехнадзора;

- эксплуатация оборудования, находящегося в аварийном состоянии;

-  не проведение режимно-наладочных испытаний оборудования и наладки водно-химического режима;

- выполнение ремонтных работ на оборудовании, работающем под  давлением, организациями, не имеющими обученного персонала и аттестованной технологии сварки;

- отсутствие обученного и аттестованного персонала;

- не исполнение планов по реконструкции и проведению капитальных ремонтов тепловых сетей и теплогенерирующего оборудования теплоснабжающими организациями;

- в связи с передачей объектов (котельные, тепловые сети, площадки хранения сжиженных углеводородных газов) в городские и сельские поселения, не оформлена собственность этих объектов, что является причиной отказа в оформлении разрешительной документации (лицензии), а так же ведет к прекращению поддержания оборудования в работоспособном состоянии теплоснабжающими организациями, до момента определения правового статуса владельцев;

- бывшие ведомственные котельные при передачи в муниципалитеты, как правило, находятся в техническом состоянии, исключающем их дальнейшую безопасную эксплуатацию (не проведены ремонты, испытания, обследования оборудования) (ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление»);

- вновь вводимые частные объекты теплогенерации, после допуска их в эксплуатацию, передаются в управляющие компании, в том числе ТСЖ, которые не могут обеспечить надлежащей эксплуатации объектов, в том числе по причине отсутствия квалифицированных специалистов и персонала;

- отсутствие резервных источников питания, позволяющих поддерживать теплоснабжение в случаях веерного отключения электроэнергии;

- отсутствие или неготовность резервного/аварийного топливного хозяйства.

 

Объекты, на которые распространяются обязательные требования в области энергетической эффективности.

В соответствии с действующим законодательством по энергоэффективности, Ростехнадзор выполняет отдельные функции по контролю за соблюдением обязательных требований в области энергетической эффективности, часть из которых возложена на отдел.

При проведении плановых и внеплановых проверок сотрудниками отдела в программы проверок включаются вопросы контроля наличия принятых в установленном порядке программ по энергосбережению на государственных (и управляемых государством) предприятиях. Проверки проводятся в соответствии с административными регламентами, введенными в установленном порядке.

Выявляются характерные нарушения, допущенные предприятиями. Таковыми являются несвоевременное принятие программы по энергосбережению и отсутствие программы по энергосбережению.

По поручению Генеральной Прокуратуры отделом было проведено 46 проверок муниципальных образований (Администраций) Московской области, имеющих статус юридического лица, с целью соблюдения требований по проведению обязательного энергетического обследования.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий за несвоевременное проведение обязательного энергетического обследования к административной ответственности были привлечены 27 юридических и 25 должностных лиц. Общая сумма штрафа составила 1762 тыс.рублей.

 

Основными задачами в части надзора за объектами котлонадзора считаем:

1. Повышение эффективности надзорной деятельности путем применения предусмотренных в законодательстве Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.

2. Сведение к минимуму риска возникновения аварий, связанных с эксплуатацией поднадзорных объектов.

 

 

Предложения по совершенствованию надзорной деятельности

1. Подготовить проект методических указаний по организации допуска в эксплуатацию тепловых сетей, с целью исключения случаев применения на объектах энергоснабжения материалов и полуфабрикатов, не соответствующих требования проектной и нормативной документации.

2. Организовать проведение инструктивно-методических занятий с инспекторским составом для изучения изменений нормативных документов, содержащих требования по промышленной и энергетической безопасности.

3. Продолжить практику освоения и широкого использования в надзорной деятельности Комплексной системы информатизации (далее-система КСИ). Организовать внесение сведений в базу данных системы КСИ, полученных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.

4. Определить критерии отнесения тепловых энергоустановок к категории подлежащей надзору и допуску в эксплуатацию.

5. Разработать комментарии к Порядку организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, конкретизирующие допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, технических устройств, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (c учетом требований всех видов надзора).

6. Разработать Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по выдаче разрешений на постоянную эксплуатацию технических устройств, работающих на опасных производственных объектах (c учетом требований всех видов надзора).

7. Разработать методические указания по проведению технических обследований тепловых энергоустановок (баков-аккумуляторов, тепловых сетей и т.д.).

8. Для совершенствования контроля за подготовкой и прохождением энергоснабжающими организациями осенне-зимнего периода обеспечить максимальное участие инспекторского персонала в работе комиссий по оценке готовности энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период.

Рассмотреть вопрос о возможности обеспечения контроля за ходом подготовки и прохождения отопительного периода объектов ТЭК и ЖКХ, путем проведения плановых (внеплановых) выездных проверок.

9. Идти по пути увеличения числа комплексных обследований поднадзорных предприятий с охватом всех видов надзора, входящих в систему Ростехнадзора, с одновременным уменьшением числа проверок инспекторами нескольких видов надзора. Такой путь представляется обоснованным с точки зрения:

- уменьшения количества времени и отвлечение специалистов предприятий от производственной деятельности;

- исключения дублирования проверяемых вопросов в работе инспекторского состава.

10. Ввести практику планирования целевых мероприятий по контролю за экспертными организациями и лабораториями.

11. Организовать информационное взаимодействие с уполномоченными структурами субъектов Федерации и муниципалитетами в целях адекватного планирования деятельности по контролю за соблюдением требований в области энергетической эффективности.

 

Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные сооружения.

За отчетный период на подконтрольных отделу по надзору за подъемными сооружениями опасных производственных объектах произошло 8 несчастных случаев и 2 аварии.

1. 06 февраля 2013 года на ЗАО «Металлокомплект-М» в обособленном подразделении "МКМ-Москва", по адресу Мытищинский район, г. Мытищи, пр-д 4530, влад. 2, стр. 1, во время выполнения операции по строповке пакета профильных труб произошел тяжелый несчастный случай со стропальщиком                    Д.С. Яндугановым.

Основными причинами несчастного случая явилось:

- нарушение стропальщиком требований технологических карт по складированию и строповке груза (строповка груза находящегося в неустойчивом положении);

- отсутствие контроля за производством погрузочно-разгрузочных работ со стороны ответственного за производственный контроль и ответственного за безопасное производство работ кранами.

2. 20. марта 2013 года на строительстве жилого дома принадлежащего ООО «Солидстройгрупп» по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Белая дача, корп. 17А, при выполнении монтажных работ с применением башенного крана, произошел тяжелый несчастный случай с работником субподрядной организации ООО «Элитстрой» С.А. Кобиловым.

Основные причины несчастного случая: 

- неудовлетворительное техническое состояние башенного крана и нарушение требований безопасности во время его эксплуатации;

- неудовлетворительная организация производства работ.

3. 10 апреля 2013 года в помещении арматурного цеха ОАО «100 КЖИ» по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, п.г.т. Скоропусковский, производственная зона, корп. 12, в результате падения заводской упаковки бухты проволоки массой 1000 кг. во время ее перемещения и установки на бухтодержатель правильно – отрезного станка СМЖ-357 при помощи мостового крана, смертельно травмирован электросварщик И.И. Насибулин.

Основными причинами несчастного случая явилось:

- неудовлетворительная организация производства работ, выразившая в не обеспечении выполнения требований технологических регламентов (технологических карт) при производстве работ кранами;

- осуществление крановщиком мостового крана подъёма и перемещения груза, застропованного рабочими, не имеющими удостоверения стропальщика.

4. 29 мая 2013 года при строительстве жилого дома по адресу: Московская область, г. Домодедово, микрорайон Западный, ул. Текстильщиков, участок 31, в результате падения башенного крана, принадлежащего ООО «Перспектива», смертельно травмирован машинист крана.  Опрокидывание башенного крана КБ -504.А-01 произошло в результате потери его устойчивости из-за схода ходовых тележек неповоротной рамы крана с конца рельсового  пути, ставшего возможным из-за не отключения концевым выключателем механизма передвижения крана при подходе его к концу кранового пути, а также из-за отсутствия одного тупикового упора  и неисправностью второго упора.

Основными причинами аварии и несчастного случая явилось: 

- не организовано и не обеспечено осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией крана, не организовано содержание башенного крана КБ – 504.А-01 и кранового пути в исправном состоянии и не обеспечены безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Допущен к эксплуатации башенного крана профессионально не обученный и не аттестованный персонал и  не обеспечено работодателем безопасных условий и охраны труда;

- кран эксплуатировался при отсутствии тупиковых упоров на крановых путях и не срабатывании концевого выключателя на механизме передвижения крана;

- лицо, ответственное за безопасное производство работ башенным краном не обеспечил соблюдения машинистом крана выполнение требований его производственной инструкции. Допустил эксплуатацию крана при отсутствии в  вахтенном журнале записи о его исправности, а также не контролировал ведения вахтенного журнала машинистом. Допустил к обслуживанию краном работника, без проверки наличия у него удостоверения машиниста крана и сведений о проверки знаний производственной инструкции.

Под контролем отдела по надзору за грузоподъемными сооружениями Центрального управления Ростехнадзора на 31.12.2013 года находится 6007 предприятий, где эксплуатируется 81864 технических устройства (грузоподъемное сооружение).

5. 09 февраля 2013 года в ОАО «Центросвармаш», Тверская область, на участке № 1 цеха № 1 по изготовлению рам для тележек при нарушении правил строповки грузов произошел тяжелый несчастный случай с электросварщиком М.Ю. Кругловым.

На основании изучения технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, комиссия пришла к выводу о причинах несчастного случая:

- организация подъема груза без команды стропальщика,

- нарушение правил строповки перемещаемых грузов,

- не обеспечена надлежащая эксплуатация оборудования и не обеспечены безопасные условия труда работников участка,

- не осуществлялся производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов.

В соответствии с протоколом оперативного совещания у заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора принято решение о согласовании выводов комиссии по расследованию причин несчастного случая. Расследование несчастного случая проведено своевременно, в соответствии с нормативными сроками.

Во исполнение поручения руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 20.03.2013 № 01-82/5 по результатам расследования аварии со смертельным несчастным случаем, произошедшей 21.11.2012 в ОАО «Калининградская генерирующая компания», отделом по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области проведена следующая работа:

- с инспекторским составом проведено совещание по вопросам состояния аварийности и производственного травматизма на подконтрольных объектах;на совещании обращено особое внимание на проведение качественного  технического расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах, на имеющийся недостаточный уровень контроля и надзора за объектами котлонадзора, осуществление надлежащего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах ТЭС и ТЭЦ Тверской области со стороны руководителей и специалистов предприятий;

- в адрес организаций Тверской области, эксплуатирующих объекты котлонадзора, направлены информационные письма о тяжелых последствиях произошедшей аварии с требованием о принятии незамедлительных мер по обеспечению требований промышленной безопасности, условий безопасной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, проведения технического диагностирования оборудования, работающего под давлением, и недопустимости  эксплуатации технических устройств, зданий, сооружений, отработавших нормативный срок эксплуатации.

6. 17.07.2013 11 ч.40 мин. местного времени произошла авария в ОАО «Калининградский морской торговый порт», расположенном в г. Калининграде, ул. Портовая, 24 на 12 причале режимной  территории порта размером  120 х 14 м. На 12 причале установлены три электропортальных крана  типа «GANZ» грузоподъёмностью 5/6 т. В плотную  к кранам прилегает склад открытого хранения № 303 размером 120 х 45 м. На территории склада хранится коксовая мелочь (фракция 0-10). Высота штабеля 12м. На расстоянии примерно 18 м от начала причала установлен кран  «GANZ» зав.№1281, хоз. №32, регистрационный № 67797. На момент аварии  кран выполнял погрузочно-разгрузочные работы на отшвартованное к  причальной стенке транспортное судно «Сибирский-2129».

Портальный электрический полноповоротный грейферный кран типа «GANZ» зав.№1281, хоз. №32, регистрационный № 67797, 1980 года выпуска, вылет стрелы 30 метров, полный вес крана 116,9 т, ширина колен 10,5 м, высота крана (общ.) 30 м, грейфер емкостью 2,5 куб. м, высота подъема груза 21 м, ширина подкранового пути 10,5 метров, грузоподъемность 5/6 т. Последнее частичное техническое освидетельствование проведено 14 декабря 2012 года. Последнее полное  техническое освидетельствование проведено 14 декабря 2010 года. Последнее плановое обслуживание ТО-2 проведено 16.07.2013 года. Последнее заключение № 114/10 экспертизы промышленной безопасности от 29.11.2010 года. Срок следующего обследования крана – ноябрь 2012 года.

Основными причинами аварии явились:

 Эксплуатация  портального крана «GANZ» зав.№1281, хоз. №32,   регистрационный № 67797 с истекшим сроком эксплуатации без продления срока безопасной эксплуатации (п.9.3.21. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00);  п.4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии  РФ от 30.06.2009г. № 195 «Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах" (зарегистрирован Минюстом РФ 28.09.2009г. №14894).

Не проведение  экспертного обследования (диагностирования) крана «GANZ» зав.№1281, хоз. №32, регистрационный № 67797, отработавшего нормативный срок службы (п.9.3.21. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

7. 05.02.2013 смертельный несчастный случай с В.В. Маловым произошел на территории складского комплекса, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 20, при выполнении работ по погрузке железобетонных многопустотных плит перекрытия стендового безопалубочного формования - 3ПБ 10.9 12-8 Вр II в кузов автомобиля КАМАЗ гос. № М212 НК 37 с применением автомобильного крана  КС-35715-2 зав. №533.

Причины, вызвавшие несчастный случай:

- допуск производства погрузочно-разгрузочных работ автомобильным краном КС-35715-2 зав. №533:

- без подтверждения наличия у заказчика аттестованных ответственных лиц и стропальщиков, что повлекло строповку груза с нарушениями требований безопасности (с применением захвата для плит с удлиненными плечами, не соответствующими размеру поднимаемой плиты, и без применения страховочных цепей) и нахождение пострадавшего в опасной зоне (под грузом). Нарушение требования п. 1.21.1. ПОТ РМ - 007-98 и п.п. 9.5.13. «е», 9.5.18 «а», 9.5.18 «ж»,  9.4.12  ПБ 10 – 382 – 00.

- крановщиком не прошедшим очередную проверку знаний в объеме производственной инструкции, определяющей порядок безопасного производства работ. Нарушение требования п. 9.4.19 ПБ 10-382-00.

  По результатам расследования разработаны мероприятия по устранению причин несчастного случая.

 По факту причинения вреда жизни гражданина проведена внеплановая выездная проверка ИП Кузнецова Л.И. По результатам проверки выявлено 28 нарушений,  применены меры административного воздействия к ИП Кузнецову Л.И. и машинисту крана И.Н. Олехнович.

8. 13.03.2013г. в 14 часов 05 минут произошел несчастный случай на территории молярного участка цеха № 40 предприятия ОАО «Строммашина»,  расположенного  по адресу: Ивановская область, г. Кохма, улица Кочетовой, дом 2., в результате которого Москаленко Сергей Михайлович - слесарь механосборочных работ Удмуртской региональной благотворительной общественной организации инвалидов «Бизнес Хоспис» получил тяжелые повреждения здоровья.

Причины, вызвавшие несчастный случай:

1.Подъём груза с нарушением утверждённой  схемы строповки.

Нарушены требования п.п. 4.22.17.,4.25.1, 4.25.8.Производственной инструкции № 25  для машинистов  (крановщиков) мостовых и козловых кранов.

2.Допуск  к выполнению работ по строповке груза, лица, не прошедшего специального     обучения и не имеющего удостоверения стропальщика.

    Нарушены требования п. п. 9.4.11., 9.4.22. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (ПБ 10-382-00).

    Нарушены требования п. 4.25.1, Производственной инструкции № 25 для машинистов  (крановщиков) мостовых и козловых кранов.

3.Неудовлетворительный контроль за соблюдением работниками требований производственных инструкций и производственной дисциплины.

 Нарушены требования, изложенные в п.п.2.1.3., 2.1.5.,2.5.8., 2.1.12. Инструкции № 36 для лица, ответственного  за безопасное производство работ  грузоподъемными кранами, п. 8. должностной инструкции старшего мастера ОАО                  «Строммашина».

 По результатам расследования были разработаны мероприятия по устранению причин несчастного случая, применены меры административного воздействия к Окуневу А.Н. старшему мастеру сборочного участка цеха №40                                    ОАО «Строммашина» и Порошиной Л.М. машинисту крана цеха №40                 ОАО «Строммашина».

Продолжается работа по экспертизе технических устройств, зданий и сооружений, срок службы которых истек. В отчетном периоде было рассмотрено 310 заключений, из них отказано в утверждении 120 заключений, что составляет 39 % от общего количества рассмотренных заключений. Основная причина отказов - нарушение требований к оформлению и проведению  экспертизы.

 

За 12 месяцев 2013 года отделом по надзору за грузоподъемными сооружениями проведено:

- 705 выездных плановых проверок организаций на соответствие требованиям промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных сооружений;

- 281 выездная внеплановая проверка в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки.

При этом выявлено 5731 нарушений, что составляет 8 нарушений на одну плановую проверку.

За нарушения требований промышленной безопасности назначено 467 административных наказания, из них к административному штрафу привлечено 302 должностных и 160 юридических лица, 5 на индивидуального предпринимателя (сумма наложенных штрафов составила 3382 тыс. рублей), а также за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных сооружений, по решению суда приостановлена деятельность 64 опасных производственных объекта.

Основными проблемами, связанными с обеспечением безопасности на поднадзорных объектах является:

- эксплуатация технических устройств, отработавших нормативный срок службы (32% от общего числа подъемных сооружений);

- замена морально устаревших и отработавших нормативный срок службы технических устройств осуществляется не достаточными темпами;

- неэффективность работы производственного контроля на поднадзорных предприятиях;

- выполнение поднадзорными организациями мероприятий по антитеррористической устойчивости.

 

В целях реализации Постановления Правительства РФ № 1040 от 15.09.99 «О мерах по противодействию терроризму» инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями в соответствии с годовыми и месячными планами отдела проводили оперативные и целевые обследования подконтрольных объектов на предмет их защищённости от террористических акций.

 За отчетный период инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на подконтрольных предприятиях, не зарегистрировано.

На поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, изданы приказы руководства, определяющие порядок действий работников в случае угрозы и на случай совершения террористических актов. В приказах расписаны обязанности должностных лиц на случай возникновения чрезвычайной ситуации, указаны номера телефонов органов ФСБ, МВД, ГО и ЧС, аварийных служб, по которым необходимо срочно сообщать в случае возникновения угрозы теракта. На предприятиях (в диспетчерских,  дежурных службах) имеются соответствующие инструкции, разработанные органами ФСБ и МВД, о порядке действий при угрозе по телефону.

На ряде поднадзорных предприятий с опасными производственными объектами для исключения возможности проникновения на территорию введены электронные пропуска, по которым может пройти только сотрудник и только в установленное время.

Охрану ряда предприятий обеспечивают отделы вневедомственной охраны МВФ РФ.

Основными мероприятиями по повышению поднадзорными организациями антитеррористической устойчивости по прежнему является установка систем видеонаблюдения  и привлечение специализированных охранных предприятий.

Большинство поднадзорных опасных производственных объектов имеет ограждения, исключающие проникновение на территорию объекта посторонних лиц. 

На совещаниях с представителями администраций городов обращается внимание на ослабление в организациях контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической деятельности.

Смоленская область.

На территории Смоленской области  эксплуатацию 4003 технических устройств осуществляет 395 организаций. Из них на территории Смоленской области эксплуатируется 2662 лифта, которые не являются в настоящее время опасными производственными объектами, но подлежат государственному надзору (контролю) в части соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Анализ состояния аварийности и травматизма на поднадзорных объектах.

За отчетный период на поднадзорных объектах аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.

Произошло 5 инцидентов, все — на ГУП ЛПЗ г. Москвы.

15.05.2013 в ЭСПЦ дважды происходило отключение троллеев вследствие залития водой, время простоя составило 1 час 26 минут.

16.05.2013 в ЭСПЦ заменен электродвигатель на кране, время простоя — 3 часа 50 минут.

20.05.2013 в ЭСПЦ произошло отключение троллеев вследствие залития водой, время простоя составило 1 час 22 минуты.

02.06.2013 вследствие возврата заготовки, бурения на холодильнике и ремонта крана №16 время простоя составило 1 час 5 минут.

Калиниградская область.

Инспекторами надзора за подъёмными сооружениями отдела промышленной безопасности по Калининградской области осуществляется надзор на 324 предприятиях и в организациях, эксплуатирующих 2891 техническое устройство, в т.ч.:

- кранов - 554;

- подъёмников (вышек) - 60;

- лифтов – 2192 (пассажирских – 1911; грузовых – 230; больничных – 51);

- эскалаторов поэтажных и пассажирских конвейеров – 79;

- платформ подъёмных для инвалидов – 5;

- подвесных пассажирских канатных дорог – 1.

Ивановская область.

На подконтрольных Управлению 388 предприятиях и организациях, эксплуатируется 3 855 технических устройства, из них:

-  грузоподъёмных кранов   - 1266; 

-    подъёмников (вышек)  - 165;

-     лифтов  - 2 369;

-    эскалаторов  и пассажирских конвейеров   - 48;

-    буксировочных канатных дорог    - 2;

- платформ подъемных для инвалидов    -  5.

Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий.

Одной из главной проблем по обеспечению противоаварийной устойчивости, на объектах, где эксплуатируются  стационарно установленные грузоподъемные сооружения может стать отсутствие сведений о лифтах в связи с прекращением их регистрации и учета как технических устройств, эксплуатируемых на опасных производственных объектах в связи с вступлением в силу изменений в законодательство Российской Федерации в части промышленной безопасности. Кроме того, Ростехнадзор не имеет полномочий принуждения эксплуатирующих организаций к установлению и соблюдению порядка организации эксплуатации лифтов. Также позднее может встать вопрос о организации обучения и аттестации ИТР в связи с отсутствием в техническом регламенте Таможенного союза требований к их квалификации, и как следствие — отсутствие персональной ответственности за безопасную эксплуатацию лифтов.

При эксплуатации грузоподъемных кранов существуют следующие проблемы. При монтаже объектов гражданского строительства используется устраевший парк башенных кранов, при этом в соответствии  с действующим законодательством проведение плановых проверок с 2014 года не предусмотрено законодательством, а внеплановые проверки могут быть проведены только по соответствующим основаниям. Тем не менее, в настоящее время ведется работа по установлению взаимодействия с правоохранительными органами в указанной сфере деятельности. Кроме того, считаем необходимым ведение разъяснительной работы с населением через СМИ и расширение работы с обращениями граждан по данному вопросу.