Польза БАДов
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» БАДы определяются как природные биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАДы используются для обогащения рациона витаминами, минералами и другими веществами. Это не лекарства, их употребление не лечит заболевания, но может способствовать их профилактике или применяться в период выздоровления.
В отличие от лекарств, которые, прежде чем попасть в аптеки, проходят длительные клинические испытания, БАДы регистрируются не Минздравом, а Роспотребнадзором и проходят гораздо более короткий путь к потребителю.
В 2000 г. в России были утверждены СанПиН 2.3.2 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». В них перечислено более 190 наименований компонентов, которые допускается использовать при производстве БАД. В этом же документе перечислены и запрещенные компоненты - сильно-
действующие, наркотические, психотропные, ядовитые вещества. На наличие этих веществ и проверяются БАДы. Их клиническая эффективность и список показаний и противопоказаний не оцениваются, - это делается только в отношении лекарственных средств, а БАДы к ним не относятся. После получения свидетельства состав добавки уже не контролируется. В итоге очень часто состав выпущенной БАД порядком отличается от первоначально заявленного.
Статистика
По данным Роспотребнадзора, ежегодно на 50 % предприятий, производящих БАД, выявляются нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Это неудовлетворительное санитарно-техническое состояние в цехах по производству и фасовке БАД; отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность поступающего сырья; отсутствие лабораторного контроля за выпускаемой продукцией.
При реализации БАД часто отсутствуют сопроводительные документы, стеллажные карты с указанием наименований, номера партии, срока годности и др.
В первой половине 2012 г. было исследовано 3538 образцов БАД (из них242 - импортных), из них признано неудовлетворительными 96 проб отечественного производства (2,7 %). Было забраковано 46 партий БАД: 39 отечественного производства и 7 -импортного.
По данным исследования экспертов Агентства РБК, проведенного в 2011 г., объем российского рынка БАД составляет 1,5-2,3 млрд долл. США. Ежегодный рост потребления добавок в России - 10-12 % (в мире - 3-5 %).
При этом многие эксперты, а также Федеральная антимонопольная служба РФ обращают внимание на то, что само название «биологически активная добавка» не вполне корректно. Биологической активностью обладает множество химических элементов и соединений. По мнению специалистов, логичнее именовать БАДы диетическими добавками к пище и разделить их на две категории: нутрицевтики (содержащие компоненты, предназначенные для восполнения дефицита в рационе
питания) и парафармацевтики (содержащие лекарственное сырье и другие вещества, предназначенные для профилактики заболеваний).
Такое решение было принято в постановлении от 17.01.13 № 2, подписанном Главным государственным санитарным врачом РФ Г. Онищенко «О надзоре за биологически активными добавками к пище».
С принятием этого документа регистрация и надзор за обращением всех групп биологически активных добавок, кроме нутрицевтиков, должны осуществляться Минздравом России и Росздравнадзором. Каким образом будут контролироваться многокомпонентные БАДы, в состав которых входят как нутрицевтики, так и парафармацевтики, пока неясно.
Существуют БАДы, содержащие одновременно аминокислоты, витамины, экстракты различных растений. Среди этих веществ могут быть и несочетаемые компоненты, и действующие как антагонисты. Все они могут быть полезны по отдельности, но каким будет их совокупное воздействие на организм? Исследователи из Главного Масса-чусетского госпиталя в США пришли к выводу, что использование БАД параллельно с лекарствами нежелательно, особенно если пациент принимает несколько препаратов от различных заболеваний. Ученые выяснили, что различные компоненты БАД могут изменять действие лекарств. Например, экстракты чеснока, гинкго и имбиря повышают риск кровотечения и опасны, если человек принимает лекарства, разжижающие кровь. Корица, хром резко снижают уровень сахара в крови. Черный стеблелист и пальметто влияют на гормональную систему, а мате, лапчатка и зеленый чай способны повышать кровяное давление.
Влияние рекламы
Как только БАДы появились на российском рынке, возникла и недобросовестная реклама данных продуктов. При этом многие БАДы позиционировались в качестве препаратов, излечивающих все болезни, включая онкологические. Кстати, само слово «препарат», используемое в отношении БАД, не вполне корректно, - ведь
им обычно принято обозначать лекарственные средства.
Требования к рекламе БАД установлены Федеральным законом от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно этому закону реклама БАД не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами; не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок и т.д. Надо ли говорить, что требования этого закона постоянно нарушаются?
Например, в июле 2012 г. ФАС России оштрафовала 000 «Здоровье» на 100 тыс. руб. за ненадлежащую рекламу БАД «Светоч» в эфире радиостанции «Радио России». В рекламе сообщалось о том, что БАД успешно применяется при лечении и профилактике катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки и других заболеваний глаз.
Хорошо, что производители, вводившие людей в заблуждение, понесли хоть какое-то наказание, да только об этой санкции знают единицы, а ведь не соответствующая истине информация ежедневно передавалась на многомиллионную аудиторию. Очень часто жертвами такой рекламы становятся пожилые люди, которые, отказываясь от услуг официальной медицины, отдают за «фуфломицины», как остроумно называют сейчас бесполезные средства, едва ли не последние деньги.
БАДы продаются не только в аптеках и специализированных магазинах. Около половины всех продаж приходится на сетевой маркетинг и Интернет, что создает дополнительную почву для злоупотреблений, - распространители оказывают психологическое давление на покупателей, всеми правдами и неправдами уговаривая их купить «лекарство от всех болезней».
Федеральная антимонопольная служба в последнее время обратила пристальное внимание и на маркетинговые уловки производителей БАД, вводящие в заблуждение покупателей. Добавке дается название, схожее с названием известного лекарственного препарата. В результате потребители не отдают себе отчета в том, что покупают не хорошо знакомое им лекарство, а нечто другое. Это, например, препарат для похудения «Редуксин», который, кстати, отпускается по рецепту, и БАД «Редуксин лайт»; «Фор-мин Плива» - рецептурное лекарственное средство и БАД «Формин»; «Гинкго Билоба» - лекарственный препарат и БАД «Гинкго Билоба Эвалар» и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» производитель обязан наносить на этикетку БАД надпись: «Не является лекарством», «Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом», но чтобы разглядеть эту информацию на упаковке, нужно
вооружиться лупой. Таким образом, потребитель зачастую не знает, принимает ли он лекарство или БАД. К тому же большинство врачей-терапевтов недостаточно компетентны в сфере диетологии, а дипломированных специалистов-диетологов в районной поликлинике не найдешь.
Совершенно очевидно, что рынок БАД требует нормативного урегулирования. В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательного регулирования в сфере обращения биологически активных добавок к пище на территории Российской Федерации». По итогам слушаний было принято решение о создании профильного экспертного совета при Комитете Госдумы по охране здоровья, который займется вопросами совершенствования законодательства по БАД. Назрела необходимость усиления государственного контроля за оборотом БАД, их рекламой, ужесточения ответственности за недостоверную рекламу.
Парламентарии говорили и о необходимости просвещать население, разъяснять принципы здорового питания, здорового образа жизни. А начинать надо с врачей, с совершенствования образовательных программ, увеличения продолжительности обучения по вопросам диетологии, создавать систему повышения уровня образования медицинских и фармацевтических работников по вопросам здорового питания.