Защита от радиации
Уроки истории
Уже более 60 лет человечество использует атомную энергию, однако пока не способно надежно защитить себя от радиационного загрязнения в ходе ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, утилизации атомных отходов и отработавших свой срок атомных сооружений. До настоящего времени нет глубокой, детальной оценки риска эксплуатации ядерных объектов, отсутствуют экономически приемлемые решения по захоронению радиоактивных отходов и их утилизации. Малоэффективны меры по защите пострадавших в ходе тех или иных аварий, в том числе на производстве.
Среди крупных аварий и катастроф XX в. - взрыв объектов с высоким уровнем радиации в Челябинске-40 (1957 г.), авария на атомной подводной лодке (АПЛ) в бухте Чажма (Приморский край - 1985 г.), на Чернобыльской АЭС (1996 г.), на японской АЭС «Фукусима» (2011 г.) и др. В мире на АЭС и АПЛ ежегодно происходят десятки происшествий, накопились тысячи тонн радиоактивных отходов, сотни боевых атомных подлодок, отслужив свой срок, требуют утилизации. Но последствия этих происшествий несопоставимы с последствиями вышеуказанных аварий.
При взрыве емкости для хранения радиоактивных отходов 29 сентября 1957 г. (Челябинск-40) радиоактивный след протянулся на территории Челябинской, Тюменской и Свердловской областей (более 100 км в длину при ширине около 10 км). Суммарная активность выброса в окружающую среду в ходе уральской катастрофы составила около 2 млн кюри.
Разовые дозы облучения для жителей близлежащих деревень, попавших в зону выброса, поначалу считались не опасными для здоровья, хотя загрязненными оказались почва, водоемы, лес. Впоследствии жители, длительное время проживавшие на загрязненной территории, накопили значительные дозы внешнего и внутреннего облучения. Тысячи жителей близлежащих деревень и сел были переселены в другую местность, а территория была объявлена заповедной.
С годами в заповедной зоне вокруг Челябинска-40 ученые встретились с мутациями у животных, рыб, трав, с повышенной смертностью людей. Последствия аварии'- более 120 тыс. облученных (из них 28 тыс. чел. получили по 179 бэр (биологически эквивалентного рентгена), т.е. около 10 допустимых доз).
10 августа 1985 г. в бухте Чажма Приморского края случилась одна из самых крупных аварий на флоте за все годы эксплуатации АПЛ. Трагедия произошла во время перезарядки реактора. Многотонную крышку реактора отбросило на несколько сот метров. 10 чел., занимавшихся перезарядкой реактора и находившихся в реакторном отсеке, погибли сразу. Большинство людей, участвовавших в ликвидации этой аварии, оказались незащищенными и умерли от различных (прежде всего онкологических) заболеваний.
Радиоактивному загрязнению была подвергнута большая территория. Проживавшие в районе аварии люди оказались лишенными поддержки и помощи со стороны власти. Об этой беде умолчали, ее скрыли от населения.
Прошло более четверти века со дня трагедии на Чернобыльской АЭС, происшедшей в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. в ходе проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности, которая входила в состав энергоблока реактора РБМК-1000 (реактор большой мощности, канальный (кипящий), мощность энергоблока - 1000 МВт).
Авария повлекла немалые человеческие жертвы и тяжелые последствия как среди работников атомной станции, так и среди населения близлежащих городов и сел. Катастрофа на ЧАЭС существенно ухудшила жизнь миллионов людей, привела к неожиданным экологическим, медицинским, социальным, экологическим и политическим последствиям.
Трагедия явилась следствием снижения мощности реактора для подготовки к плановому предупредительному ремонту при проведении эксперимента, имевшего целью усовершенствовать одну из систем безопасности станции. Ее негативные последствия огромны, их не удалось ликвидировать до настоящего времени. По совокупности последствий эта авария - самая крупная катастрофа XX в., общенародное бедствие. Она затронула судьбы многих людей, проживающих на большой территории (ныне - трех суверенных государств - Украины, России и Белоруссии).
На загрязненной радиоактивным цезием территории проживало 4,9 млн чел. Уже в первые дни из близлежащих населенных пунктов было эвакуировано более 100 тыс. чел. От полученной дозы облучения и ожогов погибло 30 чел., а диагноз лучевой болезни был поставлен более 200 ликвидаторам. Несмотря на постоянную работу, мужество ликвидаторов аварии выброс радиоактивных веществ продолжался 10 дней и прекратился только 6 мая.
Для локализации очага радиоактивного заражения в 1986 г. в особо сложных условиях была сооружена подреакторная плита с теплообменниками, исключающая возможное радиоактивное загрязнение подводных источников водоснабжения. С целью надежной изоляции в завале остатков реактора чернобыльского блока был построен объект «Укрытие» («Саркофаг»), проведены значительные работы по дезактивации территории и помещений ЧАЭС. Принятые меры дали возможность к концу 1987 г. возобновить эксплуатацию трех оставшихся энергоблоков станции.
Важное место в комплексе работ отводилось водоохранным мероприятиям. Их цель - не допустить вынос радиоактивных веществ из рек Припять, Уж, Брагинка потоками дождевых и ливневых вод. Для этого были спроектированы и оборудованы системы сооружений для защиты поверхностных и подземных вод.
В ходе работ важную роль играли речники, которые доставляли по водным рекам строительные материалы, оборудование, технику, продовольствие. Речные суда активно использовались для эвакуации людей из зараженной зоны,.на их борту оказывали помощь пострадавшим, развертывали медпункты. В этой обстановке активно работали водолазы и спасательные формирования Общества спасения на водах.
Наиболее опасные работы выполнял личный состав Вооруженных Сил СССР. Так, в августе 1986 г. численность военнослужащих, участвовавших в ликвидации аварии, составляла 40 тыс. чел., а за весь период участия в ликвидации этой трагедии через Чернобыль прошло более 600 тыс. чел. Для работы в зоне аварии были привлечены ведущие ученые и специалисты.
На ликвидацию аварии государство выделило огромные материальные ресурсы и денежные средства. Только прямые затраты на выполнение мероприятий по ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг. составили 10 млрд руб., а в целом в 1986-
1991 гг. из бюджета было выделено 25 млрд руб.
Несмотря на огромные затраты, героизм и мужество ликвидаторов аварии имела место недооценка истинных масштабов и последствий данной беды. Была допущена медлительность в решении ряда вопросов социальной защиты граждан, пострадавших в ходе катастрофы. В апреле 1990 г. вопросы ликвидации аварии были рассмотрены Верховным Советом СССР, который утвердил Государственную союзно-республиканскую Программу неотложных мер на 1990-
1992 гг. по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Аналогичные программы были приняты на Украине, в РСФСР и Белоруссии.
15 мая 1991 г. был принят закон РСФСР № 1244-1, установивший юридическую защиту лиц, пострадавших в ходе ликвидации аварии на ЧАЭС, а 27 декабря 1991 г. - постановление Верховного Совета РСФСР № 2123-1, распространившее «чернобыльские» льготы на ветеранов из подразделений особого риска. Принятым 22.08.04 Федеральным законом № 122-ФЗ большинство этих льгот было ликвидировано.
В 1989-1990 гг. значительно расширилось международное сотрудничество по Чернобылю. В декабре1990 г. 45-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, ставшую основой для разработки специальной программы международного сотрудничества в деле смягчения и преодоления последствий аварии на ЧАЭС. В последующие годы на основе и в развитие выработанных Конвенций СССР был заключен ряд двусторонних соглашений об оповещении и обмене информацией по ядерным установкам с Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией, Австрией, Германией, Англией и другими странами.
Соглашением с МАГАТЭ от 21.09.90, подписанным Украиной, Белоруссией и СССР, были заложены основы для проведения международных исследований по чернобыльской тематике; установлена роль МАГАТЭ в проведении и координации этой работы.
Практическое содействие в преодолении потенциально негативного воздействия аварии на здоровье населения оказывалось по линии ВОЗ. В апреле 1991 г. между Минздравом СССР и ВОЗ был подписан Меморандум, согласно которому предусматривалась долгосрочная международная программа мероприятий по смягчению медицинских последствий аварии.
По линии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) были разработаны временные международные уровни допустимого радиоактивного загрязнения пищевых продуктов, являющихся предметом международной торговли. Приняты базовые уровни содержания радионуклидов в пищевых продуктах после загрязнения в результате ядерной аварии.
Взаимодействие с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) началось с опубликования Научным комитетом ООН по ядерной энергии исследования по радиологической оценке влияния чернобыльской аварии на здоровье населения.
Терминология
Анализ причин производственного травматизма и профзаболеваний показывает, что они происходят из-за пренебрежительного отношения должностных лиц к обеспечению охраны труда; из-за ослабления контроля за производством работ, отсутствия в организациях службы или специалистов, отвечающих за соблюдение требований охраны и безопасности труда. Нарушения положений нормативных документов приводят к тяжелым последствиям, поэтому важно знать и выполнять требования нормативно-правовых документов, в том числе по радиационной безопасности.
Конкретные меры защиты на случай воздействия ионизирующего излучения определены в Федеральном законе от 09.07.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В ст. 22 этого закона сказано, что граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения.
С июля 2000 г. применяются Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) и Санитарные правила СП 2.6.1.799-99. Они устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения. Эти Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами РФ независимо от форм собственности.
Установлены четыре категории объектов потенциальной радиационной опасности.
К первой относятся объекты,на которых при аварии возможно радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите;
ко второй объекты, радиационное воздействие при аварии на которых ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;
к третьей - территорией объекта; к четвертой - помещениями, где проводятся работы с источниками излучения.
Категория радиационных объектов должна устанавливаться на этапе их проектирования по согласованию с органами государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности. Для действующих объектов категории устанавливаются администрацией по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Радиационный объект до начала эксплуатации должен быть принят комиссией в составе представителей заинтересованной организации, органов госнадзора за радиационной безопасностью, а для объектов первой и второй категорий - и органа исполнительной власти.
Работы, связанные с использованием источников излучения, не допускается проводить без наличия лицензии. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. Работать с источниками излучения разрешается только в помещениях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении. На дверях каждого помещения должны быть указаны его назначение, класс проведения работ с открытыми источниками излучения и знак радиационной безопасности. Такой же знак должен быть на оборудовании, контейнерах, упаковках, передвижных установках, содержащих источники излучения. Соблюдение сохранности источников излучения возложено на администрацию предприятия или организации.
К работе с источниками излучения (персонал группы А) допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Перед допуском к работе с источником излучения персонал должен пройти обучение, инструктаж и проверку знаний безопасного ведения работ и действующих в организации инструкций. Проверку знаний безопасного ведения работ комиссия проводит до начала работ и периодически, не реже одного раза в год, а проверку знаний руководящего состава - не реже одного раза в три года.
Специалисты, не соответствующие квалификационным требованиям, к работе не допускаются. Перечень специалистов, а также предъявляемые к ним требования определяются Правительством РФ. При нарушении Правил органы Роспотребнадзора могут приостановить работу или отозвать лицензию.
На предприятии или в организации системой радиационного контроля должен быть предусмотрен перечень вопросов контроля, типы радиометрической и дозиметрической аппаратуры, точки измерения и периодичность контроля. Для персонала группы А контроль с использованием индивидуальных дозиметров обязателен.
Индивидуальный контроль включает:
- радиометрический контроль за загрязненностью кожных покровов и средств индивидуальной защиты;
- контроль за характером, динамикой и уровнями поступления радиоактивных веществ;
- контроль за дозами внешнего бета-, гамма- и рентгеновского излучения.
При проведении радиационного контроля объектов первой и второй категорий рекомендуется использовать технические средства непрерывного контроля на основе стационарных автоматизированных технических средств; средства оперативного контроля на основе носимых и передвижных технических средств и лабораторного анализа.
Дозиметрические приборы предназначены для определения уровней радиации на местности, в районе нахождения судна, на палубе, на других объектах; степени заражения одежды, кожных покровов людей, продуктов питания, воды и других предметов и объектов, а также для измерения доз радиоактивного облучения людей при их нахождении на участках, зараженных радиоактивными веществами.
В соответствии с назначением дозиметрические приборы можно подразделять на приборы радиационной разведки, контроля степени заражения объектов и участков судна, контроля облучения людей. В группу радиационной разведки и контроля степени заражения входят измерители мощности дозы (рентгенометры и радиометры), а в группу приборов контроля облучения - дозиметры.
Контроль радиоактивного облучения проводится дозиметрами в целях своевременного получения данных о поглощенных дозах облучения людей. Групповой контроль проводится по подразделениям (цехам) для получения данных о средних дозах излучения, что позволит определить категорию работоспособности. При этом выдается один дозиметр на звено, бригаду, группу из 14-20 чел.
Индивидуальный контроль позволяет оценить дозу, полученную каждым человеком. Это необходимо для первичной диагностики степени тяжести острой лучевой болезни. При этом каждому выдается индивидуальный измеритель дозы ИД-1. Воздействие ионизирующего излучения на организм человека принято оценивать величиной поглощенной дозы внешнего облучения, измеряемой по поверхности тела человека в радах (рад), или экспозиционной дозой, измеряемой в рентгенах (Р).
Дозиметрические величины характеризуются (единицы измерения): доза излучения (поглощенная доза) в единицах СИ - Грей (Гр); внесистемная - рад; 1 Гр - 100 рад. Мощность дозы (мощность поглощенной дозы) в единицах СИ - Гр/с, во внесистемных - рад/с или рад/ч.
Эквивалентная доза (учитывает биологическое воздействие различных видов излучений) в единицах СИ - Зиверт (Зв); во внесистемных - бэр (биологический эквивалент рентгена); 1 Зв равен 100 бэр или 100 рентген.
Результаты острого, однократного или многократного облучения человека в зависимости от полученной дозы могут иметь разные последствия. Так, при дозе облучения в 50 Р (однократно до 4 сут) признаков поражения нет; при дозе 100 Р (многократно за 10-30 сут) внешних признаков нет.
Острым называют однократное облучение человека дозой 100 Р и более. При остром (однократном) облучении у 10% появляется тошнота, рвота, слабость; при 200 Р (многократно в течение 3 мес) внешних признаков нет. При остром облучении признаки лучевой болезни I степени; при 300 Р (многократно) - первые признаки лучевой болезни. При остром облучении - лучевая болезнь II степени; в большинстве случаев можно выздороветь; 400-700 Р (многократно) -лучевая болезнь III степени. Признаки - головная боль, температура, слабость, тошнота, рвота, изменение состава крови. При отсутствии лечения -смерть. Более 700 Р - в большинстве случаев смертельный исход; более 1000 Р - молниеносная форма лучевой болезни, гибель в первые сутки.
Работоспособность людей в зависимости от полученных доз облучения в рад (рентгенах) за определенный период характеризуется следующими показателями:
- работоспособность полная при полученной дозе менее 50 Р в течение 4 сут и менее 100 в течение 30 сут;
- работоспособность сохранена - от 50 до 200 Р (4 сут) и 100-300 Р (30 сут);
- работоспособность ограничена - от 200 до 400 Р (4 сут) и 300-500 Р (30 сут);
- работоспособность существенно ограничена - 400-600 Р (4 сут) и 500-700 Р (30 сут).
- Эти нормы следует учитывать работодателю при использовании труда работников в зонах заражения (на зараженной местности).
Результаты индивидуального контроля доз облучения персонала должны храниться в течение 50 лет. При проведении индивидуального контроля необходимо вести учет годовых эффективной и эквивалентной доз, эффективной дозы за пять последних лет, а также суммарной накопленной дозы за весь период профессиональной работы. Превышения контрольных уровней должны анализироваться администрацией. В случае превышения нормативных пределов или квот облучения необходимо представить информацию в органы Роспотребнадзора.
Средствами защиты следует обеспечивать всех работников и лиц, посещающих объекты с ионизирующими источниками. При работе с радиоактивными веществами в открытом виде первого класса и при отдельных работах второго класса персонал должен быть обеспечен комплектом основных средств защиты; специальное белье, носки, комбинезон или костюм (куртка, брюки), специальная обувь, шапочка или шлем, перчатки, полотенца и носовые платки (одноразовые), средства защиты органов дыхания (в зависимости от загрязнения воздуха).
При работе с источниками излучения второго класса и при отдельных работах третьего класса персонал должен быть обеспечен халатами, шапочками, перчатками, легкой обувью, а при необходимости - средствами защиты органов дыхания. Работающие с радиоактивными растворами и порошками, а также персонал, проводящий уборку помещений, кроме основных средств индивидуальной защиты должны иметь дополнительную спецодежду из пленочных материалов или материалов с полимерным покрытием (фартуки, нарукавники, полухалаты, резиновую и пластиковую спецобувь). Кроме того, персонал, работающий на сварке или резке металла, загрязненного радионуклидами, должен быть снабжен специальными средствами индивидуальной защиты из искростойких, хорошо дезактивируемых материалов.
В случае загрязнения одежда и обувь подлежат специальной обработке или захоронению. В помещениях для работы с радиоактивными веществами в открытом виде запрещается пребывание без средств защиты; прием пищи, курение, пользование косметическими принадлежностями; хранение пищевых продуктов, табачных изделий, домашней одежды и других предметов, не имеющих отношения к работе.
При выходе из помещения, где проводятся работы с радиоактивными веществами, следует проверить загрязненность спецодежды и при
необходимости провести дезактивацию, а самому работнику - помыться под душем. Для приема пищи следует предусматривать специальные помещения, оборудованные умывальником для мытья рук.
Меры защиты
Руководители организаций, в которых имеются радиационные объекты первой и второй категорий, должны иметь согласованный с органами местного самоуправления и надзора в области радиационной безопасности план мероприятий на случай аварии. -В плане следует отразить прогноз возможных аварий и порядок введения плана; критерии для принятия решений о защитных мероприятиях; организацию радиационного контроля; обязанности должностных лиц на случай аварии; противопожарные мероприятия и порядок оказания помощи пострадавшим; меры по локализации радиационного загрязнения и др.
На случай аварии следует принять срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником излучения, иметь сведения о дозах, полученных персоналом, о состоянии оборудования, помещений и территории. На всех радиационных объектах надо отработать инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях. Следует предусмотреть систему экстренного оповещения о возникновении аварии, по сигналам которой персоналу надо действовать в соответствии с утвержденным планом. При установлении факта радиационной аварии администрация обязана проинформировать органы государственной власти и Роспотребнадзор.
С целью ликвидации аварии привлекаются обученные специализированные аварийные бригады. Для выполнения работ могут быть привлечены лица, предпочтительно из персонала, старше 30 лет, не имеющие медицинских противопоказаний (при их добровольном согласии), после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Однако практика показывает, что эти требования выполняются не всегда, а пострадавший от лучевой болезни мало кого интересует.
Перед началом работ по ликвидации радиации следует проводить инструктаж с разъяснением характера и последовательности работ. Работы надо проводить при постоянном радиационном контроле. Ликвидаторов аварии с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или подвергшихся облучению в дозе выше 0,2 Зв следует направлять на медицинское обследование и лечение.
Организация, осуществляющая хозяйственную деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечивает условия работ, при которых облучение работников за счет радиоактивного загрязнения не превышает 5 мЗв/ год. В организациях, где облучение работников за счет аварийного облучения превышает 1 мЗв/год, создается служба радиационной безопасности, которая осуществляет контроль и проводит мероприятия по снижению загрязнения объекта.
Медицинское обеспечение на таких объектах включает медосмотры и обследование пострадавших, профилактику заболеваний, а при необходимости - лечение и реабилитацию пострадавших. Работающие с источниками ионизирующего излучения (группы А) должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и профилактические медосмотры в строгом соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Работники, отказавшиеся проходить профилактические медосмотры, к работе не допускаются.
Лица, подвергшиеся облучению, проходят периодические обследования и после прекращения работы с источниками ионизирующего излучения. Пострадавшие от радиации должны без проволочек получать медицинское обслуживание, бесплатные лекарства, путевки в санатории, внимание со стороны государственных структур.