Инструкция по охране труда для механиков рефрижераторных секций

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования по охране труда для механиков рефрижераторных секций ОАО "РЖД" (далее - механики) при техническом обслуживании и ремонте рефрижераторных секций постройки Брянского машиностроительного завода (БМЗ), секций типа ЦБ-5 постройки завода Дессау (Германия), а также автономных рефрижераторных вагонов со служебным отделением (АРВЭ) (далее - рефрижераторные секции).

1.2. К обслуживанию рефрижераторных секций допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие специальный курс обучения, стажировку, медицинский осмотр при приеме на работу, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте и перед поездкой, первичную проверку знаний по охране труда, производственной санитарии, по правилам электробезопасности и пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а также имеющие удостоверение установленного образца на право обслуживания рефрижераторного подвижного состава. Механик в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок N ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163, должен иметь III квалификационную группу по электробезопасности, а механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, - IV квалификационную группу по электробезопасности.

1.3. Механики в течение трудовой деятельности должны проходить в установленном порядке ежегодные медицинские осмотры, инструктажи по охране труда в соответствии с Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 11 июня 2004 г. N 2529р, а также не реже одного раза в год проверку знаний по электробезопасности и обучение методам и приемам по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

В соответствии с законодательством Российской Федерации механики, не прошедшие в установленном порядке ежегодный медицинский осмотр, к обслуживанию рефрижераторных секций не допускаются.

Механики, не прошедшие инструктаж и обучение правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, к обслуживанию рефрижераторных секций не допускаются.

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденным Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, продолжительность поездки бригады механиков должна составлять не более 45 суток со дня принятия ими рефрижераторной секции и до дня ее сдачи другой бригаде механиков. Допускается увеличение продолжительности поездки бригады механиков на 15 суток, если на момент смены бригады рефрижераторная секция находится в груженом состоянии или следует в депо приписки.

1.4. Механики обеспечиваются следующими средствами индивидуальной защиты:

 

    костюм лавсано-вискозный с маслонефтезащитной

пропиткой или костюм хлопчатобумажный                    - 1 на 1 год

    рукавицы комбинированные                             - 12 пар на 1 год

    ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве         - 1 пара на 1 год

    сапоги утепленные юфтевые

на нефтеморозостойкой подошве                            - 1 пара на 2 года

    теплозащитный костюм                                 - 1 на 2 года

    или теплозащитный костюм "Механик"                   - 1 на 3 года

    респиратор                                           - до износа

    очки защитные                                        - до износа

    галоши диэлектрические                               - дежурные

    перчатки диэлектрические                             - дежурные

    перчатки кислотощелочестойкие                        - дежурные

    фартук резиновый                                     - дежурный

 

1.5. Механики должны:

знать о воздействии на человека опасных и вредных производственных факторов;

знать требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

знать место расположения аптечки первой медицинской помощи и уметь оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае. Перечень медикаментов, входящих в аптечку первой медицинской помощи, приведен в Приложении N 1, а методы и приемы оказания первой медицинской помощи изложены в Методике оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве для работников ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 июня 2005 г. N 963р;

знать места расположения главных и запасных выходов и пути эвакуации в случае аварии или пожара;

знать и применять безопасные методы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

1.6. В процессе работы на механиков могут воздействовать следующие физические, химические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на определенной высоте относительно поверхности земли и пола;

токсические и раздражающие вещества.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях механикам необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

выходить (входить) из служебного вагона или машинного отделения грузового вагона следует только после полной остановки рефрижераторной секции, убедившись в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава по параллельному пути, а также в отсутствии предметов на междупутье, препятствующих выходу из вагона. После этого следует повернуться лицом к вагону, взяться за поручни и спуститься по ступеням;

запрещается подлезать под вагонами или автосцепками при переходе железнодорожных путей;

запрещается переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом, а также переходить железнодорожные пути на сортировочных горках;

запрещается становиться или садиться на рельсы, подниматься на подножки вагонов и локомотивов и сходить с них при движении железнодорожного подвижного состава, а также находиться на подножках вагонов во время движения;

запрещается переходить стрелочные переводы в местах расположения остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;

запрещается прыгать с подножки вагона, а также подниматься на крышу вагона, используя для этого приставные лестницы.

1.8. При выходе из вагона и входе в него с грузом в руках механики должны соблюдать следующие требования:

перед выходом из вагона необходимо закрепить открытую дверь, поставить груз, спуститься вниз, снять груз и закрыть дверь, предварительно открепив ее;

при входе в вагон с грузом следует открыть дверь, закрепить ее, поставить груз на пол вагона, затем подняться в вагон.

1.9. При переходе через железнодорожные пути механикам необходимо убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава, а затем, не наступая на рельсы и концы шпал, переходить железнодорожные пути только под прямым углом.

1.10. При необходимости прохода вдоль железнодорожных путей на перегонах механикам следует идти только по обочине пути, а на железнодорожной станции - по обочине пути или посередине междупутья по специально установленному маршруту. При этом необходимо следить за движущимся железнодорожным подвижным составом, а также обращать внимание на предметы, выступающие за габариты железнодорожного подвижного состава.

При следовании поездов по параллельным железнодорожным путям запрещается нахождение механиков на междупутье, а также хождение внутри колеи и по концам шпал.

1.11. Обходить стоящие на железнодорожных путях группы вагонов или локомотивов механикам следует на расстоянии не менее 5 м от стоящего железнодорожного подвижного состава. Между расцепленными вагонами разрешается проходить посредине разрыва, если расстояние между вагонами не менее 10 м, при этом необходимо убедиться в том, что по соседнему пути нет движущегося железнодорожного подвижного состава.

1.12. В случае обрыва проводов контактной сети, проходящей вдоль железнодорожного пути, а также свисающих с проводов посторонних предметов механики обязаны немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции, осмотрщику вагонов, машинисту или другим станционным работникам. До прибытия бригады дистанции электроснабжения необходимо оградить это место и во избежание несчастных случаев следить за тем, чтобы никто не приближался к оголенным или оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние ближе 8 метров.

1.13. Механикам запрещается:

использовать для освещения и отогрева труб отопления, масляных и топливных трубопроводов спички, зажигалки, свечи, керосиновые фонари и другие источники открытого огня;

курить в дизельном, аккумуляторном и машинных отделениях вагонов рефрижераторной секции, а также вблизи аккумуляторных батарей и в период проведения заправочных операций топливом и хладагентом;

загромождать проходы, выходы и подступы к аппаратам электрооборудования и средствам пожаротушения;

применять временную электропроводку;

развешивать спецодежду и другие предметы на электродвигателях, генераторах, дизелях, выхлопных трубах дизелей и на включенных электроотопительных приборах;

складывать какие-либо предметы внутри главного распределительного электрического щита (аппаратной);

использовать средства пожаротушения не по назначению;

эксплуатировать неисправные дизель-генераторные установки, кухонную плиту и котел отопления;

осуществлять сварочные работы на топливных баках и топливопроводах без предварительной их промывки и принятия мер пожарной безопасности;

пользоваться переносными лампами напряжением более 50 В в дизельном, аккумуляторном и машинных отделениях вагонов рефрижераторной секции, устанавливать в качестве защиты электрических цепей нетиповые вставки.

1.14. Перед розжигом котла отопления или кухонной плиты в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам необходимо проверить:

отсутствие топлива в поддоне;

состояние отверстий в кольце горелки котла (при необходимости прочистить);

отсутствие топлива на боковой стенке плиты (выходном патрубке);

состояние топливопроводов, регулирующего (игольчатого) вентиля (подтекание топлива не допускается).

Во время работы котла отопления механики периодически должны контролировать:

состояние пламени горения. В случае обнаружения прерывистого пламени следует отрегулировать подачу топлива, добиваясь ровного стабильного горения и белого цвета пламени;

цвет отходящих дымовых газов (во время стоянки);

отсутствие топлива в поддоне. В случае обнаружения подтекания топлива необходимо принять меры по устранению утечки;

температуру воды на выходе из котла, которая не должна превышать 95 °C;

температуру в купе, салоне и кухне в дизельном вагоне рефрижераторной секции в период отопления, которая должна быть не ниже 18 °C.

1.15. При нахождении рефрижераторной секции в составе сформированного поезда или в период проведения маневров на железнодорожной станции (особенно при толчках) необходимо контролировать состояние пламени горения.

При срыве пламени немедленно закрыть регулирующий вентиль подачи топлива, собрать топливо, если имеется его перелив. Места попадания топлива вытереть насухо.

Повторный розжиг горелки котла отопления производить после остывания, но не ранее чем через 30 минут.

При проведении маневровых работ с рефрижераторной секцией запрещается оставлять без присмотра кухонную плиту и котел водяного отопления.

1.16. При обслуживании котла отопления и кухонной плиты в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам запрещается:

использовать для розжига горелок бензин или дизельные масла;

производить очистку котла (плиты) во время их работы;

производить розжиг котла (плиты) при наличии топлива в поддоне;

рассверливать калиброванное отверстие в дозаторе топлива, увеличивая количество подаваемого топлива;

открывать регулирующий вентиль, когда котел отопления и кухонная плита находятся в неработающем состоянии.

1.17. Очистку дымоходов котла отопления и кухонной плиты от сажи следует производить только из салона служебно-дизельного вагона при выключенном оборудовании в соответствии с требованиями, предусмотренными в приложении N 4 к Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением, утвержденной МПС России 7 сентября 2001 г. N ЦВ-853, используя при этом головной убор, защитные очки и рукавицы.

1.18. В целях предотвращения нарушения тяги в работающем котле отопления и кухонной плите в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам запрещается держать одновременно открытыми двери между дизельным и служебным отделениями.

1.19. В случае получения одним из механиков травм различного характера (механические травмы, ожоги, травмы глаз, электротравмы, отравления, обморожения, поражение хладагентами) другой механик обязан оказать ему первую медицинскую помощь и при необходимости запросить помощь, обратившись в пункт технического обслуживания (ПТО) вагонов, в депо или к дежурному по железнодорожной станции. После прибытия медицинских работников и определения степени тяжести травмы, полученной механиком, механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, дает телеграмму в депо приписки, а также в Рефсервис - филиал ОАО "РЖД", указав дату, время получения травмы механиком, причину, тяжесть травмы, необходимость доукомплектования сменной бригады механиков. В рабочем журнале формы ВУ-85 делается запись с указанием даты, времени и местонахождения рефрижераторной секции в момент получения механиком травмы, обстоятельств, причин и тяжести полученной травмы, а также госпитализации пострадавшего.

1.20. Механики, находясь в рейсе, должны соблюдать следующие правила личной гигиены:

индивидуальные шкафы для одежды следует содержать в чистоте. Запрещается хранить в шкафах посторонние предметы;

чистое постельное белье необходимо хранить в специально отведенном бельевом шкафу. Запрещается совместное хранение чистого и использованного белья;

принимать пищу следует только на кухне (в салоне) дизельного вагона рефрижераторной секции. Перед приемом пищи спецодежду следует снять и оставить в шкафу для рабочей одежды, а затем вымыть руки теплой водой с мылом;

не реже одного раза в неделю следует принимать горячий душ и производить смену нательного и постельного белья.

1.21. Механики также должны выполнять следующие требования производственной санитарии:

хранить чистую посуду и столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальном шкафу на кухне дизельного вагона рефрижераторной секции. Шкафы для хранения посуды и столовых приборов необходимо содержать в чистоте, хранить в них другие предметы запрещается. Использованную посуду и столовые приборы следует мыть горячей водой с применением нетоксичных моющих средств для мытья посуды;

не реже одного раза за поездку заправлять водяные баки свежей водой, предварительно слив из них остатки воды и промыв их и водоподогреватель для бытовых нужд методом одноразового налива и слива воды;

пить только профильтрованную кипяченую воду;

поддерживать чистоту в отделениях дизельного и грузовых вагонов рефрижераторной секции с помощью влажной уборки, которую необходимо проводить в бытовых отделениях не реже одного раза в сутки, в служебных отделениях не реже одного раза в неделю, в дизельном и машинных отделениях - при необходимости и перед сдачей рефрижераторной секции сменной бригаде механиков;

соблюдать в пути следования рефрижераторной секции режим пользования туалетом. На стоянках при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетом запрещается;

при уборке туалета применять моющие и дезинфицирующие средства;

собирать мусор, пищевые отходы в мусоросборники и на стоянке выносить в специально отведенные места. Выбрасывать мусор или отходы из вагона на железнодорожные пути запрещается;

хранить скоропортящиеся продукты питания в бытовом холодильнике, а другие продукты в специально отведенном шкафу;

не реже одного раза в месяц размораживать и мыть бытовые холодильники. Эмалированные поверхности следует мыть теплой водой с содой, алюминиевые и пластмассовые поверхности - теплой водой с мылом. Вымытый холодильник необходимо досуха вытереть мягкой тканью и проветрить в течение 30 - 40 минут.

1.22. При техническом обслуживании и ремонте рефрижераторных секций механик должен выполнять требования настоящей Инструкции, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. N 4145), правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и иных нормативных документов.

1.23. Нахождение и проезд на рефрижераторной секции посторонних лиц, кроме проводников, сопровождающих груз по договору с Рефсервисом - филиалом ОАО "РЖД", запрещается.

1.24. Механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен контролировать выполнение требований охраны труда на рефрижераторной секции и следить:

за своевременным проведением инструктажа механикам;

за безопасным выполнением работ механиками;

за исправностью применяемого инструмента, переносных электрических светильников, ручных фонарей, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

за наличием и правильностью ограждения рефрижераторной секции при проведении ремонта или технического обслуживания оборудования, расположенного снаружи вагона. На ограждение рефрижераторных секций механиком, ответственным за работу на рефрижераторной секции, подается письменная заявка дежурному по станции или маневровому диспетчеру. Ограждение рефрижераторной секции производят работники железнодорожной станции.

Перед началом работ механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен получить письменное разрешение на производство работ от дежурного по железнодорожной станции (маневрового диспетчера), а затем лично убедиться в наличии ограждения.

В случаях, угрожающих жизни и здоровью работающих, механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен проконтролировать устранение обнаруженных в процессе работы недостатков или сообщить об этом в депо приписки (при невозможности устранения неисправностей силами поездной бригады).

1.25. При обслуживании рефрижераторной секции в соответствии с требованиями пункта 4.1 Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением механиками выполняются следующие виды работ:

расцепка и сцепка междувагонных соединений, снятие и постановка стопорных болтов автосцепок для расцепки и сцепки вагонов рефрижераторной секции производятся дежурным механиком под контролем работника железнодорожной станции (составителя или машиниста локомотива), осуществляющего расцепку и сцепку вагонов (автосцепки и тормозных рукавов);

открытие и закрытие дверей грузовых вагонов рефрижераторной секции выполняются механиком под наблюдением работников соответствующих служб железных дорог;

проверка температуры воздуха в грузовых вагонах рефрижераторной секции, проводимая с помощью переносных термостанций, и контроль состояния ходовых частей оборудования вагонов осуществляются только на технологических стоянках поезда при отсутствии давления воздуха в тормозной магистрали;

техническое обслуживание и ремонт подвагонного оборудования, холодильных установок, расположенных в машинных отделениях грузовых вагонов, вскрытие системы циркуляции хладагента холодильных установок выполняются вагонными и локомотивными депо только при отцепочном ремонте, а также дежурным механиком при погрузке-выгрузке или нахождении рефрижераторной секции в резерве;

проверка технического состояния радиоантенн, глушителей дизелей, дефлекторов и другого оборудования, расположенного на крыше вагона, производится только при деповском ремонте.

1.26. Техническое обслуживание и ремонт оборудования вагонов рефрижераторной секции проводятся совместно двумя механиками и включают в себя следующие виды работ:

осуществление контроля температуры воздуха в грузовых вагонах с использованием переносной термостанции (при нахождении груженой рефрижераторной секции в составе поезда);

замена ремня подвагонного генератора (в случае экстренной необходимости);

ремонт холодильной установки со вскрытием системы циркуляции хладагента (в случае экстренной необходимости, при невозможности проведения текущего отцепочного ремонта, а также при погрузке, выгрузке или нахождении рефрижераторной секции в резерве);

ремонт дизель-генераторного агрегата, требующего снятия головки блока цилиндров;

ликвидация аварийных ситуаций.

1.27. Уход механиков по служебным (на время не более трех часов) и по личным надобностям в свободное от дежурства время с рефрижераторной секции, находящейся в груженом рейсе (на время не более трех часов), в порожнем рейсе, в запасе (на время не более шести часов), допускается только по разрешению механика, ответственного за работу на рефрижераторной секции, с записью в рабочем журнале формы ВУ-85.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРИЕМЕ МЕХАНИКАМИ РЕФРИЖЕРАТОРНОЙ СЕКЦИИ

 

2.1. Механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, при приеме рефрижераторной секции должен осмотреть и проверить:

состояние оборудования и вагонов;

исправность электромашин и аппаратов, электропроводки и межвагонных соединений;

состояние аппаратов в электрощитах, отсутствие подгорания контактов и электропроводов;

исправность приборов автоматики холодильных установок, отсутствие утечки хладагента (по масляным пятнам на трубопроводах или галоидной лампой), уровень хладагента в ресиверах. В рефрижераторных секциях типа ЦБ-5 и АРВЭ - надежность крепления полиэфирной рамы холодильной установки, в рефрижераторных секциях постройки БМЗ - крепление холодильных установок к раме, а также крепление рамы к перегородке грузового помещения или к стойке;

крепление дизель-генераторов к раме, отсутствие подтекания топлива, масла, воды в системах охлаждения, смазки дизеля и топливной системы;

уровень и плотность электролита в кислотных и щелочных аккумуляторных батареях;

крепление подвагонного оборудования дизельного вагона;

сроки освидетельствования сосудов, работающих под давлением;

сроки испытания защитных средств, предохранительных устройств;

сроки поверки контрольно-измерительных приборов;

исправность котла отопления, плиты приготовления пищи, холодильника;

наличие исправного инструмента, запасных частей и материалов в соответствии с перечнем;

наличие эксплуатационной и нормативно-технической документации;

наличие и исправность средств индивидуальной защиты;

наличие аптечки первой помощи и ее укомплектованность медикаментами, перевязочными пакетами и другими материалами;

наличие постельных принадлежностей;

наличие комплекта сигнальных принадлежностей (сигнальные флажки и сигнальные фонари);

наличие первичных средств пожаротушения;

наличие и исправность пломб на огнетушителях (и сроки их последней проверки), топливных насосах, счетчиках моточасов (киловатт-часов), люках (шахтах) воздухоохладителей, контрольно-измерительных приборах, предохранительных устройствах, приборах автоматики и на других устройствах;

наличие комплекта уборочного инвентаря (веник, ведро для мусора, совок, ведра и тряпки для уборки пола, отдельное ведро и тряпки для туалета, ерши для мытья унитаза).

После внешнего осмотра оборудования следует произвести запуск каждого дизель-генератора и холодильных установок. Работа дизель-генераторов проверяется при полной нагрузке. Работа холодильных установок проверяется при ручном и автоматическом управлении. Система контроля температуры проверяется по показаниям дистанционного и местного датчика относительно контрольного термометра.

Результаты проверки оформляются приемо-сдаточным актом по форме, приведенной в приложении N 2 к Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением.

2.2. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать размеру и росту механиков и выдаваться каждому из них индивидуально. Не допускается носить расстегнутую спецодежду с подвернутыми рукавами.

Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током должны подвергаться электрическому испытанию в соответствии с требованиями Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 261, а также иметь штамп о сроках их последующего испытания.

Сроки периодических электрических испытаний средств защиты и инструмента:

 

    перчатки диэлектрические                            1 раз в 6 месяцев;

    галоши диэлектрические                              1 раз в 12 месяцев;

    коврик диэлектрический                              1 раз в 12 месяцев;

    ручной изолирующий инструмент

при работе под напряжением до 1000 В                    1 раз в 12 месяцев.

 

Все средства защиты перед применением необходимо осматривать независимо от сроков их периодических осмотров.

2.3. Механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен следить за пополнением, заменой и доукомплектовыванием рефрижераторной секции средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током, первичными средствами пожаротушения, сигнальными принадлежностями и уборочным инвентарем по мере их использования, выхода из строя и окончания срока действия.

Оборудование рефрижераторной секции принимается обслуживающей бригадой при пробном запуске оборудования в соответствии с приложением N 1 к Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением.

2.4. При выполнении работ по обслуживанию рефрижераторной секции механик должен надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

2.5. Перед началом работ, связанных с техническим обслуживанием или текущим ремонтом холодильно-отопительной, дизель-генераторной установок, электрощитов или их узлов, определенных требованиями Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением, оборудование должно быть очищено от пыли и грязи.

Очистка оборудования производится обтирочной ветошью или подобными материалами. Обтирочная ветошь и материалы должны быть чистыми и не содержать посторонних примесей (металлической стружки, стекла и других острых предметов). Запрещается для очистки оборудования использовать бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества.

При проведении работ, связанных с разборкой узлов дизеля или компрессора, необходимо покрыть руки защитной пастой или другими защитными средствами во избежание вредного воздействия нефтепродуктов на кожу рук.

2.6. Перед началом технического обслуживания дизельного и холодильного оборудования механики должны убедиться в том, что вагон не подключен к постороннему источнику питания.

2.7. Заступая на дежурство, механики должны проверять:

надежность крепления защитных ограждений на дизель-генераторе;

исправность теплоизоляционных кожухов на выхлопных коллекторах дизелей, теплообменных аппаратов и трубопроводов холодильных установок;

отсутствие посторонних предметов в дизельном, аппаратном и машинных отделениях рефрижераторной секции, а также на расположенном там оборудовании;

отсутствие масляных пятен на оборудовании и полу. При обнаружении следов масла или топлива вытереть их насухо, использованный обтирочный материал убрать в металлический ящик с крышкой;

наличие и исправность инструмента, переносного светильника, диэлектрического коврика, диэлектрических перчаток и других приспособлений, необходимых при работе с оборудованием.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ РЕФРИЖЕРАТОРНОЙ СЕКЦИИ

 

3.1. Требования по охране труда при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте дизель-генераторов и дизельного оборудования рефрижераторной секции

 

3.1.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию или текущему ремонту дизель-генераторов и дизельного оборудования рефрижераторной секции необходимо выполнить следующие работы:

отключить напряжение питания агрегатов (воздушного компрессора, центробежного топливного насоса и другого оборудования), остановить дизель-генераторы, а также отключить стартерные аккумуляторные батареи;

проверить надежность соединения нулевой фазы генератора с заземляющим контуром;

закрыть запорный вентиль пускового трубопровода на баллоне (системы пуска дизеля сжатым воздухом) и стравить остаток сжатого воздуха из пускового трубопровода;

проверить исправность электрического и слесарного инструмента.

3.1.2. При эксплуатации, техническом обслуживании, а также при текущем ремонте дизель-генераторов и дизельного оборудования механикам запрещается:

производить на работающем дизельном оборудовании ремонтные работы и устранять течь топлива, масла, воды путем подтяжки штуцеров, гаек, болтов, подтягивать гайки шпилек крепления головок блока цилиндров, а также устранять утечку воздуха при наличии сжатого воздуха в пусковой магистрали дизеля;

проворачивать коленчатый вал дизеля при помощи электростартера (пневмостартера) при незажатых форсунках (свечах накаливания);

производить пуск дизеля с помощью бензина, эфира и других легковоспламеняющихся веществ;

производить заправку расходного топливного бака при работе дизель-генератора, расположенного рядом с расходным баком.

3.1.3. Во избежание несчастных случаев при техническом обслуживании и ремонте дизельного оборудования механикам запрещается:

подходить к работающим механизмам в расстегнутой одежде, касаться и производить какие-либо работы у вращающихся частей машин, производить ремонт фланцевых соединений и вентилей при работающем дизельном оборудовании;

приступать к ремонту дизельного оборудования без уведомления механика, ответственного за работу на рефрижераторной секции;

стоять под дизельным оборудованием, находящимся в приподнятом положении;

оставлять на работающем дизельном оборудовании инструмент и другие посторонние предметы;

производить ремонтные работы на работающем дизельном оборудовании;

снимать защитные ограждения во время работы дизельного оборудования (после проведения ремонта оборудования защитные ограждения должны быть установлены на место и закреплены);

прикасаться к проводам, заземлениям и к частям работающего электрооборудования;

эксплуатировать запорную арматуру с поврежденными сальниками.

3.1.4. После проведения технического обслуживания или текущего ремонта дизель-генератора или дизельного оборудования необходимо проверить надежность крепления защитных ограждений дизель-генератора и других узлов или агрегатов, которые подверглись демонтажу в процессе текущего ремонта. Затем, используя комбинированные рукавицы, ликвидировать следы пролитого масла или топлива в дизельном помещении и убрать использованный обтирочный материал в металлический ящик, крышка которого должна плотно закрываться.

3.1.5. Запуск дизель-генератора производить только после того, как будут прекращены все работы на дизельном, холодильном оборудовании, а также в других местах, куда подается напряжение 220 В.

 

3.2. Требования по охране труда при техническом обслуживании аккумуляторных батарей рефрижераторной секции

 

3.2.1. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей рефрижераторной секции механиками производится в защитных очках, резиновых кислотощелочестойких перчатках и резиновом фартуке.

3.2.2. Перед началом технического обслуживания аккумуляторных батарей на рефрижераторной секции постройки БМЗ проверяется исправность вытяжной вентиляции, а в рефрижераторной секции типа ЦБ-5 проверяется чистота вентиляционных отверстий в подвагонном ящике.

Подсоединять (отсоединять) аккумуляторы к зарядному устройству при их зарядке следует только после снятия напряжения с зарядного устройства.

При работе с нагрузочной вилкой во избежание ожога не следует прикасаться к резистору нагрузочной вилки.

3.2.3. При работе с аккумуляторными батареями запрещается:

приступать к работе при отсутствии 10-процентного раствора соды двууглекислой и 5-процентного раствора борной кислоты;

прикасаться руками без диэлектрических перчаток к токоведущим частям (выводам, контактам и электропроводам с поврежденной изоляцией);

проверять наличие напряжения на выводах аккумуляторов путем короткого замыкания.

3.2.4. Запрещается техническое обслуживание аккумуляторных батарей при нахождении рефрижераторной секции на сортировочных горках, в парках накопления вагонов и в движении.

 

3.3. Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании холодильных установок рефрижераторной секции

 

3.3.1. Работы по техническому обслуживанию холодильных установок рефрижераторной секции следует производить только во время ее стоянки.

3.3.2. Перед пуском холодильной установки механик обязан удостовериться в отсутствии утечки хладагента во всех элементах холодильной установки с помощью течеискателя типа ГТИ.

3.3.3. Вскрывать хладоновые компрессоры, аппараты, трубопроводы механикам следует только в защитных очках, после того как давление хладагента будет понижено до атмосферного и останется постоянным в течение не менее 20 минут.

3.3.4. Замену сальниковой набивки запорной арматуры следует производить только после понижения давления хладагента на поврежденном участке до атмосферного и отключения этого участка от системы.

3.3.5. При необходимости проведения сварки и пайки теплообменных аппаратов или трубопроводов механикам следует удалить из них хладагент и отсоединить их от магистрали.

Сварка и пайка должны производиться с соблюдением требований охраны труда. Двери и жалюзи должны быть открыты. Работы следует проводить в процессе текущего отцепочного ремонта.

3.3.6. Открывать колпачковую гайку на ниппеле вентиля баллона с хладагентом механикам разрешается только в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено в противоположную сторону от механика.

3.3.7. Перед использованием баллона механикам необходимо проверить исправность запорного вентиля. Соединение баллона с заправочным вентилем ДУ-6 холодильной установки следует производить посредством медной трубки или маслобензостойкого шланга. Баллон должен иметь неистекший срок службы. Баллоны с неисправными запорными вентилями использовать запрещается.

При обслуживании холодильных установок механикам запрещается:

оставлять баллоны с хладагентом присоединенными к системе холодильной машины дольше, чем это необходимо для заполнения или удаления хладагента из системы;

производить заполнение системы хладагентом при закрытом выходном вентиле на ресивере.

3.3.8. Техническое обслуживание холодильной установки механикам необходимо производить с откидных площадок, размещенных в машинном отделении рефрижераторного вагона. Запрещается производить обслуживание холодильной установки, расположенной на монтажных рельсах.

3.3.9. Запрещается допускать к эксплуатации запорную арматуру с поврежденными сальниками, клапанами, а также маховичками, затрудняющими открытие и закрытие сосудов, аппаратов и баллонов.

Ремонт холодильной установки следует производить только после откачки хладагента из ее вскрываемой части.

3.3.10. Утечку хладагента из холодильной установки механикам следует устранять немедленно после ее обнаружения. Подтягивание болтов, полная или частичная смена сальниковой набивки, запорной арматуры допускается только после снижения давления хладагента в поврежденном участке до атмосферного и отключения ремонтируемого участка холодильной установки от основной магистрали.

Заполнение хладагентом системы механикам необходимо производить со стороны низкого давления. При заполнении холодильной установки подогревать баллоны запрещается.

3.3.11. Места утечки хладагента выявляются механиками с помощью течеискателя типа ГТИ или путем обмыливания. Чувствительность прибора к утечке должна составлять не более 5 граммов в год.

3.3.12. Для присоединения баллонов к холодильной установке механикам следует использовать отожженные медные цельнотянутые трубки. Допускается использование маслобензостойких шлангов, испытанных на давление не менее 16 кг/с.

3.3.13. Материалы, применяемые при техническом обслуживании холодильных установок, должны соответствовать требованиям, определенным инструкциями по эксплуатации оборудования заводов-изготовителей.

3.3.14. Механикам запрещается эксплуатировать холодильную установку с манометрами, у которых:

отсутствует пломба или клеймо;

при включении стрелка манометра не возвращается на нулевую отметку шкалы;

разбито стекло или имеются другие повреждения, способные отразиться на их показаниях.

3.3.15. При заправке хладагента в баллоны и при его откачке из холодильной установки механикам разрешается использовать баллоны, соответствующие заправляемому хладагенту, с непросроченным сроком проверки.

3.3.16. Задвижки, краны, вентили и прочие запорные устройства холодильного оборудования рефрижераторной секции должны содержаться в исправности и систематически смазываться.

Течи запорной арматуры не допускаются.

3.3.17. Механикам запрещается:

добавлять к используемому хладагенту хладагенты других типов;

располагать в одном помещении с холодильными установками и баллонами с хладагентом аппараты и приборы с открытым пламенем или внешними поверхностями, температура которых превышает 300 °C.

3.3.18. При заправке холодильных установок хладагентом необходимо пользоваться респираторами типа РПГ-67А.

 

3.4. Требования по охране труда при эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования рефрижераторной секции

 

3.4.1. При эксплуатации электрооборудования рефрижераторной секции механики должны проверять исправность включения каждого аппарата, отсутствие заеданий подвижных частей, надежность крепления аппаратов и присоединенных к ним проводов.

3.4.2. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования рефрижераторной секции механикам следует производить при неработающих дизель-генераторах, при этом вагоны нельзя подключать к постороннему источнику питания. На главном щите служебно-дизельного вагона должна быть табличка "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!".

3.4.3. Все электросоединения силовых цепей и цепей управления необходимо соединять (отсоединять) при отсутствии на них напряжения. Отсутствие напряжения проверяется одновременно между всеми фазами и на каждой фазе отдельно по отношению к заземленным частям.

3.4.4. Проверку отсутствия напряжения механики должны производить переносным вольтметром или указателем напряжения.

3.4.5. При сцепке вагонов рефрижераторной секции установка межвагонных электрических соединений начинается от крайних вагонов. При расцепке вагонов рефрижераторной секции съем межвагонных электросоединений в первую очередь производится с торцевых стен дизельного вагона. Снятые межвагонные электросоединения закрепляются на холостых токоприемниках (при их наличии).

3.4.6. При эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования рефрижераторной секции механикам запрещается:

использовать неисправные электроинструменты, пользоваться пускателями, кнопками, реле с открытыми или поврежденными крышками, разбитыми штепсельными розетками, разъемами;

заменять плавкие вставки предохранителей нетиповыми, не соответствующими номинальному току потребителей;

применять временную электропроводку;

производить какие-либо работы с электросоединениями без снятия напряжения во всех магистральных цепях.

3.4.7. Запрещается при зачистке или обезжиривании коллектора (контактных колец) генератора проворачивать вал якоря (ротора) путем запуска дизеля или с помощью электростартера дизеля.

3.4.8. Техническое обслуживание электрооборудования электрощитов машинных отделений грузовых вагонов рефрижераторной секции регламентируется требованиями инструкций заводов-изготовителей, а также Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением.

 

3.5. Требования по охране труда при эксплуатации и техническом обслуживании вагонного оборудования рефрижераторной секции

 

3.5.1. Двери вагонов в процессе эксплуатации рефрижераторной секции, за исключением погрузки и выгрузки, должны быть закрыты.

3.5.2. В период выполнения грузовых операций, а также при ремонте внутреннего оборудования грузового вагона двери грузового помещения должны быть фиксированы в открытом положении стопорными рычагами.

3.5.3. Механики при обслуживании вагонов рефрижераторной секции должны следить за техническим состоянием грузовых дверей прислонного типа. При этом не допускается:

прогиб нижнего направляющего рельса между опорами в горизонтальной плоскости более 3 мм;

деформация вертикальной полки верхнего направляющего рельса более 5 мм;

выход верхних роликов из направляющего рельса более 12 мм (на рефрижераторных секциях постройки БМЗ);

зазор между нижним направляющим рельсом и предохранительной скобой роликовой тележки более 14 мм (на рефрижераторных секциях ЦБ-5 и АРВЭ);

наличие грязи, льда и посторонних предметов на нижнем направляющем рельсе.

Механикам запрещается:

производить маневровые работы и осуществлять передвижение вагонов при открытых дверях;

применять для открытия, перемещения и закрытия дверей посторонние предметы (ломы, монтировки, бруски и т.д.);

открывать двери в случае выхода хотя бы одного ролика тележки из направляющего рельса;

вставать на автосцепку.

3.5.4. В аккумуляторном отделении (рефрижераторной секции постройки БМЗ) дефлекторы и отверстия в торцевой стене должны быть всегда открыты.

3.5.5. При расцепке и сцепке межвагонных электросоединений необходимо пользоваться откидными площадками, расположенными на торцевых стенах вагонов, которые во время движения рефрижераторной секции закрепляются защелками в вертикальном положении.

 

3.6. Требования по охране труда при работе с электроинструментом, имеющимся на рефрижераторной секции

 

3.6.1. Переносные электроинструменты и светильники должны соответствовать требованиям электробезопасности и использоваться в соответствии с пунктом 10 Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок.

3.6.2. Перед началом работы с переносным электроинструментом и светильниками механики должны проверить:

комплектность и надежность крепления деталей;

исправность цепи заземления у переносного электроинструмента I класса (корпус машины - заземляющий контакт штепсельной вилки). Не допускается использовать в работе переносной электроинструмент и светильники, имеющие дефекты;

исправность подводящего кабеля (шнура), штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки, а также наличие защитных кожухов и их исправность;

исправность переносного электроинструмента при работе на холостом ходу.

3.6.3. Переносной электроинструмент должен иметь исправный несъемный гибкий кабель (шнур) со штепсельной вилкой. Гибкий кабель электроинструмента не должен иметь потертостей и перегибов.

При обнаружении неисправности переносного электроинструмента следует немедленно отключить его от сети.

3.6.4. Переносной ручной электрический светильник должен иметь стеклянный колпак, защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой. Токоведущие части патрона и лампы должны быть закрыты.

3.6.5. При пользовании переносным светильником провод не должен касаться влажных, горячих и масляных поверхностей.

3.6.6. Периодически, не реже одного раза в десять дней, необходимо проверять отсутствие обрыва проводов у электроинструмента и переносного электросветильника. Проверку производить ампервольтметром.

3.6.7. При работе с электропаяльником следует использовать специальную подставку. Не допускается оставлять без присмотра электропаяльник, включенный в сеть.

3.6.8. Детали оборудования, подлежащие сверлению электродрелью, необходимо надежно закреплять в тисках.

Электроинструмент следует регулировать после отключения его от сети и полной остановки вращающихся частей.

Запрещается касаться руками вращающихся частей электроинструмента и оставлять без надзора электроинструмент, включенный в сеть.

3.6.9. В процессе эксплуатации переносной электроинструмент должен подвергаться техническому обслуживанию, испытаниям и измерениям, планово-предупредительным ремонтам в соответствии с указаниями заводов-изготовителей, приведенными в документации на этот электроинструмент.

 

3.7. Требования по охране труда при работе с ручным слесарным инструментом, имеющимся на рефрижераторной секции

 

3.7.1. Ручной слесарный инструмент и приспособления необходимо содержать в чистоте, исправном состоянии и применять только по назначению.

Слесарные тиски прочно закрепляются на верстаке. Губки тисков должны иметь насечку, плотно сходиться от винта без дополнительных закладок.

3.7.2. Молоток следует надежно насаживать на исправную (без трещин и сколов) деревянную рукоятку из твердых пород дерева и расклинивать металлическими клиньями. Ударная часть молотка не должна иметь расклепов. Зубила, крейцмейсели, бородки, обжимки и керны должны быть длиной не менее 150 мм и не иметь сбитых или сношенных ударных частей и заусенцев на боковых гранях. Размер зева гаечных ключей должен соответствовать размерам болтов и гаек; если необходимо иметь длинный рычаг, следует пользоваться ключом с удлиненной рукояткой. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. Запрещается наращивать ключ другим ключом или трубой. Напильники, шаберы и отвертки следует прочно закреплять на деревянных рукоятках, не имеющих сколов и трещин и снабженных металлическими кольцами. При обработке деталей напильником, шабером скопившаяся стружка убирается щеткой. Перед резанием металла ручной ножовкой регулируется натяжение ножовочного полотна.

3.7.3. При работах с инструментом ударного действия механики должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

3.7.4. Отвертку следует выбирать по ширине рабочей части (лопатки), соответствующей размеру шлица в головке шурупа или винта.

 

3.8. Требования по охране труда при экипировке рефрижераторной секции дизельным топливом

 

3.8.1. Механики при экипировке рефрижераторной секции дизельным топливом должны соблюдать требования по охране труда, установленные для экипировочных пунктов.

3.8.2. Заправка топливом баков рефрижераторной секции производится в специальном месте с помощью раздаточного пистолета из заправочных колонок или топливозаправщика.

3.8.3. Во время экипировки топливом необходимо закрыть один из заправочных штуцеров, расположенных на раме вагона.

При заполнении топливных баков дежурный механик должен контролировать уровень их заполнения, не допуская перелива топлива в баках.

Не допускается попадание дизельного топлива и масла на изоляцию проводов и приборов электрооборудования.

3.8.4. При экипировке рефрижераторной секции механикам запрещается:

запускать дизель-генераторы;

производить какие-либо работы в дизельном отделении;

оставлять заправочный шланг подсоединенным к рефрижераторной секции по окончании экипировки дизельным топливом;

пользоваться котлом отопления и кухонной плитой;

курить.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. На стоянках и в пути следования рефрижераторных секций могут возникать следующие основные аварийные ситуации:

сход подвижного состава с рельсов;

разрыв межвагонных соединений в пути следования;

обрыв контактного провода;

возгорание, могущее привести к пожару или взрыву;

"разнос" дизеля.

4.2. При сходе подвижного состава с рельсов или разрыве межвагонных соединений, а также саморасцепе автосцепок секции механики обязаны:

произвести аварийную остановку дизель-генераторов;

перекрыть все вентили подачи топлива к дизелям, плите и котлу отопления;

отключить магистральные провода аккумуляторных батарей;

оградить место происшествия имеющимися сигнальными средствами (в случае нахождения секции в конце поезда).

4.3. Контроль за обеспечением пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения на рефрижераторной секции осуществляет механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции.

Механики должны знать место расположения на рефрижераторной секции первичных средств пожаротушения и иметь навыки работы с ними.

Перечень первичных средств пожаротушения для рефрижераторных секций приведен в Приложении N 2.

В случае возникновения возгорания механик должен срочно принять меры по ликвидации очагов возгорания, выполнив следующие действия:

сообщить отдыхающему механику о пожаре;

произвести аварийную остановку дизель-генераторов, перекрыть вентили подачи топлива;

снять напряжение с магистральных цепей аккумуляторной батареи;

на рефрижераторной секции БМЗ выключить автоматические выключатели в аппаратной или снять предохранители, установленные в спальном помещении на перегородке аккумуляторного отделения;

на рефрижераторной секции ЦБ-5 снять предохранители на блоке выпрямителя или в подвагонном аккумуляторном ящике;

закрыть окна и двери;

приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.4. При пожаре в пути следования механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен остановить поезд стоп-краном (запрещается останавливать поезд в тоннелях, на мостах или под мостами, на путепроводе и в других местах, препятствующих организации тушения поезда и эвакуации людей) и по локомотивной связи через машиниста локомотива сообщить о пожаре ближайшей пожарной команде.

4.5. После остановки поезда необходимо отсоединить от горящего вагона межвагонные электросоединения.

4.6. После локализации пожара механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен сделать отметку в журнале учета неисправностей оборудования формы ВУ-87 о пожаре с указанием места нахождения рефрижераторной секции, даты и времени обнаружения пожара, степени повреждения вагонов и оборудования.

4.7. О пожаре на рефрижераторной секции, повреждении и ущербе, нанесенном пожаром, механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, обязан информировать телеграммой депо приписки, а также федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта".

4.8. В случае "разноса" дизеля механики должны немедленно выполнить следующие операции:

выключить подачу топлива (установить рукоятку топливного насоса в положение "стоп");

максимально нагрузить дизель и перекрыть поступление воздуха во всасывающий тракт дизеля.

Повторный запуск дизеля после его "разноса" разрешается производить только после устранения причины, вызвавшей неисправность дизеля.

О случившемся необходимо сделать запись в журнале учета неисправностей оборудования формы ВУ-87.

4.9. При возникновении опасности для жизни механики должны использовать с целью эвакуации имеющееся в салоне дизельного вагона "окно экстренного выхода" (при его наличии).

 

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ МЕХАНИКОВ НА РЕФРИЖЕРАТОРНОЙ СЕКЦИИ

 

5.1. Механики перед сдачей рефрижераторной секции другой бригаде механиков должны провести техническое обслуживание вагонного оборудования рефрижераторной секции в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей, завершить ремонт вагонного оборудования (если он производился во время работы в пути следования рефрижераторной секции) и провести полную санитарную уборку бытовых помещений и машинных отделений рефрижераторной секции.

5.2. По окончании работы на рефрижераторной секции механики должны:

привести в порядок рабочие места, где производились ремонтные или профилактические работы;

сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, убрать их в специально отведенное место;

очистить от производственных загрязнений кожу рук защитно-обмывочными пастами и мазями.

5.3. Механики для поддержания кожи рук в хорошем состоянии после работы должны использовать различные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем).

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.

5.4. После работы механики должны вымыть руки с мылом, а при необходимости принять теплый душ.

5.5. О всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы в пути следования рефрижераторной секции, дежурный механик сообщает механику, ответственному за работу на рефрижераторной секции.