Инструкция по охране труда для приемосдатчика груза и багажа в пассажирском хозяйстве железных дорог
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, и устанавливает основные требования охраны труда для приемосдатчика груза и багажа (далее - приемосдатчик) багажного отделения железнодорожного вокзала (далее - вокзал), выполняющего операции по приему к перевозке, погрузке, выгрузке, хранению и выдаче багажа и грузобагажа (далее - груз) в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги".
Инструкция не распространяется на приемосдатчиков груза и багажа в поездах.
На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях железных дорог разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для приемосдатчика груза и багажа с учетом местных условий и специфики деятельности.
1.2. К работам по приему к перевозке, погрузке, выгрузке, хранению и выдаче груза допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, обучение, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда.
В процессе работы приемосдатчик должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторные инструктажи не реже 1 раза в три месяца, а также внеплановые и целевые инструктажи.
1.3. Приемосдатчик должен знать:
безопасные способы выполнения работ;
воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;
места хранения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
1.4. Приемосдатчик должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную старшим приемосдатчиком - начальником смены (далее - старший приемосдатчик) работу;
контролировать соблюдение требований безопасности работниками, занятыми погрузкой, выгрузкой груза;
руководить работой по погрузке, выгрузке, взвешиванию груза, обеспечивая безопасное использование погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
обеспечивать правильное размещение и укладку груза в складских помещениях с учетом их вида, размеров и формы;
содержать в исправном состоянии и чистоте весы, инвентарь и материалы для маркировки груза, пломбировки вагонов, а также средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых составителями поездов, водителями транспортных средств;
проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
уметь пользоваться средствами пожаротушения;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.5. Во время работы на приемосдатчика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся транспортные средства, механизмы, железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
1.6. Приемосдатчик должен обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:
костюмом хлопчатобумажным мужским;
костюмом женским для приемосдатчиков груза и багажа "Приемосдатчик-Л";
плащом из плащ-палатки или плащом из прорезиненной ткани (при выполнении грузовых операций на открытом воздухе);
рукавицами комбинированными;
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве.
На наружных работах зимой дополнительно:
теплозащитным костюмом мужским "Механизатор" или теплозащитным костюмом женским "Приемосдатчик";
валенками;
галошами на валенки.
При необходимости, по условиям выполнения вида работы, руководство структурного подразделения ОАО "РЖД" может дополнительно выдавать приемосдатчику сигнальный жилет, комплект сигнальных флажков, а в ночное время суток - ручной сигнальный фонарь.
1.7. В складских помещениях багажного отделения вокзала, а также на прилегающей к ним территории запрещается производить работы, связанные с применением открытого огня, паяльных ламп, факелов.
Не допускается хранить совместно грузы, если такое хранение может привести к их порче или способствовать возникновению пожара.
1.8. Приемосдатчик должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
курить только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
перед закрытием кладовых убедиться, что условия к загоранию в них исключены (закрыты двери, выключены электроприборы, выключено внутреннее освещение, включена пожарная сигнализация, электрокары, авто- и электропогрузчики установлены на хранение в специально отведенном месте);
хранить ключи от кладовых и других помещений только у материально ответственных лиц.
Обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования сообщать старшему приемосдатчику или лицу, ответственному за электрохозяйство.
1.9. В целях предотвращения пожара, обеспечения условий для его тушения и безопасной эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре в кладовых и других помещениях багажного отделения приемосдатчику запрещается:
хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
загромождать противопожарные проходы, проезды, подъезды к пожарным гидрантам;
пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
сжигать тару и разводить костры.
1.10. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках гардеробной. Выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы территории вокзала запрещается.
Приемосдатчик должен следить за исправностью специальной одежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики гардеробной в чистоте и порядке.
1.11. Принимать пищу следует в столовых и буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.
Перед едой необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом. Воду пить следует только кипяченую, хранящуюся в специальных закрытых бачках, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по железнодорожному транспорту.
1.12. При нахождении на железнодорожных путях приемосдатчик должен соблюдать следующие требования безопасности:
к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути;
обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.13. При нахождении на железнодорожных путях приемосдатчику запрещается:
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной) или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
пролезать под стоящими вагонами;
становиться или садиться на рельсы;
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;
находиться на территории и в помещениях багажного отделения в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.
Приемосдатчик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом старшему приемосдатчику, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы и не отрывая ног от земли, или прыжками выходить из опасной зоны.
1.14. Выходя на путь из помещений или зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, приемосдатчику необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
1.15. В случае получения травмы или заболевания приемосдатчик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения приемосдатчик должен немедленно сообщить об этом старшему приемосдатчику, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, а травмированному работнику оказать первую помощь.
1.16. Приемосдатчик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. При приеме дежурства приемосдатчик должен:
получить от приемосдатчика, сдающего смену, сведения о состоянии работы к моменту приема дежурства;
проверить наличие груза, находящегося в кладовой, документы на него, состояние упаковки и правильность складирования.
2.2. Перед началом работы приемосдатчик должен:
получить от старшего приемосдатчика необходимые указания и распоряжения, осмотреть помещения и кладовые;
установить последовательность выполнения операций;
осмотреть свое рабочее место и привести его в состояние, гарантирующее безопасность работы;
проверить исправность весов и наличие принадлежностей к ним, а также проверить наличие противопожарных средств, исправность трапов, мостиков, обеспечить их надежную установку;
проверить наличие освещения на рабочих местах.
2.3. Приемосдатчик должен надеть полагающуюся ему специальную одежду и обувь, привести их в порядок:
застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
заправить свободные концы одежды так, чтобы она не свисала.
Не допускается носить специальную одежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.
Головной убор не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов.
2.4. Устранить обнаруженные неисправности и недостатки или сообщить о них старшему приемосдатчику. К работе приступать только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Требования безопасности при производстве маневровых работ в багажном отделении вокзала
3.1.1. Старший приемосдатчик багажного отделения вокзала, получив извещение от заместителя начальника вокзала о предстоящих маневрах, должен отдать распоряжение о прекращении погрузочно-разгрузочных работ, подготовить рампу к приему или отправлению вагонов и известить составителя поездов о месте постановки вагонов. Ни один предмет не должен выходить за пределы габарита приближения строений и мешать движению вагонов. Двери вагонов должны быть закрыты. Грузы, трапы, тележки, инструмент и другие предметы должны быть убраны от края платформы на расстояние не менее 1 м.
Во время движения вагонов запрещается выполнять операции по погрузке и выгрузке грузов.
3.1.2. После получения сообщения от составителя поезда об окончании маневров и закреплении вагона тормозными башмаками составительской бригадой старший приемосдатчик дает разрешение работникам на начало погрузочно-разгрузочных работ.
3.2. Требования охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ
3.2.1. При производстве погрузочно-разгрузочных работ старший приемосдатчик должен следить за соблюдением требований охраны труда приемосдатчиками, грузчиками, водителями погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, а также другими работниками, связанными с обработкой грузов.
3.2.2. В течение смены старший приемосдатчик должен руководить правильной сортировкой и укладкой груза, следить за состоянием упаковки, наличием проходов между штабелями, а также погрузкой и размещением груза в вагоны.
3.2.3. В случае поступления груза, превышающего грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, или установленные его габариты, приемосдатчик должен сообщить об этом старшему приемосдатчику и присутствовать с ним при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
3.2.4. Приемосдатчик должен следить за:
содержанием в чистоте рабочего места;
своевременной очисткой от снега территории, прилегающей к помещениям багажного отделения вокзала, а также посыпкой ее при гололеде песком или мелким шлаком;
отсутствием посторонних предметов в кладовых и других помещениях багажного отделения вокзала, а также на прилегающей к ним территории;
правильным размещением, укладкой и закреплением выгруженного или подготовленного к погрузке груза.
3.2.5. Принятый к перевозке груз следует укладывать так, чтобы более тяжелый груз находился внизу, а легкий - наверху, маркировочными бирками (надписями) наружу.
3.2.6. Выгруженный или подготовленный к погрузке на платформе или вдоль железнодорожного пути груз необходимо укладывать и закреплять так, чтобы не нарушался габарит приближения строений.
3.2.7. Грузы на площадке складирования при высоте укладки (от головки рельса) до 1,2 м должны размещаться от наружной грани головки ближайшего рельса железнодорожного или кранового пути не менее 2,0 м, при большей высоте укладки - не менее 2,5 м.
3.2.8. Осуществлять погрузку, размещение и крепление груза в багажном вагоне следует таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их безопасной выгрузки. Более тяжелые грузы необходимо размещать равномерно по полу вагона, а легкие и хрупкие - на полках.
3.2.9. Если при погрузке и выгрузке груза из автомобиля перепад высот пола багажного вагона и кузова автомобиля превышает 0,2 м, необходимо устанавливать трапы или переходные мостики (настилы) шириной не менее 1 м.
Трапы и переходные мостики (настилы) необходимо также устанавливать в том случае, если расстояние между багажным вагоном и кузовом автомобиля превышает 0,1 м.
3.2.10. Запрещается находиться под поднятым и перемещаемым грузом, а также в пространстве между движущимся транспортным средством и багажным вагоном.
3.2.11. При погрузке и выгрузке груза из вагона тележки следует устанавливать параллельно вагону на расстоянии не ближе 0,5 м от края платформы.
3.2.12. При открывании дверей багажных вагонов не допускается нахождение работников в зоне возможного падения груза.
Пломбирование багажных вагонов должно производиться только во время стоянки подвижного состава с приставных лестниц или высоких платформ.
3.2.13. Приемосдатчик должен осмотреть груз на предмет целостности упаковки и проверить, устойчиво ли разложен оставшийся груз, лежащий рядом со взятым.
3.2.14. Приемосдатчик должен следить за тем, чтобы работники пользовались исправными трапами и настилами, брали груз из вагона или штабеля только сверху, а также не допускать нахождения в местах погрузочно-разгрузочных работ посторонних лиц.
3.2.15. При подъеме и перемещении тяжестей вручную в течение рабочей смены допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин - 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.
3.2.16. При перемещении ящичных грузов, во избежание ранения рук, каждый ящик необходимо предварительно осмотреть. Торчащие гвозди и концы железной обвязки должны быть забиты, убраны заподлицо.
Прежде чем снять ящик или кипу с верха штабеля необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть.
3.2.17. Не допускается укладывать в штабель груз в слабой упаковке, которая может не выдержать нагрузки от верхних рядов, и имеющей форму, не обеспечивающую устойчивость штабеля.
3.2.18. Перед использованием для осмотра груза, сложенного на стеллажах и в штабелях, приставных лестниц или стремянок необходимо проверить наличие на них инвентарного номера, даты следующего испытания, наличие устройств, предотвращающих возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон и др.) на них должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользящего материала.
Запрещается применять лестницы с истекшим сроком испытания и сбитые гвоздями. Приставные лестницы должны быть со ступеньками, врезанными или вдолбленными в тетивы, и стянуты металлическими стяжками. Не допускается наращивание лестниц. Длина лестницы должна быть такой, чтобы обеспечивалась возможность работать со ступеньки, находящейся от верхнего конца лестницы на расстоянии не менее 1 м.
3.2.19. При работе на приставной лестнице у ее основания должен находиться второй работник, удерживающий лестницу в устойчивом положении.
Запрещается:
работать с приставной лестницы, стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии менее 1 м от верхнего ее конца;
устанавливать приставную лестницу под углом более 75 градусов к горизонтали, без дополнительного крепления ее верхней части;
работать с двух верхних ступенек стремянки, не имеющей перил или упоров;
находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;
поднимать и опускать груз по приставной лестнице, а также оставлять на ней различные предметы.
3.3. Требования охраны труда при механизированной переработке груза
3.3.1. При переработке груза с применением авто- и электропогрузчиков (далее - погрузчик) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
площадка между штабелем и вагоном должна обеспечивать свободный разворот погрузчика на 180 градусов;
максимальный уклон площадки, при котором может производиться транспортирование грузов погрузчиками, не должен превышать 3 градусов;
для въезда погрузчика в вагон между рампой склада и открытым дверным проемом вагона следует устанавливать специальные настилы (мостики);
скорость движения погрузчика на рампе склада не должна превышать 3 км/ч;
ширина проезда для погрузчика должна быть не менее 3 м;
выступание груза за пределы опорной поверхности захватного устройства погрузчика должно быть симметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорной поверхности, а положение центра тяжести груза должно обеспечивать его устойчивость на вилочных захватах;
транспортирование тары на вилах погрузчика должно быть на высоте не более 0,3 м от уровня поверхности, по которой он перемещается;
при перемещении груза раму погрузчика, во избежание соскальзывания груза с вил, следует устанавливать параллельно опорной поверхности или отклонять назад;
открывать и закрывать двери вагонов с использованием погрузчиков запрещается.
3.3.2. При перемещении груза должны использоваться конвейеры с огражденной лентой.
Конвейеры, применяемые для перемещения груза, следует устанавливать так, чтобы исключить возможность падения груза и по обе стороны конвейера были обеспечены проходы шириной не менее 1 м.
3.3.3. При работах на конвейерных линиях необходимо внимательно следить за световыми и звуковыми сигналами, извещающими о начале передвижения конвейера.
3.3.4. Запрещается работать на конвейере при перекосе транспортерной ленты или при внезапной ее остановке, а также очищать движущуюся ленту и производить уборку мусора под транспортерной лентой или барабанами при работающем конвейере.
Во время работы конвейера запрещается ремонтировать, перемещать или изменять положение фермы конвейера.
При обнаружении неисправностей конвейера, угрожающих безопасности людей, конвейер должен быть немедленно остановлен.
3.4. Требования безопасности при складировании и хранении грузов
3.4.1. При размещении грузов не должны создаваться помехи естественному освещению, вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств, проходу работников, безопасному производству работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийных ситуациях.
3.4.2. При штабельном хранении груза необходимо соблюдать порядок и высоту укладки, обеспечивающие максимальную устойчивость штабелей, целостность и сохранность груза.
3.4.3. Для обеспечения устойчивости штабеля нижние ряды необходимо укладывать с зазорами, сокращаемыми в каждом последующем ряду, а верхние ряды укладывать вплотную.
Штучные грузы, уложенные в штабель, во избежание обрушения штабеля, необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля.
Груз, не поддающийся штабелированию, следует укладывать на стеллажи.
3.4.4. Между штабелями на складах, площадках для временного хранения грузов должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.
Не допускается укладывать груз, включая места погрузочно-разгрузочных работ и места временного хранения, вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю.
3.4.5. Просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м, между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м, между грузом и светильником - не менее 0,5 м.
3.4.6. Грузы в ящиках или кипах должны укладываться в устойчивые штабеля.
Грузы в мешках и кулях должны укладываться в штабеля в перевязку.
3.4.7. Высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 м.
3.4.8. Укладывать ящики и кипы в закрытых складских помещениях необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 - 5 м.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Действия приемосдатчика при возникновении аварии и аварийной ситуации
4.1.1. При работах в багажном отделении могут возникнуть аварийные ситуации, например:
загорание, могущее привести к пожару или взрыву;
развал (обрушение) сложенного в штабеля груза;
сход подвижного состава с рельс.
4.1.2. При возникновении аварийной ситуации или аварии приемосдатчик обязан прекратить работу и сообщить о случившемся старшему приемосдатчику и далее выполнять его указания по устранению возникшей аварийной ситуации. При наличии пострадавших в результате аварии принять участие в оказании им первой помощи.
4.1.3. Приемосдатчики, находящиеся поблизости от места аварии, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.
4.1.4. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.1.5. При загорании, могущем привести к пожару или взрыву, необходимо:
немедленно сообщить в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара, а также старшему приемосдатчику;
приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;
организовать эвакуацию людей, материальных ценностей, служебной документации;
организовать встречу пожарной части.
4.1.6. При пользовании воздушно-пенными (порошковыми, углекислотными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены (порошка, углекислоты) на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и тщательно смыть чистой водой.
4.1.7. Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться с расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.
4.1.8. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из под кошмы не попадал на человека, тушащего пожар.
4.1.9. При тушении пламени песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.1.10. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
4.1.11. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.
Тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после сообщения старшего приемосдатчика или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.
4.1.12. При загорании необесточенного электрооборудования напряжением до 1000 В следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, не следует браться за раструб огнетушителя, подносить раструб ближе 1 м до электроустановки и пламени.
4.1.13. При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать.
4.2. Действия приемосдатчика по оказанию первой помощи пострадавшим
4.2.1. Механические травмы
При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение. При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки - давящая повязка в области ранения, придание пострадавшей части тела возвышенного положения. При артериальном кровотечении - алая кровь, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - наложение жгута (закрутки) или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.
Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают узлом на наружной стороне конечности. После этого первый виток жгута необходимо прижать пальцами и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.
При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час.
При переломах, вывихах необходимо наложить на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств) и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану. Шину располагают так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс.
Не допускается самим предпринимать каких-либо попыток вправления травмированной конечности.
При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.
4.2.2. Электротравмы
При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить электроустановку, которой касается пострадавший, с помощью выключателей, рубильников и других отключающих аппаратов или снять предохранитель, разъем штепсельного соединения, либо перерубить провод).
При этом во всех случаях оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без соответствующих мер предосторожности. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю.
При поражении током высокого напряжения или молнией к пострадавшему, в случае отсутствия дыхания, надо немедленно применить искусственное дыхание и одновременно массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача.
После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по предотвращению возможных при падении механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует направить в лечебное учреждение.
4.2.3. Травмы глаз
При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.
При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.
При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 - 15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в лечебное учреждение.
При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в лечебное учреждение.
4.2.4. Отравления
При отравлении газами (угарным, углекислым) пострадавшего необходимо вывести (вынести) из помещения на свежий воздух или устроить приток свежего воздуха в помещение.
При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и массажа сердца. Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
4.2.5. Термические ожоги
При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшой отек кожи) и ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку.
При тяжелых ожогах (некроз тканей) на обожженное место следует наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в лечебное учреждение. Запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, обильное питье, согреть его.
4.2.6. Обморожения
При легком обморожении необходимо растереть обмороженное место чистой суконкой или варежкой. Обмороженное место нельзя растирать снегом. Когда кожа покраснеет и появится чувствительность, наложить пострадавшему стерильную повязку.
Если при обморожении появились пузыри, необходимо перевязать обмороженное место сухим стерильным материалом. Нельзя вскрывать и прокалывать пузыри.
При общем замерзании необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, раздеть и растирать чистыми сухими суконками или варежками до тех пор, пока покраснеет кожа, и мышцы станут мягкими. Если пострадавший не дышит, надо немедленно применить искусственное дыхание и одновременно массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание у пострадавшего или до прибытия врача. Когда пострадавший придет в сознание, его надо тепло укрыть и напоить теплым чаем или кофе.
Во всех случаях обморожения пострадавшего следует направить в лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы приемосдатчик должен:
сдать дежурство приемосдатчику, заступающему на смену;
привести в порядок свое рабочее место;
сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;
снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной.
5.2. Загрязненную и неисправную спецодежду при необходимости нужно сдать в стирку, химчистку или ремонт.
5.3. Обо всех нарушениях производственного процесса, трудового распорядка и требований безопасности, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению приемосдатчик должен сообщить старшему приемосдатчику.