Распоряжение РЖД от 31 декабря 2015 г. N 3232р

Утвержден: 
Дата утверждения: 
31.12.2015

 

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 декабря 2015 г. N 3232р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВОДЕ ПРАВИЛ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ

И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ

ВАГОНОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"

 

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2016 г. прилагаемые Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-079-2015.

2. Начальникам дирекций инфраструктуры довести указанные правила до сведения причастных работников и обеспечить их изучение.

 

Вице-президент ОАО "РЖД"

Г.В.ВЕРХОВЫХ

 

 

 

 

 

Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 31 декабря 2015 г. N 3232р

 

Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД"

 

ПОТ РЖД-4100612-ЦП-079-2015

 

1. Общие требования

 

1.1. Настоящие Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности к перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".

Требования Правил распространяются на работников путевого хозяйства и являются обязательными для руководителей дистанций пути, других подразделений, инженерно-технического и производственного персонала, ответственного за содержание и эксплуатацию вагонов, автотранспорта, временных баз дислокации этих подразделений.

Действие настоящих Правил направлено на повышение безопасности и улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".

1.2. Обеспечение требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами об охране труда, настоящими Правилами, другими стандартами системы стандартов безопасности труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

1.3. При перевозке железнодорожным или автомобильным транспортом на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха;

повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света.

Химически опасные и вредные производственные факторы (далее - ХОВПФ):

по характеру воздействия на организм человека:

токсические;

раздражающие;

канцерогенные;

влияющие на репродуктивную функцию.

по пути проникновения в организм человека через:

органы дыхания;

желудочно-кишечный тракт;

кожные покровы и слизистые оболочки.

1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ОСТ 32.45, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГОСТ 12.1.012 и СН 2.2.4/2.1.8.566.

1.5. Обеспечение пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов, содержание объектов и устройств должно осуществляться в соответствии с требованиями "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте".

1.6. Эксплуатация производственного оборудования и электроустановок должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.2.007.0, "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", СТО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения", "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ).

1.7. При перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживании жилых и служебных вагонов на электрифицированных участках должны соблюдаться "Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей".

Ответственный за перевозку работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживание жилых и служебных вагонов должен исключить возможность приближения людей к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети и воздушных линий на расстояние ближе 2 м, а также прикосновения к электрооборудованию как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

1.8. Во избежание попадания работников в опасную зону токоведущих частей контактной сети и воздушных линий, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься на верхние площадки и крыши подвижного состава и другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.

1.9. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций. Любые провисающие или оборванные и лежащие на земле, балластной призме или шпалах провода контактной сети или воздушных линий электропередачи представляют опасность для жизни.

При обнаружении обрывов проводов контактной сети или воздушных линий, а также свисающих с них посторонних предметов, необходимо немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

1.10. Контроль за состоянием охраны труда в структурных подразделениях должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения".

О выявленных неисправностях инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен сообщить мастеру (бригадиру), выявленные неисправности отражаются в ведомости несоответствий согласно Методике по организации комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда в путевом хозяйстве.

Работа неисправным инструментом запрещается.

1.11. Руководители и работники, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, в том числе настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники должны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Руководители, получившие информацию от работников о нарушениях норм охраны труда и требований технологического процесса, угрожающих жизни и здоровью работников и не принявшие меры к устранению данных нарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

 

2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ (технологических процессов)

 

2.1. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работ и обратно пассажирскими поездами дальнего, местного и пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, путевыми машинами, дрезинами.

2.1.1. На участках обращения пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.

2.1.2. На каждый вагон руководителем работ должен быть назначен старший группы по должности не ниже бригадира пути.

2.1.3. При проезде в поезде старший группы должен обеспечить:

а) безопасное размещение рабочих в вагоне и должный порядок в пути следования;

б) безопасность при посадке в вагон и высадке из вагона;

в) организацию выгрузки инструмента и материалов;

г) пожарную безопасность.

2.1.4. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных участках железных дорог должна производиться только с полевой стороны. Порядок посадки и высадки людей на многопутных участках и на железнодорожных станциях устанавливается местной инструкцией.

2.1.5. При отсутствии пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения или при несовпадении времени их отправления и обратного возвращения со временем начала и окончания работ должны быть организованы хозяйственные (рабочие) поезда, состоящие из пассажирских вагонов и платформ для перевозки инструмента, материалов и горючего в закрытой таре.

При невозможности выделения пассажирских вагонов хозяйственные (рабочие) поезда организуют из специально оборудованных грузовых вагонов с сидениями по количеству перевозимых людей, ступенями и поручнями для входа и схода работников из вагона.

Хозяйственный (рабочий) поезд, предназначенный для организованной доставки рабочих к месту работ и обратно, должен сопровождаться работником дистанции пути или путевой машинной станции по должности не ниже дорожного мастера.

2.1.6. Расписание движения хозяйственных (рабочих), пассажирских поездов дальнего, местного или пригородного сообщения, назначаемых для перевозки людей, должно быть объявлено руководителем структурного подразделения ОАО "РЖД" всем работникам линейных подразделений.

2.1.7. Доставка рабочих к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе не допускается, кроме лиц, сопровождающих хозяйственные (рабочие) поезда с материалами, которые подлежат выгрузке на перегонах, при этом они должны присесть и держаться руками за борта платформы. Разгрузку материалов верхнего строения пути производить только при полной остановке поезда.

2.1.8. Перевозка работников на съемных дрезинах и прицепах:

2.1.8.1. Не допускается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

2.1.8.2. Старшим, сопровождающим съемную дрезину (далее - старший группы), должен быть работник по должности не ниже бригадира пути, а при его отсутствии старшим является водитель съемной дрезины. Старший группы является ответственным за обеспечение безопасности движения съемной дрезины и находящихся на ней людей. Старший группы должен иметь при себе ручные сигналы, соответствующие времени суток и условиям видимости.

2.1.8.3. Количество людей для одновременного проезда не должно превышать: на дрезине ТД5М - 6 человек, на незагруженном прицепе - 10 человек, на груженом прицепе - только 1 человек для торможения прицепа. Перевозка груза непосредственно на съемной дрезине не допускается. При выезде съемной дрезины с прицепами для транспортировки рабочих общее руководство ее работой должен осуществлять старший группы. Максимальное количество людей, допускаемое для одновременного проезда на съемных дрезинах других типов и прицепах, устанавливается Центральной дирекцией инфраструктуры в соответствии с техническими характеристиками съемных дрезин. При перевозке на прицепах группы рабочих на каждом прицепе выделяется ответственное лицо - опытный рабочий как старший группы, который должен находиться на этом прицепе и наблюдать за порядком и безопасностью перевозимых на нем людей.

2.1.8.4. Во время движения запрещается: стоять на съемной дрезине или прицепе, сидеть на бортах, переходить с прицепа на прицеп, сходить с дрезины или прицепа и садиться на них до полной остановки, курить во время движения, а также на стоянках при заправке дрезин топливом.

2.1.8.5. Все дрезины должны быть оснащены полным комплектом противопожарного инвентаря (оборудования), в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации дрезины.

2.1.9. Машинисты путевых машин доставляются к месту работы и обратно в служебном помещении машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации путевой машины (если такое предусмотрено в конструкции машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном турном вагоне или автотранспортом.

 

2.2. Требования охраны труда при постановке жилых и служебных вагонов в местах стоянки.

2.2.1. Жилые и служебные вагоны должны устанавливаться в отдельных тупиковых путях по 5 - 10 вагонов. Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м. Железнодорожные пути для стоянки этих вагонов оборудуются стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара.

2.2.2. Для предохранения возможного заезда подвижного состава на пути стоянок жилых и служебных вагонов звенорельсошпальной решетки отстрелочного перевода в сторону вагонов должно быть расшито, рельсы сдвинуты в середину колеи и закреплены по концам с обеих сторон. Расстояние от расшитого звена до крайнего вагона должно быть не менее 10 м. Вагоны, расположенные на проходном пути, ограждают упорами с обеих сторон, а на тупиковых путях со стороны стрелочного перевода, оборудованными указателями путевого ограждения.

2.2.3. Если для постановки жилых и служебных вагонов укладываются временные пути (тупики), то допускается временная отрихтовка (сдвижка) рельсовых нитей действующего пути в месте переключения для въезда в тупики стоянки вагонов, с оставлением в месте временного переключения дополнительно уложенных шпал с подкладками, - с целью удобства и ускорения вывода вагонов, при необходимости, из этих тупиков.

2.2.4. Уклон продольного профиля тупиков для стоянки вагонов должен быть не более . Уклон пути на участке въезда во временные тупики должен быть не более .

2.2.5. Стоянка жилых и служебных вагонов на действующих путях станций запрещается. Расположение этих вагонов на действующих путях станций разрешается только на период работ по объекту, на время формирования и передислокации.

2.2.6. Освещение в вагонах допускается только электрическое, от местных источников электроснабжения, при отсутствии местных источников допускается собственных электростанций.

2.2.7. Электропроводка всего подвижного состава должна быть выполнена в соответствии с Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и требованиями Правил устройства электроустановок.

В случаях, когда пассажирские вагоны имеют автономную систему электроснабжения (постоянный ток 50 или 110 В), они должны быть оборудованы:

двухполюсной защитой электрических цепей и сигнализацией контроля нагрева буксы;

сигнализацией о замыкании проводов на корпус (массу) вагона;

защитой от перенапряжений и от пониженного напряжения.

2.2.8. Вагоны должны быть заземлены, параметры и схемы заземления должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок.

2.2.9. Наружная электропроводка по вагонам оголенными проводами запрещается.

2.2.10. Работникам, проживающим в жилых вагонах, запрещается:

пристраивать к вагонам тамбуры, кладовки, клетки;

создавать запас топлива более установленной нормы и хранить его под вагонами;

хранить керосин, бензин и другие горючие жидкости в вагонах;

использовать горючие жидкости для растопки печей, освещения, приготовления пищи;

топить печи с открытыми топочными дверцами и оставлять их без присмотра;

сушить белье, одежду и прочие горючие предметы над топящейся печью и вплотную к ней;

высыпать мусор и шлак в неустановленных местах;

производить газификацию вагонов или пользоваться газовыми плитами различных типов в вагонах.

2.2.11. Место стоянки жилых и служебных вагонов должно быть оборудовано средствами связи для вызова пожарной охраны.

При возникновении пожара следует немедленно вызвать пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами и организовать встречу пожарной части.

2.2.12. Ответственность за пожарную безопасность всего состава подвижного формирования как на местах стоянок, так и в пути следования возлагается на руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД". Кроме того, приказом руководителя структурного подразделения на каждый служебный вагон выделяются лица, ответственные за пожарную безопасность. Табличку с фамилией лица, ответственного за пожарную безопасность, следует вывесить на видном месте.

2.2.13. На территории стоянки жилых и служебных вагонов должны оборудоваться пожарные щиты, имеющие багры, ведра, ящики с песком, совковые лопаты.

 

2.3. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работ и обратно автотранспортом

2.3.1. Перевозка работников к месту работ и обратно может выполняться автобусами, путеремонтными летучками, а также грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки людей. Движение автомобилей при перевозке работников к месту работ и обратно, а также в пределах фронта работ должно производиться по маршрутам, разработанным руководством предприятия. Отклонения от маршрута допускаются только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам.

2.3.2. Количество перевозимых людей должно соответствовать числу посадочных мест. Стоять и передвигаться в кузове автомобиля во время его движения запрещается. Перед поездкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки, размещения и поведения во время движения автомобиля. Для соблюдения порядка в кузове во время движения автомобиля руководитель работ назначает лицо, которое отвечает за безопасность перевозки рабочих.

Если перевозка людей осуществляется несколькими автомобилями, должен быть назначен старший по перевозке всех работающих, которому обязаны подчиняться не только пассажиры, но и водители всех автомобилей.

2.3.3. Посадка и высадка людей должны осуществляться только при полной остановке автомобиля по лестничным сходам, оборудованным поручнями. Начинать движение водитель имеет право, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

2.3.4. Для связи старшего группы с водителем во время движения используются звонки, световые и звуковые сигналы.

2.3.5. Во время движения двери автобусов, борта грузовых автомобилей должны быть надежно заперты типовыми засовами, крючками или другими запорами.

2.3.6. Скорость движения при перевозке людей в кузове грузового автомобиля с открытым верхом не должна превышать 60 км/ч.

При возникновении препятствия или опасности для движения, а также при движении в неблагоприятных погодных условиях - снегопад, гололед, туман, ливень - водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

2.3.7. Перед пересечением железной дороги по необслуживаемому и не регулируемому переезду, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить рабочих, переехать через железнодорожные пути и вновь произвести посадку рабочих.

2.3.8. Запрещается отклоняться от намеченного маршрута и использовать автотранспорт в личных целях водителя и пассажиров.

 

2.4. Требования к подготовке автотранспорта

2.4.1. Грузовой автомобиль с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 - 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки. Для посадки и высадки людей должны прочно закрепляться лестницы с поручнями. На заднем борту должен быть закреплен знак ограничения скорости 60 км/ч.

Вне кабины, в месте, доступном для находящихся в кузове людей, должен быть установлен легкосъемный огнетушитель емкостью не менее 2 литров.

2.4.2. Перевозка людей в грузовом автомобиле должна поручаться опытным водителям, имеющим удостоверение на право управления транспортным средством категорий "C" ("C1") и "D" ("D1").

2.4.3. Автомобиль должен проходить технический осмотр в установленные сроки. Водитель транспортного средства перед выездом с места стоянки должен убедиться в исправности рулевого управления, тормозов, световых сигналов, а также оборудования для перевозки людей. Эксплуатация автомобиля запрещается при наличии неисправностей, перечисленных в "Правилах дорожного движения Российской Федерации".

2.4.4. Ответственность за исправность и выпуск автомобиля для перевозки людей, оформление путевых документов на основных базах дистанций пути возлагается на главного механика, начальника мастерских либо на другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя дистанции пути.

На базе временной дислокации ответственным за выпуск автомобилей и оформление путевых документов является начальник участка, дорожный мастер; ответственным за техническую исправность автомобиля является водитель.

Указанные ответственные за выпуск автомобиля должностные лица, с указанием фамилий по каждому постоянному или временному пункту дислокации автомобиля, должны быть установлены приказом по организации. Использование автомобиля для других целей, кроме перевозки людей по определенным маршрутам (перевозки инструмента, материалов верхнего строения пути, передвижных электростанций и др.) допускается только по распоряжению руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД" или его заместителя.

2.4.5. Не реже одного раза в месяц главный механик (либо иное должностное лицо, установленное приказом руководителя организации) обязан проверять техническое состояние автомобиля, находящегося в эксплуатации на базе временной дислокации.

2.4.6. Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного или иного опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.

 

2.5. Требования к оборудованию пункта стоянки автотранспортных средств на базе временной дислокации

2.5.1. Пункт стоянки автомобилей на базе временной дислокации следует располагать на площадке не ближе 50 м от охраняемого железнодорожного переезда, моста или другого сооружения, служебных зданий железнодорожного транспорта.

2.5.2. На пункте стоянки должны быть помещения, приспособленные для мелкого ремонта автомобилей.

2.5.3. В темное время суток объекты пункта стоянки должны освещаться ламповым или прожекторным освещением.

2.5.4. Пункт стоянки автомобилей должен иметь помещение, оборудованное для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

2.5.5. Хранилища легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны отвечать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и располагаться в безопасных местах, удаленных от жилых помещений на расстояние не менее 100 м, производственных - не менее 40 м и складских - не менее 50 м.

2.5.6. Возможность использования помещений для хранения горючесмазочных материалов решается по согласованию с органами пожарной охраны железной дороги.

В помещениях и на территории хранилища должны быть вывешены запрещающие знаки "Огнеопасно", "Курить воспрещается" и иные согласно ГОСТ 12.1.004, и установлены первичные средства пожаротушения.

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии и находиться на видных местах. Доступ к ним в любое время суток должен быть беспрепятственным.

2.5.7. Отопление помещений, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, не допускается.

Для материалов, которые должны храниться при температуре выше 0 °C, отопление может быть только центральное (водяное).

Для обслуживающего персонала должно быть выделено отдельное отапливаемое помещение.

2.5.8. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в металлической таре с герметически закрывающимися крышками. Под раздаточной тарой должен быть установлен металлический противень.

2.5.9. Помещения, предназначенные для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны содержаться в чистоте. Территория вокруг хранилища должна быть очищена от сухой травы, мусора и других воспламеняющихся предметов и ограждена.

2.5.10. Заправка автомобилей горючим допускается на расстоянии не ближе 10 м от места хранения горючего.

2.5.11. Тара из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должна храниться на расстоянии не ближе 20 м от места хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

2.5.12. Освещение хранилищ допускается только электрическое во взрывозащищенном исполнении по проекту, выполненному в полном соответствии с требованиями Правил эксплуатации электроустановок потребителей.

2.5.13. Оборудование пунктов стоянки автомобиля должно производиться в плановом порядке с учетом всех мер, изложенных в настоящих Правилах и правилах проектирования и содержания объектов, входящих в состав этих пунктов.

2.5.14. Для производства работ по зарядке и подзарядке аккумуляторных батарей должны быть отведены специальные изолированные помещения, отвечающие нормам и правилам пожарной безопасности, а также санитарным требованиям, предъявляемым к таким помещениям.

Двери этих помещений должны открываться наружу и закрываться на замки. На дверях помещений делаются надписи "Аккумуляторная", "С огнем не входить", "Курение запрещается".

Полы аккумуляторного помещения для кислотных батарей должны быть покрыты метлахской плиткой, уложенной на кислотоупорную мастику, а стены окрашены кислотоупорной краской.

2.5.15. Помещение, где производится зарядка аккумуляторных батарей, оборудуется двухзональной механической приточно-вытяжной вентиляцией по ГОСТ 12.4.021 с 10 - 15-кратным воздухообменом и естественной вентиляцией из верхней зоны.

Температура в аккумуляторном помещении не должна быть ниже +10 °C.

2.5.16. Устанавливаемая в аккумуляторных помещениях электроаппаратура и светильники должны быть в герметическом взрывобезопасном исполнении.

2.5.17. Аккумуляторная должна быть снабжена:

ареометрами и термометрами для измерения плотности и температуры электролита;

переносным вольтметром постоянного тока;

переносной герметичной лампой с предохранительной сеткой или аккумуляторным фонарем;

специальной посудой для работы с электролитом;

комплектами спецодежды для работы с кислотами и щелочами, диэлектрическими защитными средствами (резиновыми перчатками, фартуками и галошами), защитными очками;

аптечкой, имеющей нейтрализующие средства.

Стены и потолок помещения аккумуляторной, двери и оконные переплеты, металлические конструкции, стеллажи и другие части должны быть окрашены кислотостойкой (щелочестойкой) и не содержащей спирта краской. Вентиляционные короба и вытяжные шкафы должны окрашиваться с наружной и внутренней сторон.

Для окон необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло.

 

2.6. Требования к санитарно-бытовому обеспечению жилых и служебных вагонов

2.6.1. Жилые и служебные вагоны должны размещаться в местах стоянки отдельными группами. Для проживания, служебно-бытовых и производственных нужд должны предоставляться вагоны, прошедшие:

наружную уборку вагонов, обмывку кузова и ходовых частей, мытье и протирку стекол, мытье ступенек;

ремонт внутреннего оборудования;

дезинфекционную обработку туалетов, мусоросборников;

дезинсекционную обработку;

дезинфекционную камерную обработку постельных принадлежностей и мягкого инвентаря;

заправку вагона водой.

2.6.2. Каждый жилой вагон должен иметь жилые комнаты, кухню, умывальное помещение, коридор, сушильное помещение, тамбур, котельное помещение.

2.6.3. Жилая комната должна быть рассчитана на проживание в ней 2 - 4 человек. Норма площади на одного проживающего должна составлять не менее 4 кв. м. Длина жилой комнаты (от окна до двери) должна быть не менее 2 м, высота - не менее 2,5 м. Жилая комната должна быть оборудована кроватями или мягкими диванами, прикроватными тумбочками, раскладным столиком, стульями, комбинированным шкафом для одежды и обуви, книжными полками, зеркалом.

2.6.4. Не допускается размещение спальных мест вдоль стен вагона.

2.6.5. Ширина коридора должна быть не менее 0,7 м.

2.6.6. Кухня должна быть предусмотрена для всех проживающих в вагоне площадью не менее 1,5 кв. м на человека. Она должна быть оборудована раковиной, кухонными столами, навесным шкафчиком над каждым столом, табуретками, педальным мусоросборником и другим необходимым инвентарем.

Облицовка столов, шкафчиков производится материалами, стойкими к уборке моющими и дезинфицирующими растворами при t до 80 °C.

Кухонная плита оборудуется по периметру бортиком высотой 15 - 20 мм.

Чистая посуда, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) должны храниться в специальном шкафу на кухне.

Шкафы для хранения посуды должны содержаться в чистоте.

Использованную посуду и столовые приборы следует мыть в моечной ванне (или специальном маркированном тазу) горячей водой с применением моющих средств.

2.6.7. В умывальном помещении должны быть установлены раковины со стоком, краны с подводкой воды, навесное зеркало с полочкой для туалетных принадлежностей, крючки для полотенец. Минимальная площадь помещения - 1,6 м.

2.6.8. Каждый вагон должен быть оборудован сушильным устройством, позволяющим сушить одежду и обувь открытым способом. Норма площади на одного человека - не менее 0,2 кв. м, минимальная площадь помещения - 1,2 кв. м.

2.6.9. В комплект оборудования вагона должна входить переносная лестница с перилами для входа в вагон. Высота ступеньки не должна превышать 150 мм.

2.6.10. В вагонах, предназначенных для размещения в холодных климатических условиях, должна быть предусмотрена дополнительная теплоизоляция.

Теплоизоляция должна быть легкой, трудносгораемой, термостойкой, обладать хорошими звукопоглощающими свойствами, не иметь распространяющегося запаха и не выделять токсичных веществ при любых внешних воздействиях.

Асбестосодержащая теплоизоляция в плановом порядке должна заменяться на базальтовое волокно БЗМ, пенополистирол ПСБ-С-15, вата минеральная марки 125, тип Б, вата синтетическая, супертонкое волокно без связующего, тип СТБ-Т 121, пароволокнит, материал теплоизолирующий АТИМСС, истрокон /поропенистый/, минеральная вата на синтетическом связующем и другие материалы.

2.6.11. Внутренняя поверхность стен жилых вагонов должна покрываться материалами, не выделяющими во внешнюю среду токсических веществ и допускающими мытье теплой водой с применением моющих и хлоросодержащих дезинфицирующих средств.

С целью обеспечения безопасности для здоровья проживающих конструкционные и отделочные материалы вагонов не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека. Материалы для внутривагонной отделки должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнений, малоопасными и умеренноопасными при горении, разрешенными к применению Минздравом России, обязательно имеющими гигиеническое заключение.

Материалы для полов вагонов должны иметь гладкую, но не скользящую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям.

2.6.12. В умывальном помещении пол и стены на высоту 1,8 м должны быть покрыты влагостойкими и водонепроницаемыми материалами.

2.6.13. Все помещения вагона должны быть оборудованы дверями, имеющими ручки и замки. Минимальная высота дверей - 1,9 м. Наружные двери должны быть теплоизолированы.

2.6.14. Для естественного освещения вагонов все помещения должны быть оборудованы окнами. Окна должны иметь двойное остекление; должна быть предусмотрена возможность открывать их на 1/3 высоты оконного проема.

2.6.15. Площадь остекления должна обеспечивать световой коэффициент (отношение площади окна к площади пола) для жилых комнат и кухни не менее 1:5, для остальных помещений - не менее 1:8.

2.6.16. Окна в умывальном, сушильном и котельном помещениях должны остекляться непрозрачным стеклом; в жилых комнатах, кухне и коридоре - обычным стеклом, обеспечивающим хорошую видимость. Во избежание перегрева окна жилых комнат и коридора должны быть оборудованы солнцезащитными устройствами (шторами, жалюзи и т.п.).

2.6.17. Жилые и служебные вагоны следует оборудовать системой водяного отопления от котла вагона. Допускаются и другие, более перспективные виды отопления. Система отопления должна соответствовать расчетным данным и обеспечивать температурный режим в вагоне в пределах плюс 18 - 24 °C. В умывальном помещении температура воздуха должна быть не менее плюс 25 °C.

2.6.18. Отопительные приборы должны располагаться вдоль стен вагона на некотором расстоянии от пола, чтобы его можно было мыть. Они должны иметь гладкую поверхность и легко очищаться от пыли. Температура на трубах отопления должна быть не более 80 °C, а на поверхности ограждающих конструкций приборов - 45 °C.

2.6.19. Искусственное освещение жилых и служебных вагонов может быть как общим, так и комбинированным.

Светильники искусственного освещения должны регулярно очищаться и заменяться по мере необходимости.

2.6.20. Общее и местное освещение должно осуществляться, как правило, светодиодными лампами.

2.6.21. Вагоны должны обеспечиваться водой для питья и удовлетворения бытовых нужд. Качество воды должно отвечать требованиям СанПиН 2.1.4.1074.

Головка водоналивного патрубка должна быть защищена от загрязнения.

Для изготовления трубопроводов и водяных баков должны использоваться материалы, разрешенные к применению органами государственного санитарного надзора.

2.6.22. Вместимость баков должна обеспечивать не менее суточной потребности в воде максимального количества людей, проживающих в вагоне. Норма расхода воды на одного человека - не менее 30 л в сутки. Конструкция водяных баков должна обеспечивать возможность полного слива воды, а также удобную чистку и промывку баков. Бак для горячей воды должен быть оборудован приспособлением для ее подогрева.

2.6.23. Для сбора и слива бытовых вод должны быть предусмотрены специальные патрубки, присоединяемые к временной канализационной сети, а также ведра вместимостью 10 - 15 л.

2.6.24. Каждый жилой и служебный вагоны должны быть снабжены по числу проживающих в вагоне необходимыми принадлежностями и постельным бельем: матрасами с наматрасниками, подушками с наволочками, одеялами, простынями, пододеяльниками, полотенцами, а также чайной и столовой посудой. Храниться постельные принадлежности должны в специально отведенных для этого местах (полка, шкаф и т.п.).

2.6.25. Мягкий инвентарь (матрасы, подушки, одеяла) на период выполнения работ должен быть закреплен за проживающими и подвергаться дезинфекции в установленные сроки. Не допускается пользование постельными принадлежностями без постельного белья.

Профилактическая дезинфекционная обработка постельных принадлежностей, инвентаря должна производиться по режимам и в сроки, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Режимы и сроки профилактической дезинфекционной обработки постельных принадлежностей и инвентаря

 

Объекты, подлежащие обеззараживанию

Используемые средства или способ

Сроки и периодичность обработки

Место производства обработки

Уборочный инвентарь

Обеззараживание

1 раз в месяц

В дезотделении

Постельное белье (простыни, наволочки, полотенца, пододеяльники)

Кипячение

1 раз в 7 дней

В прачечной

Мягкий инвентарь вагона (занавески и т.п.)

Кипячение

1 раз в месяц

В прачечной

Чехлы, матрацные корсажи

Кипячение

По мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал

В прачечной

Постельные принадлежности (матрацы, подушки)

Камерное обеззараживание

Не реже 2 раз в год и при выдаче новым лицам

Камерное отделение дезинфекции

Одеяла летние

Кипячение

Не реже 1 раза в месяц

В прачечной

Одеяла зимние (шерстяные и полушерстяные)

Камерное обеззараживание, химчистка, обеспыливание

По мере загрязнения, но не реже 1 раза в год и по мере выдачи новым лицам

Камерное отделение дезинфекции, химчистки, обеспыливания

 

2.6.26. Для поддержания чистоты в вагоне должна производиться ежедневная влажная уборка, а в местах общего пользования (коридор, кухня) не реже 2-х раз в сутки и, по мере необходимости, должна производиться уборка туалетов с обязательным мытьем полов. При уборке должны применяться моющие, а также при необходимости дезинфекционные средства.

Для уборки помещений должен быть предусмотрен комплект уборочного инвентаря: веник (пылесос), швабра, щетки, совок, ведра и мягкая ветошь для уборки полов, туалетов, кухонь, ерши для мытья унитазов, обтирочный материал.

Ведра должны иметь соответствующую маркировку: "для пола", "для туалета", "для мусора", "для кухни". В вагоне должно быть предусмотрено место для хранения уборочного инвентаря.

В вагонах не допускается наличие насекомых и грызунов.

Общая профилактическая дезинфекция и дезинсекция проводятся отделами профилактической дезинфекции центров Санэпиднадзора железных дорог или дезинфекционными станциями - не реже одного раза в квартал.

При выявлении синантропных насекомых (вшей, клопов, тараканов и блох) проводятся истребительные мероприятия, а затем ежеквартальные профилактические.

При проведении дератизации вагон должен быть освобожден от проживающих не менее чем на 12 часов.

Постоянная и профилактическая дезинфекции проводятся средствами и методами, разрешенными к применению в Российской Федерации.

При передислокации вагонов или в случае их сильного загрязнения, в том числе радиоактивного, вагоны должны быть направлены в специально отведенное место наружной обмывки вагонов или в вагономоечную машину, а также на открытые пункты дезобработки или в дезангар, где проводится дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезактивация.

2.6.27. При выборе участка для размещения жилых вагонов необходимо согласование органов санитарного надзора на федеральном железнодорожном транспорте. В структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны заблаговременно определять пункты возможных мест размещения жилых вагонов и организовать проведение предварительных мероприятий по подготовке к их размещению территории.

2.6.28. В составе служебных вагонов должны быть предусмотрены вагон-баня или вагон-душевая. Эти вагоны должны быть оборудованы в соответствии с требованиями органов санитарного надзора на железнодорожном транспорте и подключены к канализационной сети. Место установки вагона-бани или вагона-душевой согласовывается с органами санитарного надзора на федеральном железнодорожном транспорте.

Вагон-баня или вагон-душевая должны иметь: тамбур, раздевальное помещение, помещение для мытья с душевыми кабинами и скамьи. Из раздевального помещения в помещение для мытья должно быть устроено два входа со шлюзами для предупреждения проникновения влажного воздуха.

В раздевальном помещении должны быть установлены диваны из расчета размера места для раздевания 0,85 x 0,5 м. Над диванами должны быть укреплены крючки для одежды, под диваном - полки для обуви.

Полы в раздевальном помещении рекомендуется покрывать резиновыми рифлеными дорожками (ковриками), которые легко моются и дезинфицируются.

Поверхности стен, пола, потолков следует покрывать материалами легко моющимися, стойкими к воздействию воды и дезинфицирующих средств. Стены и полы помещения для мытья должны иметь надежную гидроизоляцию. Помещение для мытья и душевые кабины должны быть оборудованы настенными мыльницами, полочками и трапом для отвода мыльной воды.

Основным требованием к эксплуатации бань, душевых является повседневное соблюдение чистоты во всех помещениях. С этой целью необходима своевременная прочистка трапов для предупреждения застоя грязной воды и непрерывного удаления банных вод из помещения, ежедневная влажная уборка с использованием моющих и дезинфекционных средств.

Один раз в неделю должна проводиться генеральная уборка всех помещений, стен и оборудования.

2.6.29. На территории жилой зоны должны быть предусмотрены туалеты с водонепроницаемыми выгребными ямами, расположенные на расстоянии не менее 20 м от жилых вагонов и не менее 50 м от источников водоснабжения.

2.6.30. Сбор мусора должен производиться в специальную емкость с маркировкой "для мусора" или в полиэтиленовые мешки и удаляться из вагона в мусоросборники. После удаления мусора емкость должна ополаскиваться водой и дезинфицироваться.

Мусоросборочные площадки должны быть оборудованы либо мусорными контейнерами, установленными на водонепроницаемом основании под навесом, либо водонепроницаемыми выгребами с крышкой и решеткой для отделения твердых отходов.

Выбор типа мусоросборочной площадки, ее размещение, а также размещение туалетов должны согласовываться с органами санитарного надзора на железнодорожном транспорте на стадии проектирования.

2.6.31. Канализационная сеть, в случае невозможности подключения ее к стационарной канализации, должна обеспечивать удаление грязной воды от кухонных и умывальных помещений жилых вагонов, вагонов-душевых и сбор ее в герметичную емкость с последующим удалением ассенизационным транспортом.

2.6.32. Территория жилой зоны должна содержаться в чистоте, транспортные проезды и пешеходные дорожки должны быть замощенными, ровными, достаточно освещенными в ночное время. В летнее время проезды и проходы необходимо поливать, а в зимнее - очищать от снега.

На территории размещения жилых вагонов должен быть предусмотрен запас дезинфицирующих средств для обработки туалетов, мусорных площадок.

С обеих сторон прохода и проезда должны устанавливаться указатели "Переход", "Проход", "Проезд", окрашенные в белый цвет.

2.6.33. Отвод поверхностных и хозяйственных вод с территории стоянки жилых и служебных вагонов должен осуществляться посредством исправных, перекрытых в местах перехода или проезда водоотводных устройств.

Места выпуска сточных вод должны быть согласованы с органами санитарного надзора.

2.6.34. В темное время суток территория стоянки вагонов в местах проходов и проездов должна быть освещена равномерным немерцающим электрическим освещением не ниже 5 лк, а производственные площади во время выполнения на них работ - не ниже 10 лк на уровне основания площадки в горизонтальной плоскости.

2.6.35. Жилые вагоны должны размещаться с наветренной стороны по отношению к железнодорожной магистрали и другим возможным источникам атмосферного загрязнения, на расстоянии не менее 50 м от оси действующего железнодорожного пути. В случае необходимости для защиты от перегрева допускается сооружение второй крыши над вагонами.

 

2.7. Требования к вагонам сопровождения

2.7.1. Для работников путевых машин тяжелого типа, откомандированных для производства ремонтных работ на участках железнодорожного пути, удаленных от структурного подразделения, должны предусматриваться вагоны, переоборудованные по типовым проектам и имеющие набор санитарно-бытовых помещений и устройств.

Санитарно-бытовые устройства должны быть в исправном состоянии и соответствовать технической документации.

2.7.2. Вагоны сопровождения на базе пассажирских цельнометаллических вагонов всех вариантов исполнения должны быть оборудованы следующими системами:

отопления;

водоснабжения;

энергоснабжения;

вентиляции и кондиционирования воздуха;

освещения;

связи;

устройствами пожаротушения.

В состав вагона сопровождения СПС на базе пассажирских цельнометаллических вагонов должны (могут) входить следующие помещения:

купе двух-, трех- или четырехместное (от одного до семи - в зависимости от варианта исполнения);

кухня-салон (кухня и салон);

туалет с умывальником;

котельное отделение;

раздевалка;

электрощитовая;

дизель-генераторное отделение (допускается не оборудовать);

коридоры и тамбуры.

Кроме указанных систем в вагонах и модулях сопровождения всех вариантов исполнения, может быть установлено газовое оборудование и оборудование для работы системы водяного отопления на жидком топливе.

Кроме указанных помещений, в зависимости от варианта исполнения, в вагоне сопровождения могут быть оборудованы следующие помещения:

мастерская;

агрегатное отделение (с компрессорными станциями);

склад (допускается объединять с раздевалкой);

прачечная (допускается объединять с душевой);

помещение для сушки спецодежды (сушилка);

кладовые;

холодильные камеры;

отсеки для лебедок.

2.7.3. Вагоны и модули сопровождения на базе служебных вагонов рефрижераторных секций переоборудуются из дизель-генераторных или дизельных вагонов рефрижераторных секций.

Вагоны и модули сопровождения на базе служебных вагонов рефрижераторных секций всех вариантов исполнения должны быть оборудованы следующими системами:

отопления;

водоснабжения;

энергоснабжения;

вентиляции и кондиционирования воздуха;

освещения;

связи.

Кроме указанных систем в вагонах и модулях сопровождения всех вариантов исполнения, может быть установлено газовое оборудование и оборудование для работы системы водяного отопления на жидком топливе.

В состав вагона или модуля сопровождения СПС на базе служебных вагонов рефрижераторных секций должны входить следующие помещения:

купе двух-, трех- или четырехместное (от одного до четырех - в зависимости от варианта исполнения);

кухня-салон (кухня и салон);

туалет с умывальником и душем;

котельное отделение;

раздевалка;

электрощитовая;

дизель-генераторное отделение (допускается объединять с агрегатным отделением);

коридоры и тамбуры.

Кроме указанных помещений, в зависимости от варианта исполнения, в вагоне сопровождения на базе служебных вагонов рефрижераторных секций могут быть оборудованы следующие помещения:

помещение для сушки спецодежды (сушилка);

мастерская;

агрегатное отделение (с компрессорными станциями);

склад;

кладовые;

холодильные камеры;

отсеки для лебедок;

аккумуляторные отсеки.

2.7.4. Вагоны сопровождения должны соответствовать всем требованиям к специальному несамоходному подвижному составу (приложение N 7 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 001/2011) и ГОСТ 32216.

Конструкция вагона сопровождения любого варианта исполнения должна соответствовать требованиям:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей;

Правил технической эксплуатации электроустановок;

Правил устройства электроустановок (ПУЭ);

Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения;

Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

Руководства по обеспечению пожарной безопасности эксплуатируемого парка специального подвижного состава;

Ведомственных норм пожарной безопасности;

Норм оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения;

Правил эксплуатации специального железнодорожного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД";

Правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации N ЦТ-ЦВ-ЦП-581;

Инструкции по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог N ЦП-ЦТ-ЦВ-797;

ГОСТ 32216-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования;

Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО-32-ЦВ-400;

Техническим регламентом ТС "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011);

Вагоны сопровождения должны быть оснащены аптечкой с набором медикаментов для оказания первой помощи.

В конструкции помещений вагонов сопровождения любого варианта исполнения должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту обслуживающего персонала от шума и вибрации с учетом реально возникающего уровня шума и вибрации от источников.

Уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни инфразвука в бытовых помещениях вагонов сопровождения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32216-2013 Приложение А, таблица А.5.

Параметры микроклимата и системы его обеспечения в помещениях кухни (кухни-салона) и купе должны соответствовать требованиям ГОСТ 32216-2016 Приложение А, таблицы АЛО, А.11, А.12, А.13.

Температура воздуха в помещениях должна регулироваться. Точность поддержания температуры должна составлять +/- 2 °C от среднего значения температуры в помещении на высоте 1500 мм от пола.

Организация освещения и уровень искусственной освещенности в помещениях вагонов сопровождения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32216-2013 Приложение А, таблица А.4.

Уровни электромагнитных излучений на местах размещения обслуживающего персонала вагонов сопровождения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32216-2013 Приложение А, таблица А.17.

2.7.5. Система отопления вагонов сопровождения всех вариантов исполнения, должна представлять собой штатную систему водяного отопления базового вагона с измененным (при необходимости) расположением обогревателей во внутренних помещениях. Система должна обеспечивать среднюю температуру воздуха в помещениях не ниже плюс 20 °C при температуре наружного воздуха минус 40 °C. Допускается не оборудовать системой отопления дизельное и агрегатное отделения, а также аккумуляторную. Котел системы отопления может быть оборудован устройствами и приспособлениями для обеспечения возможности его работы на жидком (дизельном) или твердом (уголь) топливе.

2.7.6. Система водоснабжения вагонов сопровождения всех вариантов исполнения должна представлять собой штатную систему водоснабжения базового вагона с измененным (при необходимости) расположением разборных и заправочных устройств.

Водоснабжение вагонов сопровождения должно обеспечивать необходимое количество горячей и холодной воды для личной гигиены бригады, поддержания чистоты в помещениях и технологических потребностей кухни.

Питьевая вода должна храниться в отдельных емкостях. Качество питьевой воды должно отвечать требованиям ГОСТ Р 51232 и СанПиН 2.1.4.1074.

2.7.7. Энергоснабжение вагонов сопровождения должно обеспечиваться с использованием:

вагонного электрооборудования на напряжение 50 В постоянного тока:

а) при движении вагона в составе хозяйственного поезда - от подвагонного генератора или от автономной дизель-генераторной установки через выпрямительное устройство;

б) на стоянке - от автономной дизель-генераторной установки через выпрямительное устройство или от внешнего источника переменного однофазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц через выпрямительное устройство, или от аккумуляторной батареи вагона;

силового электрооборудования на напряжение 220 В однофазного переменного тока частотой 50 Гц - от автономной дизель-генераторной установки или от внешнего источника тока соответствующего напряжения мощностью не менее 6 кВт;

силового электрооборудования на напряжение 380 В трехфазного переменного тока частотой 50 Гц вагона сопровождения - от автономной дизель-генераторной установки или от внешнего источника тока соответствующего напряжения и частоты, мощностью не менее 10 кВт;

системы электроотопления вагонов сопровождения СПС на базе пассажирского цельнометаллического вагона - от внешнего источника трехфазного переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц и мощностью не менее 30 кВт.

Электрооборудование вагонов сопровождения всех вариантов исполнения должно обеспечивать:

бесперебойное функционирование всех электрических систем (освещение, зарядку аккумуляторных батарей, работу электрических нагревателей и т.д.);

подключение внешнего источника переменного тока с обоих торцов вагона;

подключение внешних потребителей к автономной дизель-генераторной установке (при ее наличии);

аварийное отключение электропитания из помещений кухни-салона и дизельного (агрегатного) отделения.

2.7.8. Электрооборудование вагонов сопровождения должно иметь заземление, которое осуществляется непосредственно на корпус вагона. Заземляющие элементы должны быть выполнены в виде болтов, приваренных к кузовным деталям. Корпус вагона должен быть заземлен на рамы ходовых тележек проводом марки ПЩ сечением не менее 12,5 мм2, таким же проводом должны быть соединены рамы тележек с буксами колесных пар.

Конструкция и маркировка заземляющих элементов должна соответствовать требованиям ГОСТ 21130-75.

Все металлические нетоковедущие части электрооборудования, которые могут оказаться под напряжением 220 В переменного тока вследствие нарушения изоляции, должны быть заземлены в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок и ГОСТ 12.2.007.0-75.

Все цепи электропитания должны содержать автоматы защиты.

Все разъемы цепей электропитания должны обеспечивать однозначность подключения и иметь соответствующую маркировку.

Сопротивление изоляции электрических цепей с напряжением до 1000 В должно быть не менее 1,0 МОм.

Во всех помещениях вагонов сопровождения (кроме раздевалки и туалета) должны быть предусмотрены розетки на 220 В однофазного переменного тока.

2.7.9. Система вентиляции вагонов сопровождения всех вариантов исполнения дорабатывается с учетом перепланировки внутренних помещений и должна предотвращать поступление воздуха из кухни (кухни-салона), дизельного или агрегатного отделений в другие помещения. Количество удаляемого из кухни (кухни-салона) и из агрегатного отделения воздуха должно быть выше количества подаваемого воздуха не менее чем на 5 и не более чем на 10%.

2.7.10. Вагоны сопровождения всех вариантов исполнения должны быть оборудованы транспортными кондиционерами или сплит-системами с размещением их или их внутренних блоков во всех помещениях вагона, предназначенных для жизнедеятельности бригад (салон, кухня, купе для отдыха). Допускается применение мобильных кондиционеров.

2.7.11. Система основного и аварийного освещения вагонов сопровождения всех вариантов исполнения должна быть выполнена по типовой схеме базового вагона с измененным в соответствии с планировкой, расположением и количеством выключателей освещения.

2.7.12. Для оперативной связи с поездным диспетчером, дежурным по станции и машинистами локомотивов вагоны сопровождения могут быть оборудованы типовой поездной радиостанцией. Допускается использование переносных поездных радиостанций с запрограммированной частотой, в количестве не менее одной радиостанции на вагон сопровождения.

2.7.13. Оборудование спального купе должно включать спальные диваны, полку для личных вещей и нишу для чистых принадлежностей, откидной подоконный столик с закругленными углами, гардероб или крючки, вешалки для верхней одежды, откидную сетку (полку) для мелких вещей над каждым местом, встроенную выдвижную лесенку для подъема на верхнее спальное место, встроенный радиодинамик с регулятором громкости, термометр, зеркало.

2.7.14. В кухне должны быть установлены газовая или электрическая плита, печь СВЧ, раковина для мойки посуды с подводкой холодной и горячей воды, стол, шкафы навесные или напольные для хранения посуды и продуктов питания, сборник пищевых отходов и мусора, холодильник.

Установка и расположение газового оборудования и баллонов в служебно-бытовых вагонах, в зависимости от варианта исполнения должна соответствовать утвержденным техническим требованиям.

2.7.15. При реконструкции и модернизации служебно-бытовых вагонов, используемых для нужд структурного подразделения, они должны быть оборудованы туалетными системами замкнутого типа.

2.7.16. В помещении вагона для хранения спецодежды и СИЗ должны быть установлены шкафы для личной и специальной одежды из расчета одного шкафа для личной и специальной одежды на каждого работника, а также отдельные шкафы или закрытые полки, предусмотренные только для хранения СИЗ.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Правилам по охране труда

при перевозке работников

железнодорожным и автомобильным

транспортом, обслуживанию

жилых и служебных вагонов

в подразделениях путевого

хозяйства ОАО "РЖД"

 

Перечень нормативных документов, на которые в тексте правил даны ссылки

 

1. Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (1.2).

2. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности от 06.06.1983 (1.4).

3. ОСТ 32.45-95. Шум. Пневматическое оборудование сортировочных станций. Допустимые уровни шума от 12.09.1995 (1.4).

4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Физические факторы производственной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы от 31.10.1996 N 36 (1.4).

5. ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования от 04.02.2004 (1.4).

6. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Физические факторы производственной среды. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы от 31.10.1996 N 40 (1.4).

7. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (1.5).

8. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования от 14.06.1991 N 875 (1.5, 2.5.6).

9. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования от 28.06.1976 N 1581 (1.5).

10. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (1.5).

11. ППБО-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте от 11.11.1992 N ЦУО-112 (1.5).

12. ГОСТ 12.2.061-81. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам от 11.11.1981 N 4883 (1.6).

13. ГОСТ 12.1.030-81. ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление от 15.05.1981 N 2404 (1.6).

14. ГОСТ 12.2.007.0-75. ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности от 10.09.1975 N 2368 (1.6).

15. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 N 6 (1.6).

16. СТО РЖД 15.013-2011 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" от 13.09.2011 N 2003р (1.6).

17. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) от 08.07.2002 N 204 (1.6, 2.2.8).

18. Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей от 03.07.2008 N 12176 (1.7).

19. СТО РЖД 15.014-2012 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения от 28.05.2012 N 1039р (1.10).

20. Правила дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993 N 1423 (2.4.3).

21. ГОСТ 12.4.021-75. ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования (2.5.15).

22. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества от 26.09.2001 N 24 (2.6.21).

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Правилам по охране труда

при перевозке работников

железнодорожным и автомобильным

транспортом, обслуживанию

жилых и служебных вагонов

в подразделениях путевого

хозяйства ОАО "РЖД"

 

[не приводится]