Хранение и переработка растительного сырья
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. № 335 «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике» в 1990 г. в структуре Госпроматомнадзора СССР было организовано Управление по надзору на предприятиях хлебопродуктов.
Созданию надзора предшествовала крайне тревожная обстановка, сложившаяся на предприятиях хлебопродуктов. С 1971 по 1990 г. на предприятиях системы хлебопродуктов СССР произошло 104 взрыва: на комбикормовых заводах — 42, в элеваторах и зерносушилках — 34, на мукомольных заводах — 28. При этом пострадали 395 человек, из которых 101 погиб. Наиболее тяжелые последствия (разрушение строительных конструкций, технических устройств, гибель людей) были на элеваторах и мукомольных заводах. Это в определенной степени связано с тем, что данные объекты спроектированы и построены без необходимых средств взрывозащиты зданий и сооружений, поскольку требования взрывобезопасности в отраслевых нормативных документах не были полно отражены. Кроме того, развитию указанных событий способствовал низкий уровень знаний в области обеспечения взрывобезопасности при эксплуатации производств и объектов хранения и переработки зерна как руководителей, так и инженерно-технического персонала, рабочих.
Осуществление с 1990 г. государственного надзора и контроля за состоянием безопасности на предприятиях системы хлебопродуктов, повышение профессиональных знаний инженерного корпуса о причинах промышленных аварий и мерах по их предупреждению способствовали значительному снижению аварийности и травматизма на этих объектах. Так, в 1990-2000 гг. было зафиксировано 30 аварий.
В перечень поднадзорных предприятий до 1997 г. входили только предприятия системы хлебопродуктов с производствами и объектами, относящимися по взрывопожароопасности к категории «Б». В 1997 г., с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», была расширена область надзора с включением в перечень производств и объектов по хранению и переработке зерна всех предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовых форм и форм собственности. Под надзор были приняты опасные производственные объекты (ОПО) предприятий пивоваренной, хлебопекарной, макаронной промышленности, агропромышленного комплекса страны.
По состоянию на 1 января 1993 г. число поднадзорных предприятий составляло 923, на 1 января 2000 г. — 1916. В 2003 г. под государственным контролем и надзором уже находилось свыше 2900 предприятий, эксплуатирующих более 7200 ОПО — элеваторов, комбикормовых, мукомольных и крупяных заводов, спиртового и пивоваренного производств и др. В 2010 г. количество организаций (юридических лиц), осуществляющих деятельность на взрывопо-жароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья, поднадзорных Ростехнадзору, составило уже более 4700. В эксплуатации находилось около 14 тыс. ОПО хранения и переработки растительного сырья, в том числе более 400 цехов (участков) деревообрабатывающих производств и около 20 цехов (участков) растаривания и сортировки сырья льняного, ткацкого, текстильного и прядильного производств.
Одна из важнейших задач при эксплуатации объектов хранения и переработки растительного сырья — обеспечение взрывобезопасности, особенно учитывая тот факт, что производственные процессы сопровождаются выделением горючих пылей, а это приводит к повышенному риску возникновения аварийных ситуаций (взрывов пыли) и угрожает при возникновении аварийных (нештатных) ситуаций жизни и здоровью людей.
Образование пылевоздушных смесей, которые не уступают по характеристикам взрыва парогазовоздушным смесям углеводородов и сжиженных газов, — наиболее весомый признак опасности технологических процессов указанных предприятий, но не единственный. Применение на предприятиях большого количества оборудования, работающего под давлением, грузоподъемных механизмов, систем газопотребления, сложных систем и комплексов энергоснабжения в совокупности с пылевоздушными смесями может существенно повышать характеристики взрывоопасных производств — гибридные пылегазовоздушные смеси по своим характеристикам значительно превышают взрывоопасность как пыле-, так и газовоздушных смесей.
Немалая часть поднадзорных объектов была введена в эксплуатацию в 1960—1980-е годы XX в. На многих из них за прошедшие годы не в полной мере уделялось внимание обновлению оборудования и энергохозяйства, модернизации и проведению технического перевооружения, в связи с чем их основные фонды имеют значительный износ. Все это характеризует совокупную опасность, которая неизменно сопровождает эксплуатацию указанных объектов и технологические процессы пылеобразующих производств, в связи с чем вопросы обеспечения их безопасной эксплуатации не утрачивают своей актуальности.
С 1997 г. регулирование требований безопасности на предприятиях отрасли осуществляется согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». С установлением государственного надзора были разработаны правила взрывобезопасности, инструкции и методики, направленные на предупреждение случаев аварийности и травматизма. Организация работ в соответствии с требованиями указанной нормативной базы и осуществление государственного контроля способствовало снижению аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации поднадзорных объектов хранения и переработки растительного сырья. Определению приоритетных мер по обеспечению промышленной безопасности взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья способствовало проведение на предприятиях с 2003 г. паспортизации технических средств взрывобезопасности оборудования, зданий и сооружений.
Так, с 2002 по 2010 г. на указанных объектах произошло 20 аварий, более 90 % которых не связаны со взрывами. В общей сложности с 1997 г. на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья (в том числе на объектах деревообрабатывающих производств) было семь взрывов пыли растительного происхождения.
В 2010 г. произошло три аварии: два пожара (нарушение требований при эксплуатации электрооборудования) и один взрыв древесной пыли на деревообрабатывающем предприятии. Пострадавших не было, прямой материальный ущерб превысил 35 млн. руб., ущерб экологической среде не зарегистрирован.
За 9 мес 2011 г. аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья не было. В то же время зарегистрированы более 100 инцидентов, около 80 % которых связаны с отказом или повреждением технических устройств (разрушение деталей рабочих органов вентиляторов аспирационных систем, конвейеров и норий, неисправность средств дистанционного контроля температуры в силосах), остальные — с отклонением от режима технологического процесса.
Распределение причин указанных инцидентов вызывает определенную озабоченность, так как при соответствующих условиях инциденты способны инициировать различные аварийные ситуации, приводить к травмированию персонала.
В настоящее время надзор и контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов осуществляет Ростехнадзор на регулярной основе, в том числе в части выполнения планов мероприятий, в рамках реализации которых на многих предприятиях проводится работа, в основном не требующая значительных финансовых затрат и не связанная с масштабным техническим перевооружением (оснащение технических устройств взрыво-разрядными устройствами, реле контроля скорости, устройствами контроля сбегания норийной ленты, контроля обрыва цепи скребковых конвейеров, магнитной защитой и т.д.).
Законодательно установленные процедуры регулирования промышленной безопасности при эксплуатации объектов в основном выполняются. Все организации, осуществляющие эксплуатацию объектов, имеют договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО, планы ликвидации аварий и защиты персонала, положения о производственном контроле засоблюдением требований промышленной безопасности, технические паспорта взрывобезопасности и планы мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной безопасности. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» почти на всех предприятиях, эксплуатирующих поднадзорные Ростехнадзору объекты, организуется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, разработаны положения об организации производственного контроля, которые согласованы с территориальными органами Ростехнадзора в установленном порядке, назначены ответственные за организацию и осуществление производственного контроля.
Остается сложной ситуация с организацией производственного контроля на предприятиях с малой численностью сотрудников, где он носит зачастую формальный характер. Система управления промышленной безопасностью на многих предприятиях хранения и переработки растительного сырья по-прежнему отсутствует или ограничивается лишь организацией производственного контроля, не будучи органично связанной со структурой управления предприятий в целом.
На взрывопожароопасных объектах деревообрабатывающих производств особое внимание уделяется вопросам подготовки и аттестации руководителей, специалистов и рабочих основных профессий в области промышленной безопасности; разработке технических паспортов взрывобезопасности, планов ликвидации аварий, паспортов на аспирационные сети и пневмотранспортные установки.
Проблемным вопросом для объектов указанных производств остается отнесение без соответствующего расчетного обоснования помещений цехов по производству ДСП, ДВП и фанеры (по проектной документации) по пожарной и взрывопожарной опасности к категории «В».
К основным и значительным проблемам в обеспечении промышленной безопасности опасных объектов хранения и переработки растительного сырья следует отнести недостаточные темпы модернизации действующих производств и обновления основных фондов, способствующие их физическому износу.
Нередки случаи, когда в целях обеспечения надлежащей безопасности эксплуатации объектов ограничиваются разработкой и внедрением компенсирующих организационно-технических мероприятий, а когда для приведения объектов в соответствие установленным требованиям необходим объем работ, требующий больших капитальных вложений, мероприятия не выполняют или проводят с отступлением от сроков и не в полном объеме.
В 2010 г. сотрудники Ростехнадзора провели около 3400 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов хранения и переработки растительного сырья, в ходе которых выявлено и предписано к устранению более 18 тыс. нарушений. В основном это недостаточная организация производственного контроля, несоответствие площадей легкосбрасываемых конструкций и систем аспирационных установок нормативным требованиям, а также отсутствие (или несоответствие предъявляемым требованиям) тамбур-шлюзов и др. Назначено около 1,5 тыс. административных наказаний, более 20 из них — административное приостановление деятельности.
Вместе с тем выполнение мероприятий по оснащению объектов средствами контроля опасных параметров, управления, противоаварийной защиты, автоблокировки, аварийной сигнализации, защиты от статического электричества, термометрии и другими, а также по устранению нарушений действующих требований промышленной безопасности под регулярным контролем и мониторингом Ростехнадзора позволяет поддерживать удовлетворительную докритическую взрывопожаробезопасность большинства поднадзорных объектов.
Поэтапное обновление основных фондов, внедрение новой техники и современных энергосберегающих и экологически чистых технологий, технических средств контроля, противоаварийной защиты и регулярного мониторинга состояния процессов, а также повышение автоматизации технологических процессов не утратили своей актуальности. Реализация данных мероприятий позволит значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций.
В то же время необходимость применения новых технологий, а также научных методов управления промышленной безопасностью, в свою очередь, связана с подготовкой специалистов, работающих на объектах. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, занятого эксплуатацией ОПО, не позволит обеспечить безусловное соблюдение поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, эффективно обслуживать новые технологии и современное оборудование.
Вопрос повышения взрывопожаробезопасности поднадзорных объектов — приоритетный. Его реализация при постоянном росте загруженности производственных мощностей предприятий зерноперерабатывающей отрасли, связанном с ежегодным увеличением валового урожая зерновых культур, будет также способствовать сохранению зернового запаса и, как следствие, окажет положительное влияние на продовольственную безопасность Российской Федерации.