Положение о внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования
- 1. Общие положения
- 2. Основные цели и задачи
- 3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности обучающихся
- 4. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса
- 5. Организация управления
- 6. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся
- 7. Типы образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся
- 8. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся
- 9. Классификация результатов внеурочной деятельности
- 10. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности обучающихся
- 11. Требования к структуре программы внеурочной деятельности
- 12. Этапы организации внеурочной деятельности
- 13. Делопроизводство
Утверждаю | |
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения] |
[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение] |
[число, месяц, год] М. П. |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих [указать наименование образовательного учреждения] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373, и других нормативных правовых актов.
1.2. Внеурочная деятельность обучающихся - специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.
1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности обучающихся формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования учащихся и родителей (законных представителей).
1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
2. Основные цели и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности обучающихся является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования [наименование образовательного учреждения].
2.2. Внеурочная деятельность обучающихся направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
2.3. Занятия внеурочной деятельности обучающихся способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности обучающихся
3.1. Внеурочная деятельность обучающихся может быть организована:
- по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность;
- по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;
- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
4. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса
4.1. Администрация образовательного учреждения организует:
- процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности обучающихся;
- контроль выполнения программ внеурочной деятельности обучающихся;
- контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
4.2. Классные руководители начальных классов образовательного учреждения:
- в своей работе руководствуются Положением о классном руководстве, должностной инструкцией классного руководителя;
- осуществляют контроль посещаемости учащимися 1-4 классов занятий внеурочной деятельности.
4.3. Деятельность преподавателей внеурочной деятельности обучающихся регламентируется Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами образовательного учреждения, должностными инструкциями.
4.4. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности.
5. Организация управления
5.1. Контроль проведения занятий внеурочной деятельности обучающихся осуществляет [наименование должности, Ф. И. О.] по плану, утвержденному директором [наименование образовательного учреждения], по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания обучающихся.
6. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся
6.1. Программы внеурочной деятельности обучающихся могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.
6.2. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности обучающихся составляет [значение] часов в первом классе, [значение] часов во втором-четвертом классах, наполняемость групп [значение] человек.
6.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
6.4. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
6.5. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе утвержденным СанПиН.
6.6. Выбор форм внеурочной деятельности обучающихся должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
7. Типы образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся
7.1. В определении содержания программ образовательное учреждение руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
7.2. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
7.3. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле, и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
7.4. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: первый класс - первый уровень, второй-третий классы - второй уровень, четвертый класс - третий уровень.
7.5. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и другие.
7.6. Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными критериями: для младших школьников и др.
7.7. Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
8. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся
8.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе договора о совместной деятельности.
8.2. Механизмы интеграции:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
9. Классификация результатов внеурочной деятельности
9.1. Первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
9.2. Второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
9.3. Третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды образовательного учреждения, где не обязателен положительный настрой.
10. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности обучающихся
10.1. Использование программ внеурочной деятельности обучающихся предполагает проведение следующих процедур:
- согласование программ [наименование органа самоуправления образовательного учреждения];
- внутреннее рецензирование;
- рассмотрение программы внеурочной деятельности [наименование органа самоуправления образовательного учреждения];
- утверждение директором образовательного учреждения;
- внешнее рецензирование, если программа авторская.
10.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.
10.3. Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей квалификационной категории.
11. Требования к структуре программы внеурочной деятельности
11.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся включает в себя следующие обязательные разделы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- основное содержание;
- ожидаемые результаты;
- учебно-методический план;
- список литературы.
11.2. Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- наименование программы внеурочной деятельности обучающихся;
- фамилию, имя, отчество, должность, квалификационную категорию разработчика;
- гриф утверждения программы (дата, должность и Ф. И. О. руководителя, утвердившего программу);
- название города, в котором подготовлена программа;
- год составления программы.
11.3. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов работы.
11.4. Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.
11.5. Учебно-методический план составлен в виде таблицы, где отражено название темы, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия.
12. Этапы организации внеурочной деятельности
12.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.
12.2. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
12.3. Набор модулей программы внеурочной деятельности обучающихся для класса или параллели определяется в конце учебного года.
12.4. Предварительный выбор предметов обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
12.5. Повторное анкетирование проводится в начале учебного года.
12.6. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.
12.7. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.
12.8. Занятия внеурочной деятельности проводятся через [значение] минут после окончания последнего урока.
12.9. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее [значение] минут.
13. Делопроизводство
13.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в классном журнале и специальном журнале внеурочной деятельности.
13.2. На форзаце журнала указываются следующие данные:
- название программы внеурочной деятельности;
- количество часов;
- Ф. И. О. педагога, проводящего занятия;
- время проведения занятия.
13.3. В разделе "Содержание" записывается тема занятия в соответствии с тематическим планированием.
13.4. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классных журналов.