Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики
Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Московская область
На территории, подведомственной Центральному управлению Ростехнадзора, 445 организаций является собственником или эксплуатирует гидротехнические сооружения. Данными организациями эксплуатируются 1861 гидротехническое сооружение.
Из них:
8 ГТС объектов энергетики,
17 объектов промышленности.
Распределение ГТС по классам:
1 класс-3; II класс -6; III класс -2; IV класс -1805.
Классификация ГТС по уровню безопасности:
нормальный-499
пониженный-984
неудовлетворительный-209
опасный-124
В 2013 году проведена 21 проверка, в том числе 17 плановых проверок по соблюдению собственниками и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС, 4 внеплановых.
В ходе проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 102 нарушения безопасной эксплуатации ГТС. За отчетный период возбуждено 15 дел и рассмотрено 16 дел об административных правонарушениях на нарушителей требований безопасности ГТС на общую сумму 253 тыс. рублей.
Типичные нарушения:
- отсутствие проектной документации;
- отсутствие рабочей документации;
- отсутствие проекта мониторинга ГТС;
- отсутствие утвержденной декларации безопасности;
- отсутствие или несоответствие проекту и нормативным документам службы мониторинга;
- несоответствие, имеющегося проекта нормативным документам;
- низкий квалификационный уровень службы эксплуатации ГТС;
- наличие неисправностей, зашламования, зарастания, снижения пропускной способности и т.п. водосбросных, дренажных и водоотводных сооружений (дренажа, колодцев, канав, каналов, труб и т.п.).
За допущенные нарушения правил и норм безопасности при эксплуатации ГТС к административной ответственности привлечены 230 юридических лиц и 23 должностных лиц.
Определен перечень ГТС природохозяйственного назначения, оказавшихся, в силу обстоятельств, бесхозяйными, т.е. не имеющими собственника (балансодержателя) и не эксплуатирующихся в соответствии с требованиями безопасности.
В течение отчетного периода было выдано 3 разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Рассмотрены и утверждены 3 декларации безопасности.
Информации об авариях и инцидентах за 12 месяцев 2013 года не поступало.
Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По результатам проверок в предписаниях отмечено о необходимости проведения регистрации ГТС в Регистре, и надлежащего исполнения собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил.
Смоленская область.
Разработан график совместных обследований готовности комплексов ГТС к пропуску весеннего половодья 2013 года при участии Центрального управления Ростехнадзора, ГУ МЧС по Смоленской области, ОВР МО БВУ и Департамента Смоленской области по природным ресурсам.
ГУ МЧС России по Смоленской области, в том числе Центральным управлением Ростехнадзора, согласован План действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Смоленской области по предупреждению ЧС на водных объектах.
Поднадзорным организациям промышленности и энергетики, собственникам и эксплуатирующим ГТС организациям, водопользователям направлено 48 писем по организации и проведению безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков, о предоставлении информации по осуществлении комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, защите объектов в зонах возможного затопления.
Тверская область
На территории Тверской области 56 организаций являются собственниками или эксплуатируют гидротехнические сооружения. Данными организациями эксплуатируются 80 гидротехнических сооружений.
- 74 ГТС водохозяйственного комплекса (на начало года их количество было равным 81, впоследствии ликвидированы 8 из них, и добавлено 1):
- 7 бесхозяйных ГТС.
Распределение ГТС по классам на конец 2013 года, соответственно:
I класс – 1; II класс – 1; III класс – 1; IV класс – 77.
Классификация ГТС по уровню безопасности:
- нормальный – 50;
- пониженный – 30.
С целью упорядочивания и учета ГТС, Центральным управлением Ростехнадзора были направлены информационные письма - запросы главам администраций муниципальных образований с целью определения правового статуса бесхозяйного имущества для осуществления дальнейшего надзора в области безопасности ГТС, следовательно, и выполнения требований обязательного страхования, постановки на учет в органах государственной регистрации, оформления права собственности на недвижимое имущество, и т.д., а также проведена сверка сведений о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории муниципальных образований. Главы администраций муниципальных образований представили в Центральное управление Ростехнадзора информацию о ГТС, расположенных на территории муниципального образования, имеющих собственника (балансодержателя) и бесхозяйных ГТС, а также информацию об организации работы по определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС. На основании полученной информации от муниципальных образований, уточнен перечень ГТС природно-хозяйственного назначения, включая ГТС, оказавшиеся, в силу обстоятельств, бесхозяйными, т.е. не имеющими собственника (балансодержателя) и не эксплуатирующихся в соответствии с требованиями безопасности.
Также в ходе инвентаризации было выявлено 1 ГТС, расположенное в г. Торжок, в районе улицы Красная горка (собственник – Н.Ю. Морозов). На конец 2013 года данное ГТС было добавлено в Перечень ГТС.
Всего в 2013 году проведено 20 плановых и 2 внеплановых проверки по соблюдению собственниками и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС. В ходе проведенных плановых и внеплановых проверок за 2013 год выявлено и предписано к устранению 75 нарушений безопасной эксплуатации ГТС. За отчетный период возбуждено 8 дел об административных правонарушениях на нарушителей требований безопасности ГТС на общую сумму 651 тыс. рублей.
Типичные нарушения:
- отсутствие проектной документации;
- отсутствие рабочей документации;
- отсутствие проекта мониторинга ГТС;
- отсутствие или несоответствие проекту и нормативным документам службы мониторинга;
- отсутствие согласованного ПЛА;
- несоответствие имеющегося проекта нормативным документам;
- низкий квалификационный уровень службы эксплуатации ГТС;
- наличие неисправностей, зарастания, снижения пропускной способности и т.п. водосбросных и водоотводных сооружений (канав, каналов, труб и т.п.).
За допущенные нарушения правил и норм безопасности при эксплуатации ГТС к административной ответственности привлечены 4 юридических лица и 4 должностных.
Центральное управление Ростехнадзора по Тверской области провело 3 совещания по безаварийному пропуску весеннего паводка на территории Тверской области с представителями Московско-Окского бассейнового водного управления, ГУ МЧС России по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, ФСБ по Тверской области и приняло участие в заседании Межведомственной комиссии по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Тверской области в Правительстве Тверской области по вопросам:
- проверки готовности ГТС к пропуску весеннего половодья 2013 года, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям (далее – ЧС);
- мероприятий, направленных на приведение ГТС в надлежащее состояние в 2013 году;
- мероприятий по оформлению права собственности на бесхозяйные ГТС, находящиеся на территории Тверской области.
При подготовке к пропуску паводковых вод МВК провела анализ эффективности противопаводковых предупредительных мероприятий и причин невыполнения плана обеспечения безопасности ГТС в 2012 году, разработала мероприятия по обеспечению работоспособности ГТС в период паводка с комплексом мер (распорядительные документы, мероприятия по обеспечению работоспособности ГТС в период паводка, обеспечению необходимыми средствами к проведению аварийно-спасательных работ и т.д.) по снижению риска возникновения ЧС, смягчению их последствий и уменьшению величины возможного ущерба.
Также проводился мониторинг технического состояния ГТС организаций энергетики и промышленности, расположенных на территории Тверской области, и подготовки к прохождению весеннего паводка 2013 года.
Технический уровень ГТС позволяет продолжать эксплуатацию в проектном режиме.
Аварий и инцидентов на ГТС за 2013 год не было.
Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По результатам проверок в предписаниях отмечено о необходимости проведения регистрации ГТС в Регистре, и надлежащего исполнения собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил.
Калининградская область
Инспекторский персонал отдела осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией ГТС Правдинской ГЭС-3 и Озерской ГЭС ОАО «Янтарьэнерго», хвостохранилищем обогатительной фабрики Приморского карьера ГУП «Калининградский янтарный комбинат», берегозащитных сооружений ГУ КО «Балтберегозащита», водозащитных сооружений (дамб) ФГУ Калининградмелиоводхоз, гидротехнических объектов филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» «Калининградская ТЭЦ-2», ОАО «Советский ЦБЗ», 29-ю бесхозяйными гидротехническими сооружениями, ОАО «Балтберегозащита».
Гидроузел Правдинская ГЭС-3 предназначен для выработки электроэнергии, регулирования пропуска паводковых вод. Мощность гидрогенератора (один) -1,14 МВт.
Гидроузел Озерская ГЭС предназначен для выработки электроэнергии, регулирования пропуска паводковых вод. Мощность гидрогенераторов (два) – 0,5 МВт.
Намывное хвостохранилище обогатительной фабрики Приморского карьера IV класса предназначено для складирования хвостов обогащения и осветления технологических сбросов. Срок эксплуатации ГТС - 22 года. Класс опасности отходов - V (пятый).
Основное назначение берегозащитных сооружений - защита береговых склонов от абразии, предотвращение оползневых процессов, защита территории на побережье Балтийского моря, Куршского и Вислинского заливов в пределах Калининградской области.
Назначение дамб - защита от затопления сельхозугодий и населения паводковыми водами р.Неман, р.Неманинка, канала им.Матросова, при максимальных уровнях Куршского залива Балтийского моря.
Аварий и случаев травматизма на ГТС объектов промышленности и энергетики области за 2013 год как и в аналогичном периоде прошлого года не было.
Гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности - 1. Контроль за безопасностью гидротехнических сооружений проводится согласно планам мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, предусмотренных декларациями безопасности.
За 12 месяцев 2013 года проведено 3 плановых и 2 внеплановых обследования состояния безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. При этом выявлено 42 нарушения обязательных требований правил безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. Составлено 9 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 79,5 тыс. руб. (в том числе по решению суда).
Проведены мероприятия по контролю исполнения владельцами ГТС обязанностей по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ – отправлены письма и получена информация.
В целом показатели надзорной и разрешительной деятельности не превышают показатели за аналогичный период 2012 года.
Показатели контрольной (надзорной) деятельности у присоединенных областей Управления за 2013 год.
Показатель | Ярославская область | Костромская область | Ивановская область | Владимирская область |
Проведено проверок | 5 | 16 | 11 | 10 |
Выявлено правонарушений | 20 | 45 | 36 | 47 |
Наложено административных наказаний ВСЕГО, в.т.ч.: | 7 | 18 | 13 | 12 |
-дисквалификация | 0 | 0 | 0 | 0 |
-предупреждение | 0 | 0 | 0 | 0 |
-административное приостановление деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 |
-административный штраф | 7 | 18 | 13 | 12 |
Сумма наложенных штрафов, т.р. | 39 | 921 | 154 | 527 |
Сумма взысканных штрафов, т.р. | 44 | 20 | 66 | 62 |
Количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предложения по совершенствованию надзорной деятельности
Для повышения эффективности надзорной и разрешительной деятельности считаем необходимым предложить центральному аппарату Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
1. Поддержание на должном уровне квалификации инспекторского состава путем введения системы плановых (в соответствии с годовым планом службы) курсов повышения квалификации применительно к профилированию отраслевых видов надзора, повышение требовательности к тематике проведения обучающих курсов и эффективности преподавания.
2. В целях доведения до лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и поднадзорных Ростехнадзору, информации, касающейся изменений законодательства Российской Федерации, в части вопросов промышленной и энергетической безопасности, проведение семинаров, совещаний, конференций.
3. Совершенствование и модернизация автоматизированных рабочих мест инспекторского состава, дополнение их программным обеспечением профильной направленности, что позволит сократить время подготовки и оформления результатов проверок, увеличив, таким образом, время на проверку, и повысит, соответственно, её эффективность.
4. Увеличение обучающих семинаров с инспекторским составом по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации при составлении актов проверок и предписаний об устранении выявленных нарушений требований безопасности, а также материалов по делам об административных правонарушениях.
5. С целью учета внеплановой работы по совместным проверкам ГТС с Межведомственной комиссией, прокуратурой в паводковый период, а также бесхозяйных ГТС, не включенных в годовой план работы, и др. дополнить строку 11 формы отчетности УТ-ГТС строкой 11.4 «Участие представителей Ростехнадзора в проверках с другими заинтересованными органами исполнительной власти и прокуратуры».
6.Законодательно урегулировать вопрос осуществления контрольно–надзорных мероприятий в отношении потребителей электрической и тепловой энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и наделить уполномоченный орган государственного контроля (надзора) соответствующими полномочиями.
7.В связи с изменениями в законодательных актах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям необходимо внести изменения в Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденный приказом Ростехнадзора от 07 апреля 2008 года № 212.
8.Внести изменения в порядок внесения изменений в ежегодный план, определенный п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля, в связи с проверкой юридических лиц, включенных в ежегодный план и передавших в пользование (аренду) объекты электросетевого хозяйства иным лицам до начала проведения проверки.
9.Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство об административных правонарушениях в части увеличения административного штрафа, предусмотренного статьей 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)» (предлагается увеличить размер штрафа, превышающий штрафные санкции, предусмотренные статьей 9.1 частью 1 КоАП РФ).
10. Усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих порядок исключения опасных производственных объектов из государственного реестра ОПО при смене эксплуатирующей организации (продаже, сдаче в аренду ОПО), а именно введение обязывающей нормы в части проведения регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре новой эксплуатирующей организацией одновременно с его исключением прежним владельцем.
11. Рассмотреть вопрос об усовершенствовании нормативно-правовых документов, регулирующих порядок исключения опасных производственных объектов из государственного реестра ОПО при смене эксплуатирующей организации (продаже, сдаче в аренду ОПО), в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, а именно введение обязывающей нормы в части исключения опасного производственного объекта из государственного реестра ОПО.
12. Внести изменения в нормативно-правовые документы в части исключения из государственного реестра ОПО объектов, на которых используются лифты, по инициативе регистрирующего органа (Ростехнадзора) без подачи соответствующего заявления владельца ОПО (лифта).
13. Увеличить сроки проведения плановых проверок опасных производственных объектов до указанных в п.10 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения)