Письмо Минтруда России от 25.04.2025 N 15-2/ООГ-996

Утвержден: 
Дата утверждения: 
25.04.2025

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 апреля 2025 г. N 15-2/ООГ-996

 

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение (от 28.03.2025), поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

На основании пункта 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров.

Абзацем 15 части 3 статьи 214 Кодекса установлено, что работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии со статьей 220 Кодекса работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В настоящее время обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, предусмотренные Кодексом, проводятся в соответствии с совместным приказом Минтруда России, Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 988н/1420н, Перечень факторов, Перечень работ) и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н, Порядок).

Основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3-й класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ);

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения СОУТ по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI Приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Порядку и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В этой связи работник подлежит направлению на обязательные медицинские осмотры и включению в списки контингента в случае, если он выполняет работы и (или) подвергается воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, которые поименованы в Перечне факторов и (или) в Перечне работ.

Одновременно информируем, что идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника осуществляются по результатам СОУТ.

Порядок проведения СОУТ регламентируется Федеральным законом N 426-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ под СОУТ подразумеваются единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Кроме того, статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ установлено, что результаты СОУТ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут применяться в том числе для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В разделе III Приложения N 3 к приказу Минтруда России от 21.11.2023 N 817н приведена форма карты СОУТ работников. Так, например, пункт 6 строки 040 данной карты предусматривает указание информации о необходимости проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В этой связи при заполнении карты СОУТ (строка 040 пункт 6 таблицы) в графе "Основание" указываются реквизиты обоих приказов (Приказа N 988н/1420н и Приказа N 29н), ссылки на пункты и (или) подпункты Перечня факторов и (или) Перечня работ, в соответствии с которыми должны проводиться обязательные медицинские осмотры работников.

Обращаем внимание, что данный ответ Департамента на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданный вопрос.

 

Заместитель директора Департамента

условий и охраны труда

А.А.ВОРОТИЛКИН