Учебный план и программа для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Машинист по стирке и ремонту спецодежды»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа разработана в соответствии с СТП 37.371.09012-03 «Система менеджмента качества. Подготовка, переподготовка и повышение компетентности кадров. Организация работы», ГОСТ 12.0.004-99 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии «машинист по стирке и ремонту спецодежды».

В сборник включены: квалификационная характеристика, учебный план, темати­ческие планы и программы по теоретическому и производственному обучению для под­готовки рабочих на 2-й разряд, а также экзаменационные билеты.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена 1 месяц в соответ­ствии с действующим Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабо­чих кадров (Приказ Минобразования №3477 от 29.10.01).

Обучение может осуществляться, как групповым, так и индивидуальным методами.

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с ЕТКС работ и профессией рабочих 1985г., выпуск 01.

В тематические планы изучаемого предмета могут вноситься изменения и дополнения, с учётом специфики предприятия, в пределах часов, установленных программой.

Производственное обучение проводится на рабочих местах хозяйственного участка предприятия.

Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной безопасной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий на рабочем месте, детально рассматривать с ними пути повышения произ­водительности труда и меры экономии материалов и энергии.

В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований безопасности труда. В этих целях преподаватель теоретического и мастер (инструктор) производственного обуче­ния, помимо изучения общих требований безопасности труда, которые необходимо со­блюдать в каждом конкретном случае, обращает внимание на соблюдение правил безопасности при работе на конкретном оборудовании.

К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими ус­ловиями и нормами установленными на предприятии.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи квалификационного экзамена.

Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с СТП 37.371.09012-03.

Обновление технической и технологической базы современного производства требует систематического включения в действующие программы учебного материала по новой технике и технологии, экономии материалов, повышению качества продукции, исключения устаревшего учебного материала, терминов и стандартов. Программы также должны дополняться сведениями по конкретной экономике.

Количество часов, отводимое на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять при условии, что программы будут выполнены полностью по содержанию и общему количеству часов.

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

"Машинист по стирке и ремонту спецодежды"

Код-17545

 

 

2-й разряд

 

 Характеристика работ. Стирка спецодежды, полотенец, штор в стиральных машинах и застирывание вручную. Сушка в сушильных барабанах (камерах) или естественных условиях, глажение на прессах, каландрах или вручную. Мелкий ремонт спецодежды вручную и на швейной машине, нашивка меток. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов. Прием, сортировка и выдача спецодежды. Оформление установленной документации.

 Должен знать: технологию стирки спецодежды из различных материалов; устройство, правила эксплуатации обслуживаемого оборудования; виды, свойства применяемых моющих и дезинфицирующих средств и способы их применения и приготовления; правила ведения установленной документации."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Машинист по стирке и ремонту спецодежды

Срок обучения 1 месяц

№ п/п

Курс. Предмет.

Кол-во часов

1.

Теоретическое обучение.

72

1.1.

Экономический курс

 

1.1.1.

Основы экономических знаний, организации и стимулирования труда рабочих

4

1.2.

Система менеджмента качества (СМК).

4

1.3.

Общетехнический курс.

24

1.3.1.

Электротехника.

6

1.3.2.

Материаловедение.

8

1.3.3.

Общие сведения о технической механике.

4

1.3.4.

Охрана труда, пожарная безопасность, в том числе: оказание первой доврачебной помощи, гигиена труда, медицинские осмотры.

6

 

(2)

1.4.

Специальный курс:

40

1.4.1.

Требования охраны труда при ведении работ.

4

1.4.2.

Оборудование и технология выполнения работ по профессии.

36

2.

Практическое обучение.

104

2.1.

Производственное обучение.

98

 

Консультации.

4

 

Квалификационный экзамен.

2

ИТОГО:

176

Примечание: при обучения рабочего по смежной (второй) профессии допускается производить обучение только по предмету «Специальный курс» с «Практическим обучением» и с добавлением отдельных тем по теоретическому обучению, по которым рабочий не был обучен по основной профессии.

 
 

1. Теоретическое обучение.

 

1.1. Экономический курс.

1.1.1. Тематический план и программа предмета «Основы экономических знаний, организации и стимулирования труда рабочих»

 

Тематический план

 

 

№ п/п

Темы.

Кол-во часов

1.

Основные статьи законодательства о труде.

1

2.

Нормирование труда. Прогрессивные формы организации и стимулирования труда.

1,5

3.

Экономические категории, критерии, показатели

1,5

ИТОГО:

4

 

ПРОГРАММА.

 

Тема 1. Основные статьи законодательства о труде.

 

Общие положения. Коллективный договор, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, гарантии и компенсации, трудовая дисциплина.

 

Тема 2. Нормирование труда.

 

Прогрессивные формы организации и стимулировании труда. нормирование труда (основные понятия и положения). Устранение потерь рабочего времени, аттестация рабочих, их рационализация, расширение зон обслуживания и совмещения профессий.

Формы оплаты труда, материальное и моральное стимулирование. Принципы организации производственных бригад, основные направления их совершенствования. Бригадные и индивидуальные формы организации труда на  заводе. Положение о производственной бригаде, совете бригады. Планирование организации производственной деятельности хозрасчетных бригад, КТУ.

Основные направления научной организации труда. Дисциплина труда и ее роль в организации трудовых процессов.

 

Тема 3. Экономические категории, критерии, показатели.

 

Повышение эффективности производства – основное направление работы предприятия. Производительность труда, как главный показатель эффективности производства.

Основные и оборотные фонды предприятия, фондоотдача.

Себестоимость продукции, как синтетический обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия.

Увеличение прибыли является окончательной целью снижения себестоимости выпускаемой продукции. Рентабельность продукции предприятия.

Понятие цены. Правильный уровень цены, как возможность возмещения расходов и получение определенной прибыли.

Сущность понятия «инфляция».

Акционерное общество, акция и курс акции, органы управления акционерным обществом, дивиденды.

Краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия.

 

1.2. Тематический план и программа предмета

«Система менеджмента качества».

Тематический план.

 

№ п/п

Темы.

Кол-во часов

1.

Международные системы качества.

История возникновения, цели и задачи.

0,5

2.

Требования к системе менеджмента качества, установленные ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

0,5

3.

Процессный подход – основа системы менеджмента качества.

0,5

4.

Принципы менеджмента качества.

0,5

5.

Обязательные документированные процедуры СМК.

0,5

6.

Руководство по качеству.

0,5

7.

Политика в области качества и обязательства администрации.

0,5

8.

Сертифицированная система менеджмента качества на ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» - постоянное улучшение, перспектива развития.

0,5

ИТОГО:

4

ПРОГРАММА.

 

1.3. Общетехнический курс.

 

1.3.1. Программа предмета «Электротехника».

 

Использование электроэнергии на производстве и в быту. Понятие об электрическом токе. Тепловое действие тока. Короткое замыкание и меры защиты. Электромагнитная индукция, принцип действия генератора и трансформатора. Создание многофазными токами вращающегося магнитного поля и принцип действия асинхронного двигателя.

Общие сведения об электроприводе. Электродвигатели и пускорегулирующая аппаратура, применяемая на обслуживаемом оборудовании. Классификация электрических устройств и помещений по степени электробезопасности и безопасное напряжение.

 

1.3.2. Программа предмета «Материаловедение».

 

Основные свойства и строение металлов и сплавов. Черные и цветные металлы и сплавы. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Инструментальные стали и сплавы. Неметаллические материалы.

 

1.3.3. Программа предмета «Общие сведения о технической  механике».

 

Основные законы динамики. Сила инерции. Понятие об ударе твердых тел. Основные элементы зубчатого колеса. Передаточные отношения многозвенных зубчатых передач. Зубчатые, червячные и цепные передачи, их конструкции и область применения. Методы измерения вращающегося момента и мощности. Понятие о статической балансировке вращающихся деталей. Принцип работы фрикционных и ременных передач.

 

1.4. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

 

1.4.1. Программа предмета «Требования охраны труда при ведении работ».

 

Основные причины травматизма при стирке и глажении спецодежды.

Вредные и опасные физические производственные факторы при ведении работ. Средства индивидуальной защиты. Меры личной безопасности при стирке и глажении спецодежды.

Меры безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов.

Правила безопасной эксплуатации стиральных машин, центрифуг, сушильно-гладильных катков, сушильных барабанов, прессов.

Соблюдение правил личной гигиены. Ознакомление с паспортными характеристиками оборудования. Опасные зоны оборудования. Знаки безопасности. Заземление оборудования. Подготовка оборудования к работе.

Осмотр рабочего места.

Требования охраны труда при стирке и глажении спецодежды.

Действия работников при возникновении аварийных ситуаций. Порядок оповещения и оказания доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае. Сохранение обстановки. Ответственность за нарушение охраны труда.

Основные причины возникновения пожара. Правила пользования средствами пожаротушения. Действия при пожаре.

Предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей (разовое, постоянное, в течение рабочей смены).

 

 

1.4.2. Тематический план и программа предмета «Оборудование и технология выполнения работ по профессии».

 

1.4.2. Тематический план и программа.

 

 

№ п/п

Темы.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

2

2.

Основные сведения о производстве и организации рабочего места.

4

3.

Устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования.

12

4.

Используемые моющие и дезинфицирующие средства.

2

5.

Порядок ведения работ

14

6.

Охрана окружающей среды.

2

ИТОГО:

36

 

 

Тема 1. Вводное занятие.

 

Ознакомление с целью и задачами обучения, с требованиями, предъявляемыми к машинистам по стирке и ремонту спецодежды, организацией учебного процесса, квалификационной характеристикой. Порядок выполнения пробной работы и проведения квалификационного экзамена.

 

Тема 2. Основные сведения о производстве и организации рабочего места.

Состав подразделений завода.

Безопасная организация рабочих мест. Осмотр до начала работ рабочего места: достаточность освещения, наличие средств пожаротушения, отсутствие посторонних предметов, которые могут мешать работе. Правила безопасности при стирке, сушке и глажении спецодежды.

Проверка безопасности, удобства рабочего места.

 

 

Тема 3. Устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования.

Устройство назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования:

- машин стиральных типа КП-019, КП-011;

- центрифуг прачечных типа КП-215, ЦПМ-50А;

- барабана сушильного КП-308;

- станка сушильно-гладильного КП-40;

- пресса гладильного автоматизированного КП-512.

Правила эксплуатации указанного оборудования.

Основные узлы и механизмы, подвергающиеся проверке и регулировке в процессе эксплуатации, вытяжная вентиляция.

Планово-предупредительный ремонт оборудования, его сущность и значение для безотказной эксплуатации оборудования.

 

Тема 4. Используемые моющие и дезинфицирующие средства.

Виды, свойства, применяемых моющих и дезинфицирующих средств (стиральный порошок, перекись водорода, жидкое стекло, сода кальцинированная и т.д.). Способы приготовления и применения растворов.

 

Тема 5. Порядок ведения работ.

Проверка внешним осмотром: неисправности используемого оборудования, отсутствие оголенных концов электропроводки, наличие и надежность заземляющих соединений, наличие ограждений и предохранительных устройств, блокировки, не позволяющей работать одной рукой, а также со снятыми ограждениями и др. защитными устройствами. Ведение установленной документации.

Тема 6. Охрана окружающей среды.

Экологические права и обязанности граждан России.

Административная и юридическая ответственность руководителей производств и граждан за нарушения в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Источники и виды загрязнений окружающей среды. Создание нормального экологического состояния окружающей среды.

Персональные возможности и ответственность рабочих данной профессии в деле охраны окружающей среды.

Требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха от загрязняющих веществ вентиляционными установками.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе.

Мероприятия по уменьшению пылесодержания выбрасываемого воздуха.

Порядок сбора отходов производства. 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Тематический план.

 

№ п/п

Темы.

Кол-во часов

 

1.

 

Вводное занятие.

2

 

2.

 

Требования охраны труда при ведении работ.

4

 

3.

 

Подготовка оборудования к работе.

8

 

4.

 

Технология выполнения работ на:

21

 

4.1

 

машинах стиральных

 

 

4.2

 

центрифугах прачечных, барабане сушильном

 

 

4.3

 

прессе гладильном, станке сушильно-гладильном

 

 

5.

 

Регулировка и обслуживание оборудования

10

 

6.

 

Выполнение работ машинистом по стирке и ремонту спецодежды.

45

 

Квалификационная пробная работа.

8

ИТОГО:

98

 

 

ПРОГРАММА.

 

Тема 1. Вводное занятие.

 

Ознакомление с рабочим местом, правилами внутреннего трудового распорядка, условиями труда машиниста по стирке и ремонту спецодежды, формами организации труда, режимами работы.

Инструктажи по ОТ (проводятся по каждому виду работ) и пожарной безопасности. Обучение пользованию средствами индивидуальной защиты.

 

Тема 2. Требования охраны труда при ведении работ.

 

Содержание программы по данной теме соответствует программе по теме 1.4.1. «Специального курса».

 

Тема 3. Подготовка оборудования к работе.

 

Убедиться внешним осмотром в исправном состоянии оборудования, в исправности подключения к электросети и пневмосети. Проверить наличие заземляющего устройства и его надежность крепления к станку. Проверить отсутствие обрывов и оголенных проводов. Убедиться в исправности крепления всех ограждений для надежного закрепления крышек наружного и внутреннего барабанов при загрузке и выгрузке обрабатываемых материалов, устройствами исключающими открытие крышек люков во время работы барабана и включение приводов барабана при открытых крышках загрузочных и разгрузочных люков. Убедиться в том, что возможность самопроизвольного переключения с холостого хода на рабочий исключена.

 

Тема 4. Технология выполнения работ:

 

4.1. на машинах стиральных

Перед пуском произвести осмотр машины стиральной, убедиться в исправности, открыть крышку загрузочного люка, произвести загрузку белья в барабан, не допуская загрузку более, чем указано в технических данных. Закрыть крышку загрузочного люка, надежно зафиксировать ее замком и фиксатором. Закрыть сливной клапан. В зависимости от производимой операции обработки белья в наружный барабан ввести: горячую воду через вентиль горячей воды; холодную воду через вентиль холодной воды; моющие средства через заливной лючок или вентиль; пар через паровой вентиль. Включить и остановить машину кнопками «Пуск», «Стоп». Следить за работой отдельных механизмов, контролировать уровень жидкости в машине, температуру, следить за давлением пара. По окончании обработки белья остановить машину, открыть крышку загрузочного люка, выгрузить белье в тележку.

4.2. на центрифугах прачечных, барабане сушильном

Мокрое белье, в соответствии с загрузочной массой, равномерно и плавно разложить в окружности ротора, предварительно растряхнув каждую вещь, закрыть крышку, установить ручку управления над крышкой, включить электродвигатель кнопкой «Пуск». После окончания отжима автоматически отключается двигатель и гаснет сигнальная лампочка. Рычагом затормозить ротор, открыть крышку, выгрузить белье. Отжатое в центрифуге белье растрясти и загрузить в барабан сушильный. Закрыть дверцу, установить реле времени на необходимое время сушки и нажать кнопку «Пуск». После окончания сушки барабан отключается, сигнальная лампа гаснет. Открыть дверцу, вынуть белье.

 

4.3. на прессе гладильном, станке сушильно-гладильном

Белье для глажения укладывается расправленным в бункер. Из бункера, разровняв переднюю кромку, на ленту транспортера. Транспортер подает белье к лотку. Перед входом плотного белья в зону глажения поднять тумблером на пульте управления валок и сразу, после входа в лоток передней кромки, опустить.

Выглаженное белье поступает на стол.

После окончания глажения валок поднимается для того, чтобы не сгорела «одежда» валка.

Перед началом работы на прессах гладильных открыть все вентили на линиях подсоединения и включить автоматический выключатель. После нагрева гладильной плиты уложить белье на нижнюю плиту, разгладить его руками (от середины к краям) и нажать кнопку «Поворот», которая осуществляет подачу плиты в зону глажения. Пока происходит сушка и глажение белья на одной нижней плите, уложить белье на другую и после окончания глажения на первой плите, когда прижатая плита с бельем опускается вниз, повторным нажимом кнопки «Поворот», подать вторую нижнюю плиту с бельем в зону глажения. Цикл повторяется.

В конце смены, после окончания глажения, надо подсушить прокладки нижних гладильных плит. Для этого пустить пресс в холостую (без белья) и произвести несколько циклов.

 

Тема 5. Регулировка и обслуживание оборудования

Для надежной, бесперебойной работы стиральных машин, центрифуг и сушильного оборудования необходимо производить техническое обслуживание: следить за чистотой и состоянием всех частей машины, проверять уровень рабочей жидкости в турбомуфте, пополнять смазку в подшипниках вала и шарнирных соединениях, кронштейнах, поддерживающих ось. В конце смены обязательно закрывать все вентили, отключать автоматические выключатели, проверять фильтры, натяжение клинового ремня, состояние калориферов и резьбовых соединений и т.д.

 

Тема 6. Выполнение работ машинистом по стирке и ремонту спецодежды.

 

Самостоятельное выполнение всего комплекса работ машиниста по стирке и ремонту спецодежды, предусмотренного квалификационной характеристикой.

Все работы выполняются под руководством мастера (или инструктора) производственного обучения.

Освоение установленных норм времени при соблюдении технических условий на выполняемые работы.

Работа должна выполняться с соблюдением технологических инструкций, инструкций по Охране труда и промышленной безопасности.

 

 

 

Приложение: экзаменационные билеты для проверки знаний рабочих, связанных с эксплуатацией погрузчиков на газобаллонном топливе на 2-х листах.

 

Приложение

Э К З А М Е Н А Ц И О Н Н Ы Е   Б И Л Е Т Ы

для проверки знаний рабочих по профессии

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

 

Билет № 1

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Назовите опасные свойства отходов.
  2. Технология стирки штор, полотенец.
  3. Назначение и устройство барабана сушильного.
  4. Ответственность за нарушение законодательства и иных нормативных актов по Охране труда.
  5. Что такое акция?

 

Билет № 2

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Дайте определение термина «качество».
  2. Технология сушки белья в сушильных барабанах.
  3. Назначение и устройство станка сушильно-гладильного.
  4. Виды инструктажей по охране труда.
  5. Что такое инфляция?

 

Билет № 3

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Назовите классы опасности опасных отходов  по степени их воздействия на человека и окружающую среду.
  2. Технология сушки белья на сушильно-гладильном станке.
  3. Назначение и устройство гладильного пресса.
  4. Что такое «заземление», как обозначается, для каких целей применяется?
    1. Что такое коллективный договор?

 

 

Билет № 4

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Дайте определение термина «Система менеджмента качества»
  2. Технология глажения белья на прессе гладильном.
  3. Как защитить гладильную поверхность лотка от коррозии (станок сушильно-гладильный)?
  4. Требования безопасности при работе на стиральных машинах, центрифугах и гладильном оборудовании.
  5. Что такое трудовой договор?

 

Билет № 5

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Назовите источники и виды загрязнений окружающей среды.
  2. Виды, свойства, применяемых Вами моющих средств в своей работе.
  3. Расскажите как работает пресс гладильный.
  4. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от поражения электротоком.
  5. Что такое оборотные средства?

 

 

Билет № 6

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Каким документом установлены требования к системе менеджмента качества.
  2. Виды и свойства, применяемых Вами дезинфицирующих средств в своей работе.
  3. Какие контрольно-измерительные приборы установлены на прессе гладильном?
  4. Нормы поднятия тяжестей, переноса тяжестей.
    1. Что такое основные средства, фонды?

 

 

Билет № 7

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Назовите запрещающие меры при обращении с опасными отходами.
  2. Расскажите о способах приготовления и применения моющих растворов.
  3. Как вы контролируете уровень жидкости в стиральной машине, температуру, давление пара?
  4. Правила перемещения в зоне «шагового» напряжения.
  5. Что такое амортизация?

 

 

 

Билет № 8

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. На что ориентирована, в первую очередь, система менеджмента качества?
  2. Что такое сталь?
  3. Принцип действия центрифуги прачечной.
  4. Основные причины пожаров на производстве. Средства и способы тушения пожаров.
  5. Что такое ликвидность акций?

Билет № 9

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Назовите виды контроля за деятельностью в области охраны окружающей среды.
  2. Что такое чугун?
  3. Назначение и устройство стиральной машины.
  4. Из каких разделов состоит инструкция по охране труда?
  5. Что такое прибыль?

 

 

Билет № 10

«машинист по стирке и ремонту спецодежды»

  1. Основные требования, предъявляемые к системе менеджмента качества, разработанной на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
  2. Технология стирки спецодежды.
  3. Назначение и устройство центрифуги прачечной.
  4. Средства тушения пожаров при загорании электроустановок.
  5. Что такое рентабельность предприятия, рентабельность продукции?

 

Литература.

  1. «Экономическая теория» под ред. А.И. Добрынина. Изд. дом «Питер» 2002 г.
  2. «Материаловедение» под ред. Ю.А. Геллера. М. «Металлургия» 1989 г.
  3. «Теоретическая электротехника» под ред. В.С. Попова. «Энергоатомиздат» 1990 г.
  4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Выпуск 01. 1985г.
  5. Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке, стирке ПОТ Р М 013-2000.
  6. Инструкция по охране труда  машиниста по стирке и ремонту спецодежды на хоз. участке.
  7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
  8. «Система менеджмента качества. Подготовка, переподготовка и повышение компетентности кадров. Организация работы».
  9. ГОСТ 12.0.004-99 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  10. 10.  Руководство и инструкция по эксплуатации стиральных машин.
  11. 11.  Руководство и инструкция по эксплуатации сушильно-гладильных машин.

 

 

 

Скачать: