Должностная инструкция для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с требованиями «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения» утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г №533 (далее - ФНП) ответственность за содержание подъемных сооружений (далее ПС) в работоспособном состоянии возлагается на аттестованного инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого находится персонал, обслуживающий ПС.
1.2. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, назначается приказом по организации после его аттестации в аттестационной комиссии и выдачи ему должностной инструкции под роспись. Периодическая аттестация специалиста, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии проводится не реже одного раза в пять лет.
1.3. Номер и дата приказа о назначение специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт ПС до его постановки на учет в органах Ростехнадзора или у специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также каждый раз после назначения другого ответственного специалиста.
1.4. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, выполнение его обязанностей в каждом отдельном случае возлагается приказом (распоряжением) на работника, заменившего его по должности, имеющего соответствующую квалификацию, прошедшего обучение и проверку знаний ФНП (без занесения его фамилии в паспорт ПС).
1.5. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии должен знать:
1.5.1. ФНП.
1.5.2. Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
1.5.3. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (для ПС с электроприводом).
1.5.4. Должностную инструкцию для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.
1.5.5. Требования руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.
1.5.6. Инструкции по охране труда, безопасности и производственные для обслуживающего персонала.
1.5.7. Методические указания по обследованию ПС, отработавших нормативный срок службы.
1.5.8. Устройство ПС, приборов безопасности, рельсовых путей и съемных грузозахватных приспособлений.
1.5.9. Порядок направления ПС для работы в другие области (округа) и передачи ПС в аренду другим организациям.
1.5.10. Систему планово- предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта.
1.5.11. Организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования ПС, а также обследования ПС, отработавших нормативный срок службы.
1.5.12. Порядок оформления и выдачи нарядов- допусков в случаях, предусмотренных ФНП.
1.5.13. Порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов.
1.5.14. Порядок выделения и направления мобильных ПС на объекты.
1.5.15. Организацию производственного контроля и безопасного обслуживания ПС.
1.5.16. Нормы браковки стальных канатов.
2. ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан обеспечить:
2.1.1. Содержание ПС, съемных грузозахватных приспособлений , тары и рельсовых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в работоспособном состоянии путем проведения ежесменных осмотров и технических обслуживаний и ремонтов в установленные планом (графиком) сроки, систематического контроля за правильным ведением «Журнала учета технических обслуживаний и ремонтов грузоподъемных машин» и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра ПС, рельсовых путей (при проведении технических обслуживаний, ремонтов и технических освидетельствований), съемных грузозахватных приспособлений и тары (с периодичностью, установленной ФНП).
2.1.2. Обслуживание и ремонт ПС обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведения периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала.
2.1.3. Контроль за выполнением обслуживающим персоналом требований инструкций.
2.1.4. Своевременную подготовку ПС к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы.
2.1.5. Вывод в ремонт ПС согласно (плану) графику.
2.1.6. Запись сведений о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, в его паспорте и ремонтной карте.
2.1.7. Запись сведений о технических обслуживаниях и ремонтах, не вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, в вахтенном журнале, журнале учета технических обслуживаний и ремонтов и ремонтной карте.
2.1.8 Соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов.
2.1.9. Выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых кранов для выполнения ремонтных и других работ.
2.1.10. Хранения паспортов и технической документации на ПС, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала.
2.1.11. Выполнение предписаний органов Ростехнадзора и специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
2.2. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие ПС требованиям ФНП, обязан совместно со службой производственного контроля подготовить предприятию - изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу Ростехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.
2.3. При монтаже, ремонте и реконструкции ПС специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан соблюдать требования ФНП и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения органов Ростехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.4. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен присутствовать при техническом освидетельствовании кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверке кранов инспектором Ростехнадзора и специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
2.5. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен подготовить ПС к техническому освидетельствованию. При техническом освидетельствовании ПС осматриваются и проверяются в работе его механизмы, электрооборудование, гидрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана он должен проверить:
2.5.1. Состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей в следствии коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений.
2.5.2 .Состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов.
2.5.3. Состояние изоляции проводов и заземления крана с электроприводом, с оформлением результатов актами, установленной формы.
2.5.4. Состояние канатов и их креплений.
2.5.5. Соответствие массы противовеса у стрелового крана значению, указанному в его паспорте.
2.5.6. Состояние освещения и сигнализации.
2.5.7. Состояние кранового пути и соответствие его ФНП, проекту и руководству по эксплуатации.
2.6. Работы, предусмотренные подпунктами 2.6.1.-2.6.7., могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок оформляются актом, подписанным, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состояние.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых и вантовых канатов
специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен:
2.7.1. Произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными.
2.7.2. Произвести расчет каната.
2.7.3. Проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната.
2.7.4. Произвести обтяжку каната рабочим грузом.
2.7.5. Занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
2.9. При осмотре приборов безопасности специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан проверить:
2.8.1. Установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электроталей - не менее 50 мм.
2.8.2. Установку концевого выключателя механизма передвижения.
При этом отключение его электродвигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у козловых кранов- не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизмов указывается в паспорте крана.
2.8.3. Действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом.
При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10%. Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в вахтенном журнале.
2.9. Если на специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние, возложены обязанности по содержанию рельсового пути в работоспособном состоянии, то он обязан:
2.9.1. Проверить соответствие рельсового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту.
2.9.2. Произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией.
2.9.3. Обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно (плану) графику, (допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должна превышать требования нормативных документов).
2.9.4. Обеспечить проведение своевременного ремонта кранового пути в соответствии с планом (графиком) и устранение неисправностей, выявленных при осмотре и нивелировке.
2.10. Если на специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные ФНП, а также их ремонт (кроме стропов) согласно нормативной документации. Стропы ремонту не подлежат.
2.11. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состояние обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом.
2.12. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию ПС (крановщики, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки грузоподъемного крана должны записываться в вахтенный журнал.
Проверка ведения вахтенного журнала, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состояние, должна производиться не реже одного раза в месяц.
2.13. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен систематически проводить инструктажи слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности по безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.
2.14. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен:
2.14.1. Обеспечить проведение ремонта мостовых кранов и выход персонала на крановые пути мостовых кранов только по нарядам- допускам.
2.14.2. Обеспечить наличия на ПС таблички с указанием заводского и регистрационного номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего частичного и полного технического освидетельствования, а также предупредительных надписей и плакатов.
2.14.4. Обеспечить устранение обнаруженных крановщиком при осмотре перед началом смены неисправностей. Сделать запись в путевом листе об исправности автомобильного стрелового крана.
2.14.5. После получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом ПС с электроприводом должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона крана ветром.
2.15. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, не должен допускать их работу при:
2.15.1. Наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.).
2.15.2. Ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов.
2.15.3. Неисправности приборов и устройств безопасности.
2.15.4. Неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей.
2.15.5. Обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески.
2.15.6. Выявлении неисправностей кранового пути.
2.15.7. Истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана.
2.15.8. Запрещении работы кранов инспектором Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
3. ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1. При возникновении аварии или несчастного случая при работе специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен сообщить о происшествии своему руководителю и обеспечить сохранность обстановки на месте аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
3.2. Принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим.
4. ПРАВА
4.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, имеет право:
4.1.1. Посещать в любое время участки, где работают ПС, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом инструкций.
4.1.2. Выводить ПС из работы для проведения технических обслуживаний, ремонтов, технических освидетельствований, обследований ПС, отработавших нормативный срок службы.
4.1.3. Отстранять от обслуживания ПС персонал, нарушающий требования инструкций.
4.1.4. Ставить вопрос перед руководством о наказании персонала, за нарушение требование инструкций.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии несет ответственность в пределах определенных действующим законодательством Российской Федерации за:
5.1.1. Допущенные им нарушения ФНП и должностной инструкции независимо от того привело или нет это к аварии или несчастному случаю.
5.1.2. Нарушение инструкций подчиненным ему персоналом.
5.1.3. Выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать ФНП и инструкции.
5.1.4. Самовольное возобновление работ с применением ПС эксплуатация которых приостановлена на основание предписаний выданных инспектором Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
5.1.5. Непринятие им мер по устранению нарушений ФНП и инструкций при эксплуатации ПС.