Инструкция по охране труда для экспедитора (вариант 2)
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для экспедитора при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе в качестве экспедитора могут быть допущены материально ответственные лица, прошедшие медицинскую комиссию, а также инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
1.2. Экспедитор должен проходить:
- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже чем через каждые три месяца;
- диспансерный медицинский осмотр.
1.3. Экспедитор должен:
- выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения старшего;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае.
1.4. Основными опасными и вредными производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
- неисправный инвентарь и инструмент;
- неисправные вспомогательные приспособления;
- химические вещества;
- дорожно-транспортные происшествия.
1.5. Экспедитор должен знать:
- правила погрузки, транспортировки и разгрузки различных грузов;
- режим хранения грузов;
- оформление приемо-сдаточной документации;
- правила внутреннего трудового распорядка.
1.6. Экспедитор пользуется спецодеждой в соответствии с Межотраслевыми Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускаются приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.
Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.
Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Застегнуть специальную (санитарную) одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.
Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. При участии в погрузочно-разгрузочных работах:
Осмотреть рабочую зону и убедиться, что на путях транспортирования грузов полы и платформы не мокрые и не скользкие, без щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей, открытых неогражденных люков, колодцев, а проходы и проезды выровнены и не имеют ям, рытвин;
Уложить твердое покрытие или настил шириной не менее 1,5 м при необходимости перемещения грузов через рельсовые пути (на уровне головки рельса), по мягкому или неровному грунту, в других ситуациях;
Проверить достаточность освещенности проходов и мест погрузки, выгрузки и перемещения грузов; при необходимости потребовать освещения мест производства погрузочно-разгрузочных работ;
В холодное время года потребовать очистки от снега, а при обледенении - посыпки песком, шлаком или другим противоскользящим материалом проходов, проездов, рамп, мостиков и сходней;
Убедиться в безопасном, устойчивом положении грузов, а также отсутствии посторонних лиц в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и зонах работы грузоподъемных машин.
2.3. Проверить исправность и работу подъемно-уравнительных площадок и рычажного привода подъема вилочного захвата или платформы гидравлической тележки, другого оборудования, используемого при погрузочно-разгрузочных работах.
2.4. Об обнаруженных неисправностях оборудования, других неполадках сообщить непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Экспедитор выполняет только ту работу, которую поручило руководство.
3.2. На месте работ экспедитор руководит погрузочно-разгрузочными работами на автотранспорт и наоборот, отвечает за выбор наименее безопасного способа погрузки, разгрузки и перемещения грузов.
3.3. Следит, чтобы груз, переносимый женщинами, не превышал 10 кг, а мужчинами - 50 кг.
3.4. Для перемещения грузов весом более 50 кг и для подъема груза на высоту более 2 м должны применяться грузоподъемные механизмы.
3.5. Экспедитор ведет контроль за передвижением грузов в складах и на территории магазина, используя установленные проходы и не нарушая ограждений, сложенных грузов.
3.6. Экспедитор следит за тем, чтобы на пути перемещения грузов были закрыты люки, перекрытия каналов.
3.7. Экспедитор следит за исправностью тачек, тележек, прокладок под грузы.
3.8. При перемещении груза по горизонтальной плоскости экспедитор находится сзади или сбоку груза.
3.9. При перемещении груза на спине используются мягкие прокладки.
3.10. При укладке груза на тележку необходимо следить за тем, чтобы груз лежал устойчиво и не мог упасть от случайных толчков в пути. Груз располагается так, чтобы он не свешивался и не мог зацепиться во время движения тележки за встречные предметы.
3.11. При укладке груза в кузов автомобиля соблюдаются следующие правила:
- груз не должен возвышаться выше бортов;
- груз должен распределяться равномерно по всему кузову;
- штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борта, должны крепиться прочными веревками;
- погрузка ящиков, бочек и других штучных грузов должна проводиться с таким расчетом, чтобы во время передвижения эти грузы не смещались. С этой целью между отдельными листами груза не оставляются свободные промежутки или устанавливаются специальные деревянные прокладки и распорки;
- при разгрузке грузов с автомашин с помощью накатов экспедитор следит за тем, чтобы никого не было между накатами;
- груз весом более 80 кг снимают не менее двух человек или с помощью грузоподъемного приспособления.
3.12. При погрузке и разгрузке вагонов соблюдаются следующие правила безопасности:
- трапы должны быть исправны;
- двери вагонов открываются и закрываются только с помощью специальных крючков;
- до открытия борта платформы экспедитор проверяет, не может ли груз выпасть при открытии борта, при открытии борта стоять разрешается только сбоку от запора.
3.13. При работе с лебедкой выполняются следующие правила:
- нельзя поднимать и опускать груз, который превышает грузоподъемность лебедки;
- груз двигается плавно, не допуская рывков;
- нельзя оставлять лебедку без присмотра с подвешенным грузом.
3.14. Во время доставки груза экспедитор следит за сохранностью груза.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении в зоне погрузочно-разгрузочных работ опасных условий (неисправность лебедки, пролом трапа, поломка тележек и приспособлений) работа прекращается, ставится в известность руководитель.
4.2. При получении травм вызывается скорая медицинская помощь и ставится в известность руководитель.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
5.1. Привести в порядок вспомогательный инвентарь, инструмент.
5.2. Не допускается уборка мусора и отходов непосредственно руками, для этих целей необходимо использовать щетки, совки и другие приспособления.
5.3. Снять и убрать спецодежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ.