Должностная инструкция мерчендайзера

 

Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

 

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция мерчендайзера [наименование организации, предприятия и т. п.]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Мерчендайзер относится к категории специалистов.

1.2. На должность мерчендайзера назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование, дополнительную профессиональную подготовку в области мерчендайзинга, опыт работы не менее [значение] лет, водительское удостоверение категории "В".

1.3. Назначение на должность мерчендайзера и освобождение от нее производится приказом руководителя по представлению [вписать нужное].

1.4. Мерчендайзер должен знать:

1.4.1. приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу мерчендайзера;

1.4.2. основы гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе;

1.4.3. основы торгового маркетинга и менеджмента;

1.4.4. характеристику и принципы использования инструментов мерчендайзинга;

1.4.5. виды рекламы и основы организации рекламной деятельности;

1.4.6. основы организации работы по формированию спроса и стимулированию продаж товаров;

1.4.7. принципы организации торгового пространства и эффективного использования торговых площадей;

1.4.8. принципы организации продаж;

1.4.9. методы оценки эффективности выкладки товаров в торговом зале;

1.4.10. ассортимент предлагаемых товаров, их основные качественные и потребительские характеристики;

1.4.11. действующие цены на товары;

1.4.12. основы психологии и социологии;

1.4.13. модели поведения покупателей в торговом зале;

1.4.14. психологические типы потребителей;

1.4.15. факторы влияния на прогнозируемые и незапланированные покупки;

1.4.16. этику делового общения;

1.4.17. основные принципы планирования работы;

1.4.18. основы рыночной экономики;

1.4.19. требования к составлению и оформлению документации (учетной, отчетной и пр.);

1.4.20. основы организации производства, труда и управления;

1.4.21. основы трудового законодательства Российской Федерации;

1.4.22. правила внутреннего трудового распорядка;

1.4.23. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.5. Мерчендайзер подчиняется непосредственно администратору торговой сети (супервайзеру).

2. Должностные обязанности

Мерчендайзер несет следующие должностные обязанности:

2.1. Всячески способствует поддержанию положительного имиджа производителя или оптового продавца товара, обеспечивает благоприятные условия для продвижения товара на потребительский рынок и высоких объемов продаж в местах розничных продаж.

2.2. Изучает определенную территорию (район), на которой предполагается организация продаж товара с целью определения мест продажи товаров (розничных предприятий) и разработки схем установления деловых связей.

2.3. Осуществляет регулярный объезд закрепленных за ним торговых объектов (мест продаж).

2.4. Ведет переговоры с администрацией места продажи о проведении мероприятий мерчендайзинга (представляет товар и сопутствующие ему услуги, убеждает в необходимости и эффективности мерчендайзинга, заключения договоров поставки, купли-продажи, комиссии).

2.5. Осуществляет обучение и подготовку обслуживающего персонала торгового предприятия по следующим направлениям: основные потребительские характеристики товаров; принципы поддержания концепции выкладки товаров; основы мотивации продажи товаров потребителям.

2.6. Мерчендайзер обеспечивает:

2.6.1. благоприятные условия для продвижения товара на потребительский рынок.

2.6.2. товарные запасы в местах продаж на необходимом уровне;

2.6.3. высокие объемы продаж товара в местах розничных продаж;

2.6.4. Проведение мероприятий по представлению товаров в местах продажи с использованием следующих инструментов мерчендайзинга:

А) Space-management - выкладка (размещение, позиционирование) товара способами, поощряющими импульсивные покупки товаров;

Б) POS designing - размещение в пространстве мест продаж рекламных элементов - плакатов, буклетов, моделей товаров (подвесных, стоячих и др.), гирлянд, флагов, рекламного торгового оборудования (стоек, стеллажей, светильников);

В) Stock-control - расчет необходимого и достаточного количества (баланса) товаров в местах продаж, обеспечение их наличия;

2.6.5. грамотное и эффективное позиционирование всех товаров, реализуемых предприятием розничной торговли;

2.6.6. мотивацию администрации мест продаж на заключение договоров поставки, купли-продажи, комиссии (предоставление небольших партий товара на комиссию);

2.6.7. принятие мер по поддержанию долгосрочных отношений с администрацией торговых предприятий.

2.6.8. принятие мер по реконструкции, ремонту, замене неисправных или пришедших в негодность рекламных элементов.

2.7. Мерчендайзер контролирует:

2.7.1. состояние исполнения заказов;

2.7.2. соблюдение концепции выкладки товаров;

2.7.3. целевое использование рекламного торгового оборудования (дисплеев, стеллажей, полок и пр.);

2.7.4. состояние рекламных элементов (износ, порча, гибель).

2.8. Мерчендайзер координирует:

2.8.1. работу с розничными торговыми предприятиями;

2.8.2. мероприятия по продвижению и сбыту товаров, которые включают в себя действия по исследованию рынка, эффективной рекламе.

2.9. Мерчендайзер следит за:

2.9.1. выкладкой максимально полного ассортимента продукции в соответствии со стандартами мерчендайзинга, за размещением и обновлением рекламных материалов и оборудования;

2.9.2. состоянием исполнения заказов, обеспечением товарных запасов в местах продаж на необходимом уровне;

2.9.3. отправкой заказа в торговую точку в установленные сроки, по объему реализации продукции, номенклатуре, комплектности и качеству;

2.9.4. состоянием дебиторской задолженности по своим клиентам и своевременным сообщением руководству о возможных задержках оплат, а также других факторах, влияющих на платежеспособность клиента;

2.9.5. динамикой продаж на подконтрольных объектах; готовит отчеты (еженедельные, ежемесячные, по товарам; информирует своего непосредственного руководителя о необходимости новых поступлений товаров;

2.9.6. изменениями состояния рынка, выявленными в процессе работы, и за сбором маркетинговой информации при необходимости.

2.10. Осуществляет корректировку розничных цен на товары, консультации персонала торгового предприятия по вопросам установления торговых надбавок (оптимальные размеры).

2.11. Участвует в организации рекламных акций (дегустаций, семплингов, и т. п.)

2.12. Осуществляет анализ принципов работы в местах продаж мерчендайзеров других предприятий; наблюдение за их работой.

2.13. Формирует банк данных о местах продаж (организационно-правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок и др.).

2.14. Разрабатывает программы мерчендайзинга (выбор методов реализации товаров, формирование техники выкладки товаров в различных типах торговых предприятий, подбор и бюджетирование рекламных элементов и пр.); организовывает работу команды мерчендайзеров (обучение, постановка задач и распределение заданий, контроль за исполнением заданий и пр.).

2.15. Осуществляет работу с розничными клиентами, по установленному плану работы посещает ключевых, сетевых и проблемных клиентов.

2.16. Передает заявки агентам (при желании торговой точки), информирует супервайзера и ответственного торгового представителя об отсутствии достаточного количества продукции и заявки.

2.17. Создает дублирующие точки продаж, следит за правильным размещением существующих, улучшает места размещения продукции по отношению к продукции конкурентов.

2.18. Информирует супервайзера и торговых представителей о претензиях клиента по количеству и качеству поставляемого товара согласно договору поставки.

2.19. Производит сбор маркетинговой информации по заданию компании.

2.20. Ведет постоянный поиск новых клиентов и заключает с ними договоры поставки.

2.21. Мерчендайзер обязан:

2.21.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;

2.21.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;

2.21.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;

2.21.4. хранить коммерческую тайну;

2.21.5. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

3. Права

Мерчендайзер имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений.

3.4. Запрашивать и получать от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Представлять интересы организации в сторонних организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности компании.

4. Ответственность

4.1. Мерчендайзер несет ответственность:

4.1.1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.1.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель структурного подразделения [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]