Инструкция по охране труда для водителя автомобиля по перевозке сжиженного углеводородного сырья

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя автомобиля по перевозке сжиженных углеводородных газов, легкого углеводородного сырья и углеводородов группы пентанов (далее - СУГ), при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе в качестве водителя автомобиля (перевозки СУГ) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности, обученные правилам безопасности в газовом хозяйстве.

1.2. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) несет ответственность за правильную эксплуатацию автомашины заправщика, выполнение правил техники безопасности в газовом хозяйстве и дорожного движения.

1.3. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен быть обеспечен СИЗ в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н; выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускаются приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.

Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.

Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

1.4. Рукава для сжиженного газа должны быть антистатическими и каждые три месяца подвергаться осмотру и гидравлическому испытанию.

1.5. Перевозка СУГ должна осуществляться в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также на общее физическое состояние.

2.2. Администрация не имеет права заставлять выезжать водителя транспортировки СУГ, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние заправщика не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и Правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автомобиля (для перевозки СУГ) на заправочную станцию механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

2.4. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен перед выездом проверить техническое состояние агрегатов, систем и отдельных частей автомобиля, в частности:

- двигателя;

- тормозов;

- рулевого управления;

- фар;

- стоп-сигнала;

- указателей поворотов;

- звукового сигнала;

- устройства для отвода статического электричества;

- глушителя, который должен быть выведен вперед;

- фонаря-мигалки;

- знаков безопасности;

- 2-х огнетушителей;

- приспособления для крепления шлангов.

Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.

2.5. Исправность автомобиля перед выездом на заправочную станцию водитель подтверждает подписью в путевом листе.

2.6. В случае если перевозка СУГ будет выполняться в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т. п.)), а также колонной более 3-х транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения, выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД России.

2.7. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

- не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку "в обхват". При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.

3.2. Водителю запрещается:

- управлять транспортом в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или спать в кабине при работающем двигателе;

- выезжать на заправку в болезненном состоянии;

- передавать управление автомобилем другому лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления, либо удостоверения, не отмеченного в путевом листе.

3.3. Операции по приему и сливу СУГ должны быть механизированы.

3.4. Заправка автомобиля СУГ производится только при наличии средств безопасности.

3.5. Водитель автомобиля для заправки СУГ должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.

3.6. Водитель автомобиля для перевозки СУГ должен начинать движение только после включения фонаря-мигалки. Скорость движения автомобиля при перевозке СУГ не должна превышать 50 км/ч, а на поворотах - 10 км/ч.

3.7. При сливе сжиженного газа с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие открытого огня, наличие надежного заземления.

3.8. Присоединение шлангов, открывание и закрывание вентилей цистерн и емкости проводить осторожно, не допуская ударов, могущих вызвать искрообразование.

3.9. Запрещается применение металлических инструментов, дающих при ударе искру.

3.10. При проведении технологических операций, связанных со сливом сжиженного газа из автоцистерны, должны выполняться следующие требования безопасности:

- двигатель автоцистерны должен быть выключен, за исключением случаев, когда автомашина оборудована насосами для перекачки сжиженных газов с приводом от двигателя автомашины, в этом случае обязательно проверить наличие и исправность искрогасителя на выхлопной трубе автоцистерны, заземлить автоцистерну;

- присоединить шланг одним концом к вентилю газовой фазы автоцистерны, а другим концом - к вентилю газовой фазы групповой установки;

- присоединить шланг жидкостной фазы одним концом к сливному вентилю цистерны, а другим концом - к исполнительному вентилю групповой установки;

- открыть вентиль газовой фазы из групповой установки и сливной на автоцистерне и наблюдать за сливом;

- слив газа может происходить вследствие разности уровней жидкости в цистерне и емкости, если автоцистерна оборудована насосом принудительно;

- в летний период, когда давление газа в автоцистерне значительно выше, чем в групповых установках, присоединение шлага паровой среды не обязательно;

- запрещается останавливать автоцистерну, заполненную газом, возле мест с открытым огнем и мест, где возможно скопление большого количества людей.

3.11. После заполнения групповой установки до заданного уровня необходимо:

- закрыть сливной вентиль на автоцистерне;

- поднимая наполнительный шланг, слить из него оставшийся сжиженный газ в емкость и закрыть на ней наполнительный вентиль;

- открыть вентиль обводной линии и сбросить остатки газа из рукава в газовую сеть, закрыть вентиль на обводной линии;

- закрыть вентили газовой фазы на автоцистерне и групповой установке;

- осторожно отсоединить шланг от емкости и автоцистерны, спуская постоянно оставшиеся там пары сжиженного газа;

- после отсоединения шлангов штуцера вентилей должны быть заглушены специальными заглушками и опробованы на плотность мыльной эмульсией.

3.12. В темное время суток пользоваться аккумуляторными фонарями, выполненными во взрывобезопасном исполнении.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо:

- вызвать инспектора ГИБДД;

- поставить в известность руководство.

4.2. При возникновении пожара следует использовать порошковые и углекислотные огнетушители, вызвать пожарную охрану, поставить в известность руководство.

4.3. При аварии или несчастном случае остановить двигатель, оказать медицинскую помощь пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить о случившемся руководителю работ.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Водитель автомобиля для СУГ обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.

5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения. Добавить, где необходимо, смазки.

5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.

5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности, сообщить об этом механику.