Инструкция по охране труда, безопасности и производственная инструкция для слесарей-ремонтников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием подъемных сооружений

Добавлен на сайт: 
04.08.2016

 1. Общие требования  охраны труда и безопасности

 

 

1.1. Для выполнения обязанностей слесаря-ремонтника занятого ремонтом и техни­ческим обслуживанием подъемных сооружений (далее ПС) допускаются лица имеющие соответствующую квалификацию слесаря-ремонтника, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний, дополнительно обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в аттестационной комиссии организации (с получением удостоверения на право самостоятельной работы).

          Иметь вторую квалификационную группу по электробезопасности. Повторная проверка знаний по электробезопасности не реже одного раза в 12 месяцев.

1.2. Допуск к самостоятельной работе слесарей по ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемных машин оформляется  приказом по организации после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедших стажировку в установленном порядке,  выдачи на руки  настоящей инструкции (под роспись). Повторный инструктаж проводится не реже один раз в 3 месяца.

 1.3. Повторная проверка знаний слесарей проводится аттестаци­онной комиссией в объеме настоящей инструкции:

1.3.1. Периодически не реже одного раза в 12 месяцев;

1.3.2. При переходе на другое место работы;

1.3.3. По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС или инспектора Ростехнадзора.

Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.

1.4. При использовании для ремонта грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь-ремонтник должен соблюдать требования инструкции «По охране труда, безопасности и производственная инструкция работников, эксплуатирующих подъемные сооружения, управляемые с пола».

 1.5. Слесарь – ремонтник, занятый ремонтом и обслуживанием ПС должен знать:

1.5.1. Назначение, устройство и принцип действия всех меха­низмов обслуживаемой машины и руководство по техническому обслужи­ванию и ремонту на техническое устройство.

1.5.2. Основные причины неполадок и аварий в механизмах грузоподъемной машины, уметь находить и устранять их;                                              

1.5.3. Технологический процесс ремонта, сборки и монтажа механического оборудования грузоподъемной машины, назначение и применение технологической документации;

1.5.4. Методы и приемы выполнения слесарно-монтажных работ;

1.5.5. Назначение, устройство, правила подбора и применения рабочих, измерительных и слесарно-монтажных инструментов, обращение с ними и правила хранения;

1.5.6. Ассортимент и назначение смазочных материалов, приме­няемых для смазки механического оборудования грузоподъемных машин.

1.5.7.Инструкцию для слесаря – ремонтника и настоящую инструкцию.                                                                                                              

 1.5.8. Установленный на предприятии порядок обмена сигналами при перемещении грузов с применением ПС (приложение 1);

1.5.9. Порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахват­ных приспособлений, канатов и тары.

1.5.10.  Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин (приложение 2);

1.5.11. Требования, предъявляемые к рельсовым путям, их со­держанию и заземлению, предельные нормы браковки основных элементов рельсовых путей (приложение 3);

1.5.12. Меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов;

1.5.13. Способы оказания первой (доврачебной) помощи постра­давшему при несчастном случае, отравлении или внезапном заболевании.

1.5.14. Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

1.6. При получении новой (незнакомой) работы требуйте от мастера дополнительного инструктажа по охране труда и безопасности.

1.7. На территории организации необходимо выполнять требования инструкции….                                                         

1.8. Слесари-ремонтники обязаны соблюдать "Правила внутреннего трудового распорядка для работников ".                                                    

1.9. Соблюдать установленный в организации режим труда и отдыха, продолжительность рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.                

 Суммарное время на отдых, личные надобности в течение смены - 35 минут.

           Сверхурочные работы допускаются в случаях предусмотренных ТК РФ.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факто­рами в зависимости от места нахождения слесаря являются:

-        движущиеся машины и механизмы могут привести к травме;

-         подвижные части производственного оборудования могут привести к травме;

-        острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования, инструментов и приспособлений могут привести к травме;

-        повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны может привести к отравлению и заболеванию;

-        повышенная или пониженная температура поверхностей оборудо­вания, материалов и рабочей зоны могут привести к заболеванию;

-        повышенный уровень шума на рабочем месте может привести к снижению слуха;

-        повышенная или пониженная влажность воздуха и его подвижность

могут привести к заболеванию;

-        опасный уровень напряжения в электрической цепи замыкание которой может произойти через тело человека - может привести к электротравме;

-        недостаточная освещенность рабочей зоны может привести к заболеванию органов зрения;

-        расположение рабочего места на значительной высоте может привести к травме (падение );

-        токсическое воздействие минеральных масел, керосина, растворителей и т.п. может привести к отравлению.

1.11. Нормы выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Наименование

Срок /мес./

Кол-во

Костюм хлопчатобумажный ГОСТ 27575 

12

1

Рукавицы комбинированные ГОСТ 12.4.010

1

12 пар

Ботинки кожаные Р 12.4.187

12

1 пара

Очки защитные 12.40.13

до износа

 

На наружных работах зимой дополнительно:

 

 

Куртка на утепленной прокладке ГОСТ 29335

30

1

Каска защитная  ГОСТ EN 397-012

дежур.

1

Подшлемник под каску

дежур.

1

1.12. Слесарь-ремонтник должен получить противопожарный инструктаж, знать свойства и правила обращения с горючими, легковоспламеняю­щимися и другими опасными веществами, знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения, уметь пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте.

1.13. Слесарь-ремонтник, занятый ремонтом и техническим обслуживанием грузоподъемных машин должен:    

1.13.1. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья или другого работника, в том числе о проявлении признаков острого отравления, профессионального заболевания.                                                      

1.13.2.Уведомить руководителя о неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента до начала работы или во время рабочего дня после об­наружения неисправности.                                                      

1.4. Слесарь-ремонтник должен знать и соблюдать правила личной гигиены, перед едой мыть руки с мылом, не принимать пищу на рабочем месте, а использовать для этой цели специальное помещение. На работе ходить в чистой и исправной спецодежде.

1.5. Ответственность.

Слесари-ремонтники занятые, ремонтом и техническим обслуживанием грузоподъемных машин, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за допущенные ими нарушения требований настоящей инструкции.

 

 

2. Требования   охраны труда и безопасности перед началом  работы

 

 

 

2.1. Наденьте полагающуюся по нормам , находящуюся в исправном состоянии спецодежду, специальную обувь. Подберите необходимые средства индивидуальной защиты (очки, рукавицы и др.).

2.2. Внимательно осмотрите место работы, приведите его в порядок, уберите все мешающие работе посторонние предметы. Инструмент и детали располагайте так, чтобы избежать лишних дви­жений и обеспечить безопасность работы.

Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место.

2.3. Проверьте наличие и исправность инструмента согласно п. 3.1. настоящей инструкции.

При работе применяйте только исправные инструменты и приспо­собления.

2.4. Переносите инструмент к рабочему месту на ПС только в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках при входе по лестнице на ПС запрещается. При спуске и подъеме по лестнице ПС или ремонтной площадки держитесь за поручни обеими рука­ми, перехватываясь поочередно каждой рукой. Одновременно отрывать от поручней обе руки запрещается.

2.5. Проверьте освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза.

2.6. Если рядом производятся электросварочные работы, потре­буйте от администрации установления щита (ширмы) для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей или наденьте специаль­ные защитные очки.                                                    

2.7. Перед чисткой, ремонтом, осмотром находящейся в эксплуа­тации грузоподъемной машины и ее частей (механической части)                                                    требуйте ее остановки и отключения от электросети, кото­рое должно производиться электромонтером .

2.8. При работе около движущихся частей станков и механизмов требуйте ограждения опасных мест.

2.9. Вывод ПС в ремонт и техническое обслуживание произво­дится специалистом, за содержание ПС в работоспособном состоянии, в соответствии с графиком ППР.                                                    

2.10. На производство планового ремонта мостовых и консольных передвижных ПС, а также при необходимости выхода на рельсовые пути выдаются наряды-допуски.

 

 

3. Требования  охраны труда и безопасности  во время  работы

 

 

3.1. При выполнении работ предусмотренных квалификацией слесаря-ремонтника  соблюдайте требования изложенные в инструкции «По охране труда для слесарей-ремонтников производственного оборудования»

3.2. Расплавление свинца, баббита и других металлов произ­водите непосредственно под вытяжной вентиляцией в защитных очках.

3.3. При необходимости ремонта электрической части грузо­подъемной машины сообщите специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.

3.4. Промывайте детали керосином и обдувайте их сжатым воз­духом в специально отведенных местах под местной вытяжной вентиля­цией с соблюдением правил пожарной безопасности.

3.5. При проведении периодических осмотров грузоподъемных машин производите тщательную проверку состояния и работы всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструк­ций, состояние рельсовых путей. О результатах осмотра внесите за­пись в «Журнал учета технических обслуживаний грузоподъемных машин, установленных в цехе»  или вахтенный журнал тех­нического устройства.                                              

3.6. При обнаружении дефектов, которые не можете устранить, самостоятельно сообщите специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.

3.7.Замену масел производите в сроки, указанные в инструкции, выпуск загрязненного масла из редукторов, промывку и наполнение их чис­тым маслом по установленным нормам, а также смазку канатов.

3.8. При проверке механизмов ПС слесарь-ремонтник обязан:

3.8.1. Проверить шпоночное крепление муфт, соединяющих валы электродвигателей, редукторов и др. При обнаружении люфта, устра­нить его. При износе шпонок заменить их новыми.

3.8.2. При обнаружении ослабления болтового соединения по­ловин соединительной муфты подтянуть ослабевшие гайки. При износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца.                                                                                                          

3.8.3. При ослаблении в редукторе крепления бронзового вен­ца червячного колеса на ободе или шпоночного крепления его на валу устранить этот опасный дефект.

3.8.4. Не допускать продольного перемещения- червяка в упор­ном подшипнике, вызывающего удары при пуске и остановке электро­двигателя.

3.8.5. Не допускать провертывания внешних колец шариковых подшипников в корпусе подшипников и следить за тем, чтобы внутрен­ние кольца плотно сидели на шейке вала.

3.8.6. При обнаружении излома зуба любой шестерни механиз­мов или трещины во вращающихся деталях механизмов ПС (зубча­тые колеса, блоки, тормозной шкив, муфта и др.) прекратить работу ПС до смены дефектной детали, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.

3.8.7. Проверку и регулировку тормозов грузоподъемных машин производите в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

3.8.7.1. При обнаружении даже небольших трещин или надрывов                                               

в тормозной ленте прекратить работу ПС, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.                                                               

3.8.7.2. При износе накладок у колодок тормозов, на величину большую указанной в инструкции по эксплуатации - сменить изношенные  накладки.

3.8.8. Следить, чтобы все доступные вращающиеся части меха­низмов грузоподъемной машины, как зубчатые передачи, валы, храпо­вики, звездочки, шпонки и прочее были закрыты ограждениями соответ­ствующей конструкции.

3.8.9. Проверить состояние крепления рельсов, наличие и крепление предохранительных щитков у колес ПС и те­лежки, их опорных деталей, а также упоров по концам пути.

3.8.10. Следить за исправным состоянием ограждений, перил, обшивки ограждений по низу галереи моста ПС, а также за состоя­нием лестниц, ведущих на посадочные площадки ПС и ремонтных площадок.                                             

3.8.11. Периодически проверять состояние настила на галерее ПС, а также проверять, нет ли опасности случайного прикоснове­ния к троллеям при выходе из кабины на настил ПС.                                                     

3.8.12. Проверять, нет ли буксования ходовых колес моста, вызывающего перекос фермы, при обнаружении этой неисправности немедленно устранить ее, а в случае невозможности устранения прекратить работу ПС, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.

3.8.13. Следить за своевременной смазкой всех механизмов ПС и отсутствием течи смазки из подшипников и редукторов.

3.8.14. Регулярно производить осмотр металлоконструкции на наличие трещин в сварных соединениях и деформаций.

3.9. К плановому ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемной машины приступайте только с разре­шения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние.                                                   

3.10. Ремонт ПС производить только на ремонтных площадках. Перед началом ремонтных работ ПС должен быть обесточен путем выключения рубильника главных троллейных проводов.                                                  

Кроме того, выключите рубильник в кабине ПС. Подблокированные входные двери на мост не закрывайте. Обязательно вывесьте на обоих рубильниках запрещающие плакаты "Не включать -  работают люди".

3.11. При работе на рельсовых путях или вблизи их предупредите об этом крановщика и потребуйте установки упоров, которые делают невозможным подхода ПС к рабочим местам.

3.12. Хождение по рельсовым путям категорически запрещается. Выход на надземные рельсовые пути разрешается только по наряду-допуску.

3.13. Пробные включения ПС по окончании ремонта могут производиться только по указанию и в присутствии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние, после проверки им и крановщиком возможности пуска ПС и отсут­ствия посторонних предметов и инструмента на ПС.

3.14. К ремонту, по вызову крановщика, приступайте только после получения ключа-марки ремонтируемого ПС.                                                         

О произведенном ремонте внесите соответствующую запись в вахтенный журнал грузоподъемной машины (технического устройства).

3.15. При пробном пуске ПС, находясь на мосту, остерегай­тесь захвата одежды вращающимися частями механизма, а также ударов о фермы перекрытий, особенно при наличии на одних рельсовых путях нескольких мостовых ПС.

Не находитесь около троллейных проводов, не ездите без надобности на мосту ПС.

 

                                         

4. Требования  охраны труда и безопасности в аварийных ситуациях

 

 

4.1. При обнаружении возможной опасности предупредите других работников и немедленно сообщите администрации цеха. 

4.2. При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) прекратите работу и предупредите других работающих об опасности.

4.3. При возникновении на грузоподъемной машине пожара отклю­чите источник электропитания, вызовите пожарную охрану по тел 2-01 или 112 (сотовый) и присту­пайте к тушению пожара пользуясь имеющимися средствами пожаро­тушения.

4.4. При аварии или несчастном случае немедленно поставьте в известность мастера, окажите первую медицинскую помощь пострадав­шему, вызовите скорую помощь 112 (сотовый) и сообщите лично или по тел. 1-93 в здравпункт.  Обеспечьте сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки.                                                       

.

                                                       

 5. Требования  охраны труда и безопасности по окончании  работы

 

 

5.1. Приведите в порядок рабочее место. Инструмент и приспо­собления протрите и сложите на отведенное для них место.

5.2. Уберите отходы производства с рабочего места в установленные места, согласно их маркировки.

5.2. Сдайте смену, сообщите своему сменщику и мастеру обо всех недостатках, обнаруженных на ПС .

5.3. Приведите в порядок спецодежду, приберите ее в отведенное для хранения место, вымойте руки и лицо теплой водой с мылом или примите душ.

 

Скачать: