Должностная инструкция специалиста по автотехнической экспертизе

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция специалиста по автотехнической экспертизе [наименование организации, предприятия и т. п.]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.

1.2. На должность специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство", дополнительную подготовку по программе "Эксперт-автотехник I категории" с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее [значение] лет; на должность специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств"), "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительную подготовку по программе "Эксперт-автотехник II категории" с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее [значение] лет; на должность специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительную подготовку по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее [значение] лет (года).

1.3. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. В своей деятельности специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник руководствуется:

- законодательными и нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- уставом предприятия;

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

- настоящей должностной инструкцией.

1.5. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) должен знать:

- нормативные, методические и другие материалы, касающиеся автотехнической экспертизы;

- формы и методы проведения автотехнической экспертизы;

- организацию проведения работ по установлению стоимости объектов автотехнической экспертизы;

- порядок установления конкурентообразующих факторов использования объектов автотехнической экспертизы;

- таможенные правила;

- порядок заключения договоров купли-продажи объектов автотехнической экспертизы и регистрации переуступки прав собственности;

- международные договоры и соглашения, регулирующие правовые вопросы, связанные с объектами автотехнической экспертизы;

- конструкцию узлов и агрегатов автотехнических средств, принципы их работы, возможные повреждения и причины их возникновения;

- особенности конструкций современных зарубежных транспортных средств и их дополнительного оборудования;

- основы управляемости и устойчивости автомобилей;

- особенности системы "Автомобиль - водитель - дорога - среда движения" в зависимости от оснащенности автотехнических средств;

- Правила дорожного движения Российской Федерации;

- систему правления транспортными потоками;

- методы проведения расчетов, связанных с моделированием дорожных ситуаций, установлением длины тормозного и остановочного пути;

- формы и методы оценки транспортных средств;

- основы экономики и бухгалтерского учета;

- этику делового общения;

- правила проведения переговоров с клиентами;

- передовой отечественный и зарубежный опыт в области автотехнической экспертизы и использования результатов автотехнической экспертизы;

- правила и нормы по охране труда.

1.6. Во время отсутствия специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Функции

На специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) возлагаются следующие функции:

2.1. Проведение автотехнической экспертизы.

2.2. Осуществление деловых контактов с клиентами.

2.3. Консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию.

2.4. Оформление соответствующей документации.

2.5. Представление установленной отчетности.

III. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) обязан:

3.1. Осуществлять проведение автотехнической экспертизы, используя фактические данные о техническом состоянии транспортных средств, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке и действиях участников движения, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия.

3.2. В процессе осуществления экспертизы проводить исследование технического состояния транспортных средств с целью установления фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов, систем и дополнительного оборудования, причин их вызвавших в результате дорожно-транспортного происшествия или посторонних внешних воздействий (попадания различных предметов атмосферных явлений и т. п.).

3.3. Определять сложность и характер изменений (повреждений) транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ.

3.4. Обосновывать необходимость применения специального контрольно-диагностического оборудования и приборной базы, требующихся для восстановления поврежденных транспортных средств, в соответствии с техническими требованиями и требованиями государственных и международных стандартов, а также нормативных документов заводов-изготовителей транспортных средств, действующих на момент проведения экспертизы.

3.5. Устанавливать причины и время возникновения повреждений и технических неисправностей транспортных средств.

3.6. Анализировать возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, возгорания и т. п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия.

3.7. Исследовать обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы), в целях определения скорости и направления движения транспортного средства, тормозного остановочного пути, направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в различные моменты дорожно-транспортного происшествия.

3.8. Определять время преодоления транспортными средствами определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения, требующий принятия экстренных мер по предотвращению происшествия.

3.9. Проводить необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской Федерации, предотвратить дорожно-транспортное происшествие).

3.10. Устанавливать возможности водителя совершить необходимые действия для избежания или предотвращения случившегося путем снижения скорости движения в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения, причинную связь между действиями либо бездействием водителя по управлению транспортным средством и последствиями дорожно-транспортного происшествия.

3.11. На основе использования технических данных и учета объективных закономерностей проводить исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т. д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению.

3.12. Определять техническую возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным, полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов.

3.13. Обеспечивать научную обоснованность, полноту и доказательность проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств (автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов).

3.14. На основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводить исследования и давать рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии.

3.15. Выполнять работу по установлению предмета и цели проведения экспертизы, принадлежности прав собственности на объекты автотехнической экспертизы.

3.16. Анализировать информацию об объекте автотехнической экспертизы для проведения правовой экспертизы.

3.17. Обосновывать формы и методы автотехнической экспертизы.

3.18. Осуществлять деловые контакты, вести переговоры с клиентами, в соответствии с установленным порядком оформлять заключаемые договоры, контролировать их выполнение.

3.19. Консультировать клиентов по действующим правилам и требованиям нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов, касающихся проведения автотехнической экспертизы.

3.20. Обеспечивать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также правильность оформления документов, необходимых при осуществлении автотехнической экспертизы, составлять экспертное заключение, акты и установленную отчетность о проведенной работе.

3.21. Соблюдать требования по обеспечению конфиденциальности информации, используемой в процессе экспертизы.

3.22. [Вписать нужное].

IV. Права

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя предприятия).

4.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]