Инструкция по эксплуатации ВЛ- 6 кВ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  1.1.    Настоящая инструкция определяет порядок эксплуатации и ремонта воздушных линий электропередач (далее ВЛ) напряжением 6 кВ. Инструкция составлена в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами устройства электроустановок, глава 7» .

1.2.      Воздушной линией электропередачи называется устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенными на открытом воздухе и прикрепленными с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях.

. 1.3.      Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение элементов ВЛ от преждевременного износа.

  1.4.    Для выполнения обязанностей электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием ВЛ, допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие квалификацию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (далее электромонтер), прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний, сдавшие экзамены в заводской аттестационной комиссии, получившие удостоверение установленной формы.

 1.5.    Электромонтер должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже III.

 1.6.    Допуск к самостоятельной работе электромонтеров  оформляется распоряжением директора завода после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедших стажировку от 2 до 14 смен, дублирование от 2 до 12 смен в установленном порядке, получивших под роспись настоящую инструкцию. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца.

 1.7.     Повторная проверка знаний по электробезопасности  не реже одного раза в 12 месяцев. Результаты повторной проверки знаний оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

 1.8.   Электромонтёр, допущенный к самостоятельной работе должен знать:

 1.8.1.   Инструкцию по охране труда и безопасности для электромонтеров, занятых ремонтом и обслуживанием электрооборудования и выполнять ее требования; 

 1.8.2.   Электрическую схему ВЛ;

   1.8.3.   Основные причины повреждений и аварий на ВЛ, уметь находить и  устранять их;

 1.8.4. Способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае на производстве;

 1.8.5.  Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

                                     

2. УСТРОЙСТВО ВЛ

2.1.    Воздушная линия электропередач состоит из железобетонных опор, штыревых стеклянных изоляторов, закрепленных на стандартных штырях на специальной металлической траверсе.

2.2.     На  ВЛ используются неизолированные  многопроволочные сталеалюминевые провода. 

          Для обеспечения достаточной надежности электроснабжения и предупреждения опасных воздействий атмосферных и внутренних перенапряжений служат заземление отдельных элементов.

               Кабельная вставка воздушной линии  защищена по обоим концам кабеля от грозовых перенапряжений защитными аппаратами.

            На опорах ВЛ  на высоте 2-3 м. нанесены постоянные знаки:

-      порядковый номер опоры ВЛ;

-      информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ;

-      предупреждающие знаки на всех опорах в населенной местности.

2.3.      Кабельные вставки  при их длине менее 1, 5 км. должны быть защищены по обоим конца кабеля от грозовых перенапряжений вентильными разрядниками.

2.4.        Вентильные разрядники не должны иметь трещин, сколов, загрязненности, ожогов.     

                    

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЛ

 3.1.     При эксплуатации ВЛ выполняются следующие виды работ:

 3.1.1.   Включение ВЛ в работу.

 3.1.2.    Отключение ВЛ с переводом на резервную линию при техническом обслуживании или  проведении ремонтов.

 3.1.3.    Включение и выключение линии производится по письменной заявке диспетчеру электрических сетей …..

   3.2.    Эксплуатация ВЛ заключается в проведении технического и оперативного обслуживания, текущего и капитального ремонтов.

   3.3.     Оперативное обслуживание проводится при аварийном отключении ВЛ, при выводе линии в ремонт, при выводе линии в резерв.

   3.4.     Текущий ремонт проводится для обеспечения работоспособности электрооборудования и аппаратов и производится не реже 1 раза в год.

    3.5.    Капитальный ремонт ВЛ заключается в проведении комплекса мероприятий по поддержанию и восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ. При капитальном ремонте дефектные детали и элементы заменяются либо на равноценные, либо на более прочные, улучшающие эксплуатационные характеристики ВЛ.

 3.6.   Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет.

 3.7.   Для охраны ВЛ  устанавливается охранная зона, в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими на 2 м. с каждой стороны от проекций крайних проводов на поверхности земли при неотклоненном их положении.

 

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЛ

4.1.     Проверка состояния трассы ВЛ производится не реже 1 раза в год, измерение высоты кустарников и деревьев – по мере необходимости.

4.2.     Проверка состояния фундаментов опор производится 1 раз в 6 лет.

4.3.   При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ  от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

4.4.      У железобетонных опор проверяют антикоррозийный износ металлических элементов, прогиб и разрушение бетона.

4.5.      Измерение сопротивления изоляции штыревых изоляторов на ВЛ производится в соответствии с планами ППР, с учетом местных условий эксплуатации, а так же выборочно по результатам внешнего осмотра.

4.6.      Состояние линейной арматуры производится внешним осмотром, но не реже 1 раза в год.

4.7.      В обязательном порядке осмотр проводить после стихийных бедствий (снегопада, урагана,  ливневых дождей и.т.д.)

   4.8.      В труднопроходимой местности и в условиях неблагоприятной погоды  осмотр ВЛ должны выполнять два лица с группой по электробезопасности не ниже III. В остальных случаях осмотр может делать одно лицо с группой по электробезопасности не ниже II.

4.9.     При осмотре в темное время суток идти под проводами не разрешается.

4.10.    При поиске повреждений лица, осматривающие ВЛ, должны иметь предупреждающие плакаты, чтобы установить их при обнаружении неисправности.

4.11.    При техническом обслуживании у опор проверить состояние фундаментов, приставок.  Не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждения в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление.

4.12.     У опор не должно быть наклона или смещения в грунте, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений, отрывов механических элементов, коррозии металла, трещин и повреждения железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них.

4.13.    Оттяжки опор в сетях с изолированной нейтралью, закрепленные нижним концом на высоте менее 2, 5 м. от земли, должны быть заземлены с сопротивлением заземляющего устройства не более 10 Ом или изолированы при помощи натяжного изолятора, расчитанного на напряжение ВЛ и установленного на высоте 2, 5 м. от земли. В сетях с глухозаземленной нейтралью оттяжки должны быть присоединены к нулевому защитному проводу.

4.14.    На проводах и тросах не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок.

4.15.   Соединение проводов должно проводиться при помощи соединительных зажимов или сваркой.

4.16.    В одном пролете допускается не более одного соединения на каждый провод.

4.17.     Крепление проводов к штыревым изоляторам следует производить проволочными вязками или специальными зажимами.

4.18.     Изоляторы не должны иметь боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки на штыри или крюки, повреждения защитных рогов.

4.19.    На арматуре не должно быть трещин, перетирания или деформации отдельных деталей.

 

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

5.1.      Для подготовки рабочего места при работах на ВЛ должны быть выполнены следующие технические мероприятия:

        а)    произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры.

        б)    проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для эащиты от поражения электрическим током.

        в)      установить переносные заземления.

        г)    вывесить предупреждающие и предписывающие плакаты, оградить при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

         

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1.      Все работы на ВЛ, за исключением осмотров, производятся только по наряду-допуску.

6.2.    Надеть, полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

     6.3.    Перед каждым применением следует:

6.3.1. В очках проверить исправность очковых стекол (при наличии трещин, cколов, царапин пользование ими не разрешается), отрегулировать натяжение наголовной ленты.

6.3.2.  Перед каждым применением осмотреть диэлектрические перчатки, обратив внимание на отсутствие  механических повреждений, загрязнения и увлажнения, а также наличие проколов путем скручивания перчаток в сторону пальцев, проверить по штампу  не истек ли срок очередного испытания. Диэлектрические перчатки испытываются 1 раз в 6 месяцев.

6.2.3.  Галоши диэлектрические осмотреть с целью обнаружения возможных  дефектов (отслоения облицовочных деталей или подкладки, наличие посторонних жестких включений). Диэлектрические галоши испытываются 1 раз в год.

6.3.4.  Инструмент (отвертки, плоскогубцы, пассатижи, кусачки) осмотреть,  изолирующие покрытия не должны иметь дефектов, которые приводят к ухудшению внешнего вида и снижению механической и электрической прочности. Запрещается пользоваться неисправными защитными средствами, а также, если истек срок очередного испытания, указанный на штампе. Инструмент испытывается 1 раз в год.

6.4.   Переносить инструмент к рабочему месту  только в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках запрещается.

6.5.   Следить за тем, чтобы руки, одежда и обувь всегда были сухими. Помните, что работа связана с электрическим током.

6.6.   Обо всех замеченных недостатках на данном рабочем месте поставить в известность мастера  и лицо, ответственное за безопасное производство работ, и до их указаний к работе не приступать. Самому устранять какие-либо недостатки, если это не входит в круг ваших обязанностей,  запрещается.

6.7.         Подниматься на опору разрешается членам бригады:

      а) с группой по электробезопасности  III  при всех видах работ до верха   опоры;

      б) с группой не ниже II при работах со снятием напряжения -до верха опоры, а при работах без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, - не выше 2 м. до уровня нижних проводов;          

       в) с группой I при всех видах работ – не выше 3 м. от земли (до ног);

6.8.    При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом,  чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением;

6.9.      При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случаях их применения;

6.10.    При производстве работ с опоры, телескопической вышки без изолирующего звена или с другого механизма для подъема людей расстояние от человека или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м. Если при работах не исключена возможность приближения к перечисленным проводам на меньшее расстояние, они отключаются и заземляются на месте производства работ.

6.11.      Работа, связанная с непосредственным прикосновением к проводу, находящемуся под напряжением, допускается при условии изоляции человека от земли посредством изолирующих устройств;

6.12.    Запрещается работать на ВЛ, находящихся под напряжением, при тумане, грозе, дожде, снегопаде, в темное время суток, а так же при ветре, затрудняющем работы на опорах;

6.13.   При осмотре ВЛ подниматься на опору или конструкцию запрещается;

6.14.    Чистку арматуры с телескопической вышки без  изолирующего звена разрешается выполнять по наряду со снятием напряжения с проводов производителю работ или  члену бригады с группой не ниже III ;

6.15.    При расчистке трассы от деревьев производитель работ обязан перед началом работы предупредить всех членов бригады об опасности приближения к проводам ВЛ сваливаемых деревьев, канатов и.т.п.

6.16.  Стоять со стороны падения деревьев и залезать на спиливаемые деревья запрещается;

6.17.  В случае падения дерева на провода запрещается до снятия напряжения с ВЛ приближаться к дереву на расстояние менее 8 м.

6.18.   Запрещается групповая валка деревьев.

 

 

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ       

          За нарушение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации.

 

Скачать: