Письмо Росприроднадзора от 11 января 2017 г. N АС-09-01-36/143

Добавлен на сайт: 
14.02.2017
Утвержден: 
Дата утверждения: 
11.01.2017

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ПИСЬМО

от 11 января 2017 г. N АС-09-01-36/143

 

О вступлении в силу

с 01.01.2017 отдельных положений законодательства

о государственном контроле

 

Росприроднадзор напоминает, что с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), и Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

Перечень нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте Росприроднадзора в подразделе "Перечень правовых актов" раздела "Проверки" по адресу: http://rpn.gov.ru/node/26529.

2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

Так, органы государственного контроля (надзора) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

проведения семинаров и конференций;

разъяснительной работы в средствах массовой информации;

распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

Росприроднадзор напоминает о необходимости проведения перечисленных и иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Программа профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренная ч. 1 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, будет утверждена и направлена в территориальные органы Росприроднадзора.

3. Предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. После вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации порядка составления и направления таких предостережений территориальным органам Росприроднадзора необходимо будет обеспечить их направление в случаях, предусмотренных Законом N 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ).

К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:

плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ;

административные обследования объектов земельных отношений;

исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 - 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

После утверждения Правительством Российской Федерации требований к содержанию проверочных листов (списков контрольных вопросов), а Росприроднадзором - самих проверочных листов, они могут быть использованы территориальными органами Росприроднадзора при проведении плановых проверок. Обязательность использования проверочных листов может быть в дальнейшем установлена в Положении о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426.

6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Содержание таких мер в Законе N 294-ФЗ не раскрывается, вместе с тем, по мнению Росприроднадзора, такими мерами в том числе могут быть: обращение в органы внутренних дел, получение сведений из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

8. Предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);

при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

9. В Законе N 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения (части 3.4, 3.5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

По решению руководителя, заместителя руководителя территориального органа Росприроднадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Кроме того, существенным нововведением является то, что орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. При подаче такого иска территориальным органам Росприроднадзора необходимо обеспечить представление документов, подтверждающих понесенные в связи с проведением проверки по такому обращению расходы (в том числе расходы, понесенные подведомственными Росприроднадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями).

10. В Законе N 294-ФЗ установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

11. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

В частности, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;

фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

При этом необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, территориальным органам Росприроднадзора необходимо возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ и направить соответствующие материалы для рассмотрения в суд.

Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

12. В Законе N 294-ФЗ изменены требования к содержанию распоряжения (приказа) о проведении проверки (ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

С целью реализации данных изменений Минэкономразвития России принят приказ от 30.09.2016 N 620 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Данным документом изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Территориальным органам Росприроднадзора при организации проверок необходимо руководствоваться новой типовой формой, утвержденной Минэкономразвития России. Соответствующие изменения будут внесены в форму распоряжения (приказа) о проведении проверки, утвержденную приказом Росприроднадзора от 30.04.2014 N 262 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности".

13. В ч. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Вместе с тем, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

14. Вступили в силу положения ч. 8 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий дополнение перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" видами государственного контроля (надзора), осуществляемыми Росприроднадзором.

После дополнения указанного перечня государственным экологическим надзором в положения, регулирующие осуществление государственного экологического надзора и его отдельных видов, могут быть внесены изменения, предусматривающие использование индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В настоящее время данные индикаторы при осуществлении государственного экологического надзора не применяются.

15. Вступила в силу ст. 8.45.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.

Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, наделяются полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.45.1 КоАП РФ, в пределах своих полномочий.

Кроме того, совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.25, 8.28, 8.31, 8.32 КоАП РФ, в лесопарковых зеленых поясах будет являться квалифицирующим признаком таких правонарушений.

Поручаю довести указанную информацию до сведения должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора.

 

А.Г.СИДОРОВ