Письмо Минтруда России от 10.03.2025 N 21-1/10/В-4071

Утвержден: 
Дата утверждения: 
10.03.2025

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 марта 2025 г. N 21-1/10/В-4071

 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело письмо от 3 марта 2025 г. с постановлением и сообщает.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия по старости назначается независимо от их возраста с применением положений части 1.1 названной статьи.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при установлении досрочных страховых пенсий педагогическим работникам в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781).

Таким образом, правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогических работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, связываются не с любой педагогической деятельностью, а непосредственно с работой в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком N 781, с учетом особенностей, установленных Правилами N 781.

В соответствии с пунктом 12 Правил N 781 работа в должностях и учреждениях, указанных в разделах "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" пункта 2 Списка N 781, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в соответствующий стаж работы при наличии на указанную дату стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, предусмотренных пунктом 2 соответствующих разделов Списка N 781.

Указанный порядок, в соответствии с концепцией Федерального закона N 400-ФЗ и Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, сохранил условия предоставления педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей права на досрочную пенсию, действовавшие до 1 января 2002 года.

 Так, пункт 12 Правил N 781 воспроизводит аналогичную норму, которая содержалась в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а именно: о продолжительности стажа работы педагогических работников учреждений дополнительного образования не менее 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2001 года.

Этой нормой установлена специальная гарантия государства по реализации права на досрочное пенсионное обеспечение тех педагогических работников, которые длительное время проработали в учреждениях дополнительного образования (не менее 16 лет 8 месяцев) и продолжали педагогическую деятельность в указанных учреждениях после 1 января 2001 года. Для граждан, имеющих непродолжительный (не имеющих) стаж указанной работы на дату 1 января 2001 года, создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Соблюдение выполнения требований пункта 12 Правил N 781 подтверждено постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (пункт 20).

Конституционность нормы пункта 12 Правил N 781 неоднократно оспаривалась педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей в Конституционном Суде Российской Федерации (определения от 17 ноября 2011 г. N 1535-О-О, от 18 октября 2012 г. N 1881-О, от 24 декабря 2012 г. N 2414-О, от 16 июля 2013 г. N 1143-О, от 29 мая 2014 г. N 1097-О, от 23 октября 2014 г. N 2314-О, от 27 февраля 2018 г. N 373-О, от 24 апреля 2018 г. N 954-О, от 19 декабря 2019 г. N 3376-О, от 23 апреля 2020 г. N 1026-О). Так, Суд в определении от 23 октября 2014 г. N 2314-О отметил, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их педагогическая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации). Кроме того, норма пункта 12 Правил N 781 не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, а также как ограничивающая право на труд и свободу выбора профессиональной деятельности, поскольку не препятствует продолжению данными лицами указанной деятельности. Таким образом, нет оснований полагать, что оспариваемая норма нарушает конституционные права заявителей.

 

О.Ю.БАТАЛИНА