Энергоаудит

С целью получения объективной информации по текущему потреблению энергетических ресурсов и разработки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятие промышленности может провести энергетическое обследование (энергоаудит). В то же время при определенных обстоятельствах данное обследование является не правом, а обязанностью, неисполнение которой - административно наказуемое деяние. В каких случаях энергетическое обследование (ЭО) носит обязательный характер? В какой момент должно осуществляться это обследование? Каков порядок учета расходов, возникающих в связи с проведением энергоаудита?

 

Что такое энергетическое обследование?

 

Под энергоаудитом понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, технологических процессов, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цель ЭО - получение достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышение энергетической эффективности. Полученные результаты отражаются в энергетическом паспорте.

Энергоаудит проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ, когда названное обследование носит обязательный характер.

 

Когда энергоаудит для предприятия промышленности - обязанность?

 

Во-первых, это касается организаций с участием государства или муниципального образования. ЭО обязаны проводить компании, участником которых является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование и доля такого участия составляет более 50%. То же самое касается организаций, в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование вправе прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).

Во-вторых, проведение энергоаудита является обязанностью для организаций, осуществляющих:

- производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

- добычу природного газа, нефти, угля;

- производство нефтепродуктов;

- переработку природного газа, нефти;

- транспортировку нефти, нефтепродуктов.

Необходимость проведения ЭО грозит и тем организациям (вне зависимости от того, чем они занимаются и кто является их учредителем), у которых образуются достаточно большие затраты, связанные с потреблением природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии. Первоначально в Федеральном законе N 261-ФЗ было сказано, что приведенное требование распространяется на лиц, у которых совокупная сумма указанных расходов превышает 10 млн. руб. в год. (имеется в виду календарный (базовый) год, предшествующий году проведения обследования.) Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-Ф3, вступившим в этой части в силу 30.12.2013, формулировка поменялась (к чему мы вернемся позднее). Также следует обратить внимание на то, что из состава совокупных затрат убрали данные по расходам на потребление моторного топлива.

Учтите, что основанием для освобождения лиц, подпадающих под обязательное ЭО, не может послужить их размещение в зданиях, строениях, сооружениях, на которые не распространяются требования энергетической эффективности (см. также Разъяснения). Указанные требования включают в себя, в частности:

- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям.

Здания, строения, сооружения, в отношении которых требования энергетической эффективности не действуют, перечислены в п. 5 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ:

- здания, строения, сооружения, отнесенные к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

- временные постройки, срок службы которых составляет менее двух лет;

- строения, сооружения вспомогательного использования;

- отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее 50 кв. м; и др.

 

Как определить совокупные затраты?

 

В расчете должны участвовать затраты на потребление энергоресурсов транспортными средствами, зданиями, сооружениями, котельными, производственными комплексами и иными объектами обследуемого лица, в том числе арендуемыми. Факт возникновения соответствующих затрат может подтверждаться данными бухгалтерской, статистической и иной отчетности предприятия промышленности.

 

Важно. Законодательство в области энергосбережения распространяется на всю организацию в целом с учетом обособленных подразделений, следовательно, совокупные затраты считаются в целом по организации (пример - Постановление ФАС МО от 23.12.2013 N Ф05-15635/2013). Подтверждает это и тот факт, что по результатам ЭО составляется единый энергетический паспорт. Если в состав предприятия входят обособленные подразделения, расположенные в других муниципальных образованиях, к энергетическому паспорту прилагаются формы (приведены в приложениях 2-23 к требованиям, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182), заполненные по каждому обособленному подразделению.

 

О первом обязательном энергетическом обследовании

 

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ лица, осуществление ЭО для которых является обязательным, должны были в период с 27.11.2009 до 31.12.2012 организовать и провести первое энергетическое обследование. Впоследствии такие обследования должны организовываться не реже одного раза в пять лет. Логично предположить, что если названный пятилетний срок будет пропущен, проводимое обследование следует считать первым (но в законе об этом не сказано).

Получив в установленные сроки энергетический паспорт, предприятие, заказавшее ЭО, может считать, что с данного момента требование о проведении обязательного энергоаудита выполнено. Поименованный паспорт после проведения аудита составляется лицом, являющимся членом СРО в области энергетического обследования, с которым заключено соглашение о проведении обязательного ЭО.

Обратите внимание: лицо, непосредственно занимавшееся проведением ЭО, энергетический паспорт сначала передает в СРО в области энергетического обследования, членом которой оно является. В свою очередь, СРО по результатам проверки (если все в порядке) проставляет на паспорте отметку о его регистрации в СРО с указанием соответствующего регистрационного номера. В обязанности СРО также вменено направление копии энергетического паспорта в Минэнерго (она обязана делать это один раз в три месяца). Значит, данное требование не может быть предъявлено к предприятию промышленности, обязанному провести ЭО. Соответственно, направление копии паспорта в уполномоченный орган не рассматривается как условие надлежащего исполнения предприятием промышленности требования о проведении обязательного ЭО.

Еще один важный момент. С 01.10.2014 начнет действовать п. 5.4 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ (введен Федеральным законом N 399-ФЗ), в соответствии с которым с момента проставления СРО в энергетическом паспорте "положительной" отметки эта организация вместе с лицом, осуществившим ЭО, несет солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков, допущенных при оказании услуг по энергоаудиту.

 

Примечание. Итоговым результатом проведенного энергетического обследования является энергетический паспорт.

 

Последующий энергоаудит

 

На основании изменений, вводимых Федеральным законом N 399-ФЗ в Федеральный закон N 261-ФЗ, зависимость проведения обязательного энергетического обследования от совокупной суммы затрат на потребление энергоресурсов становится актуальной для всех лиц.

Организации, которые могут войти в список лиц, подлежащих обязательному энергоаудиту, только по причине использования энергоресурсов, должны сравнивать совокупные затраты с объемом соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, устанавливаемом Правительством РФ (до сих пор соответствующее постановление не появилось, поэтому обязательный энергоаудит на сегодняшний день, по сути, "заморожен"). Повторное ЭО должно проводиться в том случае, если совокупные затраты за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного аудита, превысят "правительственный" объем. Каким образом данную фразу нужно понимать, покажем на конкретном примере, вспомнив, что ЭО должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Допустим, первое ЭО (с получением энергетического паспорта) проведено 30.11.2012. Значит, следующее ЭО должно быть проведено не позднее 29.11.2017. Если совокупные затраты за 2016 год превысят установленный Правительством РФ объем затрат в стоимостном выражении, обследование нужно проводить в обязательном порядке.

Другие организации, попадающие в категорию лиц, подлежащих обязательному ЭО (например, осуществляющие добычу природного газа, угля, нефти), в соответствии с п. 1.1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ, который вступит в силу 01.10.2014, могут не проводить повторное обследование, если совокупные затраты по потреблению энергоресурсов не превышают "правительственный" объем. Для сравнения нужно опять же взять расходы за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного ЭО. Но тогда в течение обозначенного последнего года указанные лица должны представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований (Минэнерго) информацию об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Если впоследствии совокупные затраты превысят установленный Правительством РФ объем, ЭО должно быть проведено в течение двух лет по истечении календарного года, в котором было допущено такое превышение.

 

Об административной ответственности

 

Несоблюдение сроков проведения обязательного ЭО - административно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 15 тыс. руб., юридические лица - на сумму от 50 тыс. до 250 тыс. руб. Срок для вынесения постановления по делу о данном правонарушении составляет год со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Какой именно день следует считать днем совершения деяния в нашем случае?

Пленум ВС разъяснил, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Отвечать за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, придется с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5). Получается, что правонарушение в виде непроведения первого обязательного ЭО следует считать оконченным 31.12.2012, это подтверждают и судьи ФАС УО (см. Постановление от 26.02.2014 N Ф09-14147/13). Следовательно, привлечь к ответственности за данное деяние могли только в 2013 году.

 

Учет расходов

 

Проведение сторонней организацией ЭО не является бесплатным, в связи с чем при проведении энергоаудита у предприятия промышленности возникают расходы. Поскольку ЭО проводится, в частности, с целью разработки перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, считаем, что оно проводится в рамках ведения основной деятельности. В бухгалтерском учете данные расходы, как не связанные непосредственно с производственным процессом, можно включить в состав общехозяйственных расходов (отражаются на одноименном счете 26).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль эти расходы можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 06.03.2013 N 03-03-06/4/6767). Датой осуществления таких расходов при применении метода начисления признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В нашем случае расходы, возникшие в связи с оказанием услуг по проведению ЭО, можно включить в состав налоговых расходов на дату предъявления лицом, осуществившим проведение энергоаудита, акта оказанных услуг.

 

* * *

 

Один из способов уменьшения потребления энергетических ресурсов - проведение энергетического обследования, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Для предприятия промышленности данное обследование может являться обязательным в силу закона, например, если оно занимается производством и транспортировкой природного газа, нефтепродуктов, добычей природного газа, нефти, угля. Под обязательный энергоаудит также подпадают организации (вне зависимости от сферы их деятельности), совокупные затраты по потреблению энергоресурсов за календарный год которых превышают определенный объем (с 01.10.2014 это станет актуально для всех лиц). Сначала названный объем составлял 10 млн. руб., однако с 30.12.2013 обязанность по определению обозначенной величины закреплена за Правительством РФ. Пока не появится соответствующее постановление, вопрос о том, кто обязан проводить энергоаудит в обязательном порядке, остается открытым. В то же время он, возможно, решится по-другому, поскольку в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона N 199352-6, которым предложено увеличить пороговое значение совокупных затрат до 20 млн. руб.

Первое обязательное энергетическое обследование предприятия промышленности должны были организовать и провести до 31.12.2012 (не сделав этого, они рисковали быть привлеченными к административной ответственности в 2013 году). Повторное обследование должно быть проведено не позднее истечения пятилетнего срока.

Затраты на проведение энергетического обследования в бухгалтерском учете можно включить в состав общехозяйственных расходов и учесть в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.